пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus
Общество | Главное

"Так че, поехали?"


Общество 11 ноября 2011 г., 07:15
Спустя неделю после того, как Межгосударственный авиационный комитет огласил результаты расследования катастрофы Як-42 с хоккеистами ярославского "Локомотива" на борту, "Комсомольская правда" опубликовала расшифровку переговоров летчиков. Именно на них, 44-летнего командира воздушного судна Андрея Соломенцева и 49-летнего второго пилота Игоря Жевелова, МАК возложил всю ответственность за крушение самолета. Один из них, по версии специалистов, при взлете нажал на тормоз.

11:43:27 (время московское). Начало записи. Перед вылетом у пилотов было отличное настроение. Они шутили, переговаривались и совершенно никуда не торопились. Командир воздушного судна (далее - КВС) выполнял стандартные процедуры.
11:51:32. (Второй пилот - далее ВП): "Сколько тебе? Девять?"
11:51:35. КВС: "Восьмерку, наверное".
11:51:36. ВП: "Восемь с половиной". (Прим. ред.: экипаж пытается прикинуть, в какое положение поставить стабилизатор. Угол его наклона рассчитывает из веса судна, однако багаж Я-42 перед посадкой не взвесили.)
11:55:02. ВП: "Справа впереди свободно, разрешение получено". (Прим. ред.: пилоты убедились, что взлетная полоса перед ними пуста и получили предварительное разрешение на взлет.)
11:57:06. ВП: "Так, а че, поехали, на номинале взлетим, да?" (Прим. ред.: второй пилот и командир определяют, на каком режиме будут взлетать - на номинальном (в таком режиме, как правило, двигатели работают, когда самолет уже взлетел и набирает крейсерскую высоту полета или используется для взлета, когда самолет не загружен) или на взлетном (режим работы авиационного двигателя, обеспечивающий максимальную мощность и тяговое усилие). Затем летчики спорят, откуда начинать взлет. Второй пилот предлагает начать разгон с дальнего края, но командир говорит, что тогда им будет сложно будет развернуться. В итоге решили взлетать будут с середины полосы.
11:58:18. Второй пилот получает разрешение на взлет. Самолет выруливает на взлетную полосу.
11:58:36. Начало движения по взлетной полосе. Для разгона у них в запасе 2,5 км, хотя для разгона было достаточно и 1,2 километра.
11:58:37. КВС: "74... 76..." (Прим. ред.: параметры режима двигателя. Пилоты готовятся к взлету. Выруливает сам командир.)
11:58:40. Бортмеханик (далее - б/м): "74... 76... Режим".
11:58:41. КВС: "Время, фары".
11:58:42. Б/м: "Фары, время".
11:58:42. КВС: "Экипаж, взлетаем. Рубеж - 190". (Ред.: начало разбега. Командир напоминает скорость - 190 км/час. Это так называемая "точка принятия решения". На этой скорости должна начать отрываться от земли передняя стойка. Если до 190 произойдет отказ систем или двигателя, экипаж обязан остановиться.)
11:58:44. "Надо рубеж 200..." (Прим. ред.: не удалось установить, кто конкретно говорит.)
11:58:46. КВС: "Взлет 200". (Прим. ред.: командир определяет взлетную скорость самолета как 200 км/час. Между тем лайнер вылетал из Ярославля, будучи загруженным почти под завязку: 54 т при предельно допустимых 56 тоннах. Если бы пилоты рассчитали скорость отрыва передней стойки Як-42 при такой массе, они получили бы значение 210 км/час.)
11:58:48. "Раз... Два..." (Прим. ред.: не удалось установить, кто конкретно говорит) 11:58:53. КВС: "Три... Четыре... Пять... Номинал". (Прим. ред.: отсчитываю секунды до выхода двигателя на номинальный режим.)
11:58:58. БМ: "На номинальном".
11:58:59. ББМ: "Скорость растет. Параметры в норме. 130... 150... 170... 190..." (Прим. ред.: бортмеханик сообщает о растущей скорости. От начала разбега прошло уже почти десять секунд. Набрана рубежная скорость 190 км/ч, а это значит, что, несмотря на просчеты экипажа, пока все идет нормально.)
11:59:21. На записи слышен шум от стука передней стойки шасси. Оно подпрыгивает. Звук нарастает, самолет не может оторваться от земли. Причиной, как после выяснили специалисты МАК, стала то, что один из пилотов случайно нажал на тормозные педали. Записи черных ящиков не дают ответа на вопрос, кто именно это сделал. Возможно, это был второй пилот, который, как следует из отчета МАК, имел пониженную чувствительность ног из-за серьезного заболевания.
Эту ошибку довольно часто допускают летчики Як-42, переучившиеся на новый тип с Як-40. У обоих самолетов существуют парные педали двойного назначения: чтобы подкорректировать направление разгоняющейся для взлета машины, пилот нажимает нижнюю часть педалей, отклоняя так называемый руль направления в хвосте, а чтобы затормозить, давит ногой на верхнюю часть по аналогии с автомобилем. Однако педали Як-40 имеют снизу специальные выемки под каблук, чтобы пилот мог положить в них ноги и держать их там постоянно, а на Як-42 их нет. При конструировании новой машины инженеры подразумевали, что при разгоне пилоты будут держать каблуки не на педалях, а на полу, подправляя руль легкими нажатиями носков. Пилоты же предпочли сохранить привычную позу, корректируя направление пятками.
Ранее, пишет газета, эта привычка сходила летчикам с рук, поскольку возникающее замедление компенсировалось работой двигателей и более энергичным "подрывом" передней стойки шасси. Однако в этот раз скорости не хватало.
11:59:24. "Поднимайте". (Прим. ред.: кто говорит, не установлено. Пилоты сильнее тянут штурвал на себя, чтобы переднее шасси оторвалось от взлетной полосы, однако этого не происходит). 11:59:27. БМ: "210". (Прим. ред.: лайнер достиг идеальной для взлета скорости, но не может оторваться от земли, так как одновременно с набором скорости происходит притормаживание основными шасси.)
11:59:28. КВС: "Взлетный". (Прим. ред.: до края полосы остается менее километра. Командир понимает, что длины разбега не хватит, и приказывает сменить номинальный режим на взлетный.)
11:59:31. БМ: "220... 230..." (Прим. ред.: обычно Як-42 легко взлетает и на меньшей скорости. Однако до сих пор кто-то из пилотов продолжает давить на тормоз и от взлетной полосы не может оторваться даже переднее шасси.)
11:59:37. ВП: "Мы мало, наверное, стабилизатор развернули".
11:59:41. КВС: "Взлетный! Взлетный!"
11:59:41. Б/м: "250".
11:59:42. КВС: "Взлетный! Стабилизатор!" (Прим. ред.: по всей видимости, члены экипажа уже начали паниковать и не слышат друг друга. Оба понимают, что прекращение взлета приведет к повреждению самолета и срыву первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский "Локомотив" в Минск, а это, соответственно, подразумевает штрафные санкции к "Як Сервису" со стороны руководства команды, а вслед за этим неминуемый "разбор полетов" внутри компании.)
11:59:45. Самолет выкатывается за пределы взлетной полосы.
11:59:47. Командир неожиданно отводит штурвал от себя, чем прижимает нос самолета к земле. Вероятно, он решает прекратить взлет. Бортмеханик, заметив это, переводит все двигатели на малый газ, чтобы самолету было легче остановиться. Скорость начинает падать.
11:59:47. ВП: "Че ты делаешь-то?!" (Прим. ред.: Пилоты выводят стабилизатор и рули высоты на максимальное положение, вдвое превышающее необходимое для взлета. Однако с ростом скорости увеличилось давление встречного потока на отклоненный командиром руль высоты. Пилоты изо всех сил начинают тянуть штурвал на себя. Впоследствии специалисты установили, что к штурвалу нужно было приложить усилие не менее 65 килограммов, отклонив при этом руль высоты на 13 градусов. Чтобы удержать его в таком положении один из них в это время уперся в тормозные педали, чем еще больше сбросил скорость.)
11:59:48. КВС: "Взлетный!!!"
11:59:49. 2П: "На х... ты!" (Прим. ред.: второй пилот, увидев, что бортмеханик сбросил газ, кричит на него. Бортмеханик тут же снова дает максимальный газ на все три двигателя.)
11:59:52. Самолет оторвался от земли, проехав 450 м уже по грунту. Ревет сигнал тревоги.
11:59:54. Достигнув высоты в шесть метров, лайнер начинает падать.
11:59:55. КВС: "Б...!!!"
11:59:56. 2П: "Андрюха!!!"
11:59:57. КВС: "Все! П...ц!"
11:59:59. Запись обрывается. Самолет зацепил антенну системы курсового радиомаяка, которая повредила крыло машины. Воздушное судно начало заваливаться набок и столкнулось с землей практически в перевернутом положении.

Напомним, катастрофа произошла 7 сентября в Ярославле. Из находившихся на борту 37 пассажиров и восьми членов экипажа выжили только двое - бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Последний через несколько дней после крушения умер в больнице.

В МАК заявили, что специалисты провели все необходимые действия, направленные на расследование причин катастрофы. В частности, были закончены обработка и анализ состояния двигателей, бортовых систем и оборудования самолета, действий экипажа, идентификация голосов членов экипажа. Кроме того, специалистами МАК выполнено математическое моделирование аварийного полета, а также проведен летный эксперимент с участием опытных летчиков-испытателей.

Между тем родственники погибших пилотов не согласны с версией МАК, о том, что в крушении виноваты Андрей Соломенцев и Игорь Жевелов, и намерены инициировать новое расследование. Они считают, что обвинить экипаж и закрыть дело - простой и удобный путь, который в большинстве случаев выбирают специалисты МАК. По статистике, человеческий фактор - причина 90% авиакатастроф, произошедших в России. Случай с Як-42 в этом смысле классический.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Фото: с сайта www.ytro.ru

Источник: Yтро.ru

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Комментарии к новости

В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.

Другие новости

15 декабря 2023 г.

Кто становится амбассадором семейных ценностей в Бурятии?

Семейные ценности являются основой любого общества, ведь именно семья служит фундаментом для развития и воспитания человека. В современном мире многие люди забывают о важности семейных традиций, что в худшем случае может привести к разрушению семьи и общества.

8 декабря 2023 г.

«Поцелует в щёчку, и так тепло становится!»

Мама Бальжимы Жаргаловны — Сэсэг Лазаревна — воспитывала пятерых детей одна. С самого детства Бальжима любила нянчиться с маленькими ребятишками и сама мечтала о большой семье.

17 августа 2023 г.

«Мы стремимся сделать "Манжерок" одним из лучших курортов в мире»

В профессиональном сообществе заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов известен как борец с киберпреступностью, но в Сбере он курирует и другие направления: недвижимость (в том числе строительство офисов, туристических объектов), крупные внешние и внутренние мероприятия, инкассацию и прочее. О целях и принципах управления столь различными проектами банка «Деньги» поинтересовались у топ-менеджера Сбера.

12 июля 2023 г.

Юрий Трутнев: В зоне СВО нужно побывать хоть раз – это меняет отношение к своей работе и себе

Вице-премьер – о том, что не так с патриотичностью в образовании, о помощи фронту и важности поездок на фронт для всех чиновников.

16 июня 2023 г.

«Сбер» с 1 июля изменит номер СМС-оповещения для корпоративных клиентов с 900 на 0321

Сбербанк с 1 июля изменит номер СМС-оповещения для корпоративных клиентов с 900 на 0321. Номер 900 останется только для клиентов — физических лиц

Лента новостей
19.04.2024

Авиапатрулирование лесов проводится в Бурятии ежедневно

13:50

Рыбаки пытались провезти из Монголии в Россию омуля в запасных колесах

13:39

В Улан-Удэ девушки сбили собаку и оставили умирать

13:23

В Селенгинском районе сняли карантин по бешенству

13:08

В Чите прошла встреча председателя Байкальского банка с губернатором

12:59

В Бурятии пройдет горный фестиваль «Мунку-Сардык»

12:31

В Бурятии предприниматели продавали подозрительные семена

11:46

Властям Монголии объяснили, как работает пункт пропуска в Бурятии

11:27

В Бурятии сгорели крыша и веранда жилого дома

11:19

В Улан-Удэ помыли самую большую в мире скульптуру головы Ленина

11:00

Более 1000 студентов участвовали в конкурсе по использованию ИИ-технологий для банковской сферы

11:00

Еще один мотоциклист пострадал в ДТП в Бурятии

10:58

В Бурятии мотоциклист врезался в автобус

10:54

Сложный лесной пожар в горах тушат в Бурятии

10:44

С бывших работниц детсада в Улан-Удэ взыскали 1,5 миллиона за мошенничество

10:39

В Бурятии убийце отменили самооборону и дали 8 лет вместо года

09:04

Прокуратура Бурятии разобралась с зарплатой совместителей

09:03

В Улан-Удэ фирме назначили полмиллиона штрафа за коррупцию

09:02

В Улан-Удэ сегодня станут известны итоги дней пропавших парня и девушки

09:00

Краткий зурхай на сегодня от настоятеля Курумканского дацана Гандан Ше Дувлин

06:00

18.04.2024

Алексей Цыденов поблагодарил Социальный фонд Бурятии за работу

18:19

В Бурятии завтра потеплеет до +17

18:03

Обновленный центр «Барс» открыли на Комушке в Улан-Удэ

17:36

На границе Бурятии с Монголией за сутки пресекли насколько нарушений при перевозке продукции

17:24

В Бурятии горит ферма, есть угроза взрыва нефтепродуктов и погибший

17:23

Участники автопробега «Автомобили и мотоциклы на службе правопорядка в СССР» побывали в Улан-Удэ

17:02

Сын бывшего спикера Народного Хурала Бурятии объявлен в международный розыск

16:57

На ж/д переездах ВСЖД с начала года зафиксировано 140 нарушений правил дорожного движения

16:46

В Бурятии выясняют сумму ущерба от паводков

16:31

За нарушения ПДД на ж/д переездах в Бурятии с начала года привлекли 19 водителей

16:24

Бурятские бизнесмены вошли в число победителей премии Сбера

16:11

В Бурятии началась подготовка к строительству второго Северомуйского тоннеля

15:47

В Улан-Удэ стартует федеральный проект «Чистый воздух»

15:34

В Бурятии инспекторы нашли незаконный слив бытовых отходов на особо охраняемой природной территории

15:26

Уровень воды на Селенге в Бурятии снижается

15:04

Лесникам Бурятии закупили квадроциклы

15:00

В Улан-Удэ ко Дню Победы заменят часть панно Героям Советского Союза

14:37

В Улан-Удэ мужчина с ножом напал на офис микрозаймов

13:55

Доверить инвестиционные решения цифровому помощнику готовы 19% сибиряков

13:35

В Бурятии специалисты просят не пить из колодцев и скважин жителей подтопляемой территории

13:29

Движение Первых запустило флешмоб «Спасибо спасателям»

13:14

В Бурятии мотоциклист влетел в автобус с пассажирами

13:13

В Бурятии участковый поймал в лесу черного лесоруба

13:07

ВТБ тестирует собственную метавселенную

13:05

Буддийскую карусель поставят в дацане Бурятии

13:04

Жителей Бурятии приглашают посоревноваться в рецептах здорового питания

12:47

В Бурятии осудят участников ОПГ за двойное убийство десятилетней давности

12:07

Мошенники начали обманывать предпенсионеров под видом сотрудников пенсионного фонда

11:56

На федеральных трассах Бурятии мониторят паводковую ситуацию

11:37

В Бурятии односельчане помогли сдержать пожар в жилом доме

10:58

Городские спасатели вакцинировались от клещей

10:39

Молодогвардейцы Бурятии в очередной раз помогли в плетении масксетей

10:01

Один природный пожар ликвидировали за сутки в Бурятии

09:46

Памятники Улан-Удэ моют после зимы

09:42

Житель Бурятии, убираясь на чердаке покойного отца, нашёл ружьё

09:31

В Еравнинском районе Бурятии капитально отремонтируют старый мост, который служит единственным заездом в село

09:24

Церемония гашения марки «50 лет БАМу» прошла в Иркутске

09:17

В Бурятии наказали коммерческую организацию за принятого на работу бывшего госслужащего

09:09

Движение поездов началось на трех объектах БАМа в Иркутской области и Бурятии

09:07

На Улан-Удэстройзаказчик завели дело за оплату невыполненного контракта по реконструкции Усадьбы Голдобина

09:06