Погода

По Бурятии снова передают штормовое

Коронавирус: профилактика, новости

В Бурятии коронавирус подтвердился еще у 26 человек

Лесные пожары

В Бурятии тушили 4 лесных пожара в прошедшие сутки

Дежурная часть. Происшествия

В Бурятии будут судить мужчину, забившего насмерть совком своего гостя

Зурхай

Зурхай на 30 апреля от настоятеля Курумканского района

Парламентское обозрение

Спикер Хурала Бурятии поздравляет с Днем Победы

Экономика | Главное

Бензин в России хуже, чем в Уганде

Экономика 27 Апреля 2009 г., 00:00

Фото: AFP

Источник: "Известия"

Теги:

бензин
Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Наше автомобильное топливо отстает по качеству не только от немецкого, но даже от нигерийского, угандийского и папуасского. Международный центр качества топлива (International Fuel Quality Center, IFQC), исследовав сотню стран, поставил Россию только на 84-е место. Как же получается, что, живя в крупнейшей нефтедобывающей стране, наши автомобилисты до сих пор получают такое отвратительное топливо? И при этом стоит оно дороже, чем в других странах? Ответить на эти вопросы должны наши нефтяники, которые в последние годы предпочитали тратить деньги на яхты, а не на инвестиции в современное производство.

Не пользуйтесь незнакомыми заправками без необходимости. Эту истину в России знает каждый. Могут и воду залить, и просто нечто, от чего двигатель "не тянет". Даже под вывеской известной нефтяной компании вам могут впарить все что угодно, потому что бренд просто покупается.

То, о чем мы раньше и так знали, теперь подтверждено исследователями из IFQC. Бензин они сравнивали по одному параметру - содержанию серы. Результат оказался предсказуемым. Лучший бензин в Германии и Японии. За ними идут европейские страны и Южная Корея. Середину списка занимают развивающиеся страны вроде Украины, Китая, Боливии, Конго и Кот-д'Ивуара. Среди них на 44-м и 45-м местах затесались Соединенные Штаты и Канада. Россия же оказалась почти в самом конце между Панамой и Сербией с Черногорией. Опередить нам удалось лишь государства вроде Пакистана, Брунея и Парагвая (он занял последнее место).

Конечно, рейтинги - вещь условная. Верить им можно далеко не всегда. Но в этот рейтинг почему-то верится. Ведь вряд ли найдется в России автолюбитель, который не становился жертвой заправщиков.

"Левое" топливо: попробуй докажи!

- Российское топливо? - смеется председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. - Оно не отвечает никаким нормам! Лучше всего на заправках поблизости от НПЗ, но отъедешь чуть подальше - и уже рискуешь купить суррогат.

Вероятность получить такую бурду в бензобак особенно высока в Татарии, Башкирии, на юге страны. Там, где нефть добывают, там бензин часто и подделывают. Сделать это несложно. Достаточно взять на ближайшем нефтезаводе так называемый прямогонный бензин. Его получают непосредственно из нефти после первой перегонки. К нему надо подмешать недорогих присадок и улучшителей - и получите 92-й или даже 95-й. Продажей такой бурды грешат очень многие заправки. Серы в ней - выше всяких норм. Вода тоже встречается. Это - худшее из худших топливо в России.

- Знаете, почему наши водители покупают американские грузовики? - раскрыл нам неожиданно тайну Александр Котов. - У них двигатели под капотом спереди. Если солярка замерзла, то, пока ремонтируешь двигатель, можно бегать в кабину греться. А вот в "КамАЗах" и "МАЗах" кабина поднимается, и на морозе приходится замерзать.

Почему же сбыт низкокачественного топлива безнаказанно сходит с рук? Доказать, что вам залил плохой бензин именно этот заправщик, очень тяжело.

- Сколько в стране суррогата - никто не знает, потому что нет контроля. А нет контроля - нет и статистики, - объясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.

В общем, с "левым" бензином все понятно. Но ведь у нас и настоящий - тот, что с НПЗ, - не выдерживает критики. Почему?

Плохой, чтобы машины не ломались

У тех, кто топливо производит, - своя правда: какие машины - такой и бензин.

- Все это глупости, - уверена начальник лаборатории ВНИИ нефтепереработки Елена Никитина. - Бензин делается для конкретного двигателя. Мы можем ввести любые нормы - хоть "Евро-99", но экология лучше не станет. Потому что, если двигатель без нейтрализатора, толку не будет.

А таких машин, отвечающих нормам "Евро-1" или ниже, в автопарке страны больше половины, признает Аркуша.

- Да, компьютеры в современных движках ломаются, если залить некачественное топливо, - соглашается он. - Но точно так же сломается и старый двигатель, если дать ему "чистый" бензин. Почему? Потому что сера обладает смазывающими свойствами.

Так вот почему у нас бензин плохой - чтобы двигатели не ломались! Это забота о потребителях. Странно только, что в той же Европе старых машин тоже немало, но никто еще не жаловался, будто хороший бензин разъедает их изнутри. А если судить по состоянию подержанных машин из Европы, тамошнее топливо здорово продляет им старость.

Нефтяники: у нас все хорошо

На самом деле проблема в том, что даже дорогой высокооктановый бензин у нас содержит много серы. Его плохое качество компенсируется присадками. Берем 92-й, добавляем немного финских химикатов - и вот вам 95-й или даже 98-й. И не важно, что от такого "микса" свечи горят. Об этом знают только водители и механики. Представители нефтяных компаний вообще делают вид, что о проблемах с качеством бензина никогда и не слышали.

- Мы производим топливо, качество которого полностью отвечает стандартам, установленным государством, - говорит начальник управления информации НК "Роснефть" Николай Манвелов.

- Мы уже давно делаем дизельное топливо, отвечающее стандарту "Евро-5", а бензин производим "Евро-3", - уверяет пресс-секретарь НК "ЛУКОЙЛ" Дмитрий Долгов.

- Мне вообще удивительно, что подобное исследование обсуждается в России. Позиция Запада и его заинтересованность в составлении таких рейтингов ясны, а вот зачем это нашим СМИ, мне непонятно, - разоткровенничался еще один нефтяник.

Что ж, у нефтяников своя правда. Действительно, на некоторых заправках, в основном столичных, есть специальные пистолеты с качественным топливом. Ему придумывают красивые рекламные названия. Но оно дороже. Но вот вопрос: если весь бензин качественный, то зачем нефтяные компании сами же на заправках делят его на "хороший" и "не очень"? Нестыковочка получается...

Строить НПЗ? Кому это надо...

На самом деле хороший бензин в России действительно есть, его выпускают на современных НПЗ, построенных в последние годы. Но их немного. Например, из выпускаемого в стране Аи-95 нормам "Евро-3" и "Евро-4" отвечает меньше трети. Среди Аи-92 качественным можно назвать менее четверти бензина. И практически весь он уходит на экспорт в Европу. Это выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. Доходит до смешного: финская нефтяная компания Neste, построившая сеть заправок в районе Петербурга, торгует... российским бензином. Хотя обладает огромными НПЗ в Финляндии. Но качественное топливо везти в Россию нет смысла.

На наш рынок идет преимущественно топливо, выпущенное на старых, еще советской постройки, НПЗ. Соответствующего качества. До сих пор на половине нефтеперерабатывающих заводов в стране глубина переработки нефти составляет лишь 50-70% и только у пяти превышает 80%. При этом в США "черное золото" перерабатывают на 92%. Почему это так важно? При высокой глубине переработки резко повышаются объемы выпуска высококачественных светлых нефтепродуктов.

- У нефтяников нет больших стимулов забивать себе голову качеством бензина, - считает аналитик инвесткомпании "Файнэншл бридж" Дмитрий Александров. - Во-первых, продавать сырую нефть им проще и привычнее. Во-вторых, постройка НПЗ требует нескольких миллиардов долларов, и окупится он только за 7-10 лет. Для нашей страны это слишком далекое будущее. И наконец, в стране до сих пор нет налоговых стимулов выпускать качественный бензин.

Налоги с литра бензина от его качества не зависят. Водитель к ответу не привлечет. Вот и получается, что при продаже плохого бензина маржа у нефтяных компаний выше.

Впрочем, Елена Никитина, несмотря ни на что, уверена, что строить новые НПЗ - это все равно что вымогать у нефтяного магната последнюю копейку.

- У меня складывается впечатление, что нам хотят просто разрушить нефтепереработку, - возмущается она. - Ведь на переоборудование затраты колоссальные, но эффекта для экологии это не даст.

Так все-таки станет когда-нибудь качество российского бензина достойным нефтяной державы?

- Не думаю, что в скором времени что-то радикально изменится при нынешних крайне неспешных темпах модернизации и строительства НПЗ. Много хорошего бензина появится лет через 10, не раньше, - считает Дмитрий Александров.

И правда, если уж при 150 долларах за баррель у нефтяных компаний денег на заводы не нашлось, то сейчас - при 50 - и подавно не найдется.

Павел Арабов, Анастасия Любимова

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

24 Августа 2018 г.

«Киберпреступники уже давно не имеют национальных границ»

Сбербанк подключился к борьбе с мировой киберпреступностью. Организация стала первым партнером-основателем Центра кибербезопасности Всемирного экономического форума. Стороны подписали соответствующее соглашение. Они договорились об информационном и технологическом сотрудничестве. Свои подписи под договором поставили глава Сбербанка Герман Греф и основатель Всемирного экономического форума, профессор Клаус Шваб. Как именно Сбербанк будет бороться с кибератаками? Об этом «Коммерсантъ FM» в интервью рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

17 Июля 2017 г.

Энергичные люди: эффективный бизнес Сергея Иванова

Свою деятельность в электроэнергетике господин Иванов С.В. начал в 2009 году путем регистрации компании ООО «Энком» с уставным капиталом в 10 000 рублей и договором аренды на «метр электрических сетей». И еще несколько мелких дочерних компаний.

19 Января 2017 г.

Кто платит за тепло в Забайкалье

В конце декабря 2016 года в Сибирском федеральном округе произошло знаковое событие, так или иначе способное изменить жизнь всех, кто живет за Уралом. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий подписал постановление о повышении тарифов ЖКХ на 15%, заявив, что считает свое решение непопулярным, но экономически целесообразным.

24 Ноября 2016 г.

Деньги со вкусом: как заработать миллионы на необычном мороженом

Две девушки купили убыточное производство мороженого, сделали ставку на необычные вкусы и нестандартные каналы продаж. Сейчас мороженое для веганов и любителей здорового образа жизни приносит 5 млн руб. выручки в месяц.

5 Ноября 2016 г.

Дорожный кризис. Почему дороги в Бурятии строят иногородние строители и чем это грозит республике

Сложная экономическая ситуация в Бурятии подкосила многие предприятия, на слуху ряд громких банкротств и неоднозначных решений вроде смены юридического адреса с Улан-Удэ на другие города с налоговыми льготами. Не осталась в стороне и строительно-дорожная отрасль.

Лента новостей
09.05.2021

14:10 Общество

Танк Т-34 во второй раз прошёл на параде Победы в Улан-Удэ

14:02 Здравоохранение

В Бурятии коронавирус подтвердился еще у 26 человек

13:45 Политика и власть

Глава Бурятии: «Великая Победа объединила народы и объединяет поколения»

13:12 Общество

На главной площади Улан-Удэ прошел парад Победы

06:27 Общество

Спикер Хурала Бурятии поздравляет с Днем Победы

08.05.2021

07:00 Общество

Председатель Улан-Удэнского городского Совета депутатов поздравил с Днем Победы

07.05.2021

09:55 Город

Жителей Верхней Березовки в Улан-Удэ проверят на законность земельных участков

06.05.2021

07:51 Общество

В школах Бурятии проходят беседы и классные часы о переписи населения

05.05.2021

12:47 Здравоохранение

В Бурятии за сутки коронавирус подтвердился у 24 человек, 25 выздоровели, 1 пациент умер

12:41 Город

В Улан-Удэ сегодня теплоэнергетики проводят температурные испытания

12:33 Общество

Дорожники усилили патрулирование федеральных трасс в период непогоды

12:29 Происшествия

«Поиски завершены»: В Бурятии нашли тела двух туристов, попавших под лавину

10:47 Культура

Бестужевцы на площади перед театром поздравят ветеранов ВОВ с Днем Победы

04.05.2021

13:41 Экономика, бизнес

На федеральных трассах Бурятии, Забкрая и Иркутской области количество погибших сократилось на 86%

13:36 Здравоохранение

В Бурятии за сутки коронавирусом заболели 26 человек, 24 выздоровели, 2 умерли

13:09 Происшествия

В Бурятии пятеро туристов попали под сход снежной лавины, один человек погиб

09:44 Экономика, бизнес

В Улан-Удэ проверили соблюдение техники безопасности на объектах капремонта

03.05.2021

10:40 Экономика, бизнес

С 5 мая пригородный поезд № 6108 Черемхово – Кая будет делать остановку на ст. Китой

02.05.2021

08:42 Экономика, бизнес

Поезда из Владивостока изменят расписание с 4 мая

01.05.2021

20:13 Общество

Инспектор Сергей Красиков: спасибо всем, кто вписался

07:30 Политика и власть

Спикер Хурала Владимир Павлов поздравил всех с днем труда

30.04.2021

17:26 Общество

В Бурятии ожидают наплыв туристов

17:07 Происшествия

В Бурятии будут судить мужчину, забившего насмерть совком своего гостя

17:02 Происшествия

Под госзащиту могут взять в Улан-Удэ 12-летнего мальчика, избитого пьяной компанией

17:00 Экономика, бизнес

В правительстве России не поддержали снижение налога на добычу нефрита

16:42 Экономика, бизнес

ЗГРП в Бурятии ищет сотрудников: поваров, слесарей, водителей

16:01 Погода

По Бурятии снова передают штормовое

15:58 Общество

Бурятия готовится встретить летом 14 чартерных рейсов из Москвы

15:45 Общество

В Бурятии растёт число выявленных самовольщиков

15:30 Политика и власть

Одинокие матери в Бурятии будут получать новую выплату



Цыренова Татьяна

12.04.2021 17:56:53

Огромное спасибо Алексею Самбуевичу за отзывчивость и быстрое решение проблемы!А также ГОКу Озерный и Свиблову Владиславу за неравнодушие и доброту!

Для маленькой Адисы со СМА из Бурятии нашли недостающие деньги

Munko Balzhinimaev

10.04.2021 22:16:47

«Город — это среда обитания человека, а не собак, которые по закону должны находиться под надзором хозяина или за бюджетный счёт содержаться в приюте, - говорит Валерий Кузнецов.
- Но в стране нет денег, и лучше, чтобы эти деньги пошли на пенсионеров, на инвалидов. Я лично не хочу, чтобы за эти деньги содержались безнадзорные собаки до бесконечности».
Эксперт подчеркнул, что все цивилизованные страны ищут хозяина две недели, а после этого усыпляют собаку.

«Хватит тратить на собак денег больше, чем на БОМЖей»: в Бурятии обсудили собачий вопрос

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus