Погода

В Бурятии завтра дожди, в горах – с мокрым снегом

Туризм в Бурятии

Поселок Хужир в Иркутской области вошел в 10-ку мест в России для летнего отдыха в глэмпингах

Выборы в Бурятии

Глава Бурятии поблагодарил жителей за поддержку «Единой России» и Вячеслава Дамдинцурунова на выборах

Дежурная часть. Происшествия

Зарезанная сожителем улан-удэнка несколько дней лежала в комнате

Зурхай

Зурхай на 22 сентября от настоятеля Курумканского дацана Бурятии

Восточный экономический форум

Бурятия подписала на Восточном форуме соглашения на 6,5 млрд рублей

Парламентское обозрение

Владимир Павлов: нужна концепция развития сельского хозяйства в Бурятии

Общество | Главное

Система работает ненормально

Общество 26 Сентября 2011 г., 07:57

Фото: ИТАР-ТАСС

Источник: Lента.ru

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати
22 сентября представителям Межгосударственного авиационного комитета (МАК) удалось побеседовать с инженером по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александром Сизовым - единственным выжившим в авиакатастрофе самолета Як-42 7 сентября, в которой погибли хоккеисты ярославского "Локомотива". Показания Сизова подтверждают версию о том, что к гибели 44 человек привели непрофессиональные действия экипажа.

Единственный выживший

О том, что Александр Сизов, получивший в результате крушения Як-42 множественные ожоги, перенес операцию и пришел в себя, агентства сообщили во вторник, 20 сентября. Тогда же стало известно, что врачи оценивают состояние летчика как средне тяжелое, однако угрозы для его жизни нет. По оценкам специалистов, через две недели Сизов сможет покинуть ожоговый центр института Склифосовского и в перспективе вернуться к нормальной жизни.

Представителей Следственного комитета к радиоинженеру пока не пускают. Тем не менее, побеседовать с Александром Сизовым удалось представителю МАК. При условии, что за две недели, прошедшие с момента катастрофы, следствие так и не смогло объяснить, что привело к трагедии, многие сторонние наблюдатели возлагали на показания Сизова, единственного выжившего в крушении Як-42, большие надежды.

Первая беседа Сизова с представителем МАК (лечащие врачи при разговоре не присутствовали) продлилась около часа. Судя по краткому сообщению на сайте комитета (запись за 22-е число, последняя на странице катастрофы Як-42 в разделе "Расследования"), за это время Александр Сизов успел ответить всего на два вопроса: о работе оборудования самолета во время взлета и о том, как были размещены в самолете пассажиры и багаж.

Почему задавались именно эти вопросы, понятно. С их помощью МАК надеется исключить две версии катастрофы, и, если точнее, подтвердить основную версию о том, что причиной крушения Як-42 стали действия экипажа.
Официальные причины катастрофы под Ярославлем до сих пор не названы, однако, судя по информации, публиковавшейся МАК и появлявшейся в СМИ, следователи и эксперты склоняются к тому, что к гибели ярославского "Локомотива" привели ошибки в действиях пилотов. Со слов Сизова получается, что на момент взлета 7 сентября все системы самолета работали нормально, а пассажиры и груз были распределены равномерно: руководство и члены команды - соответственно в переднем и среднем салонах, багаж - в хвостовой части самолета. Таким образом, показания инженера позволяют исключить версии о неисправности оборудования и о том, что Як-42 не смог взлететь из-за смещенной центровки вследствие неравномерного расположения пассажиров и груза.

Неведомая сила

Экспертам МАК по итогам двухнедельного изучения места катастрофы, а также первичной обработки данных с "черных ящиков" и записей переговоров в кабине Як-42, удалось установить следующее. Перед взлетом 7 сентября техническое состояние самолета было удовлетворительным, погодные условия - благоприятными, в баки было залито качественное топливо, все системы управления работали в штатном режиме. Экипаж принял решение взлетать на номинальном режиме (полная нефорсированная тяга), после достижения скорости в 185 километров в час двигатели были переведены на взлетный режим, однако дальше скорость набиралась очень медленно.

Эксперты МАК пришли к выводу, что разогнаться самолету помешала некая "дополнительная сила торможения". Машина разогналась до 230 километров в час и не смогла оторваться от земли в пределах трехкилометровой полосы. Проехав 400 метров по гравию, самолет поднялся в воздух на высоту 5-6 метров, накренился, столкнулся с антенной курсового маяка, загорелся и упал.

Очевидно, главный вопрос, который сейчас ставят перед собой следователи МАК, - что же за "дополнительная сила торможения" не дала самолету взлететь. Иными словами, какая именно ошибка пилотов стоила жизни 44 из 45 пассажиров и членов экипажа, находившимся на борту Як-42.

Вариантов предлагается великое множество - расследование длится уже третью неделю, и все это время СМИ, приводя мнения сторонних экспертов, чуть ли не ежедневно обмениваются взаимоисключающими версиями. Ситуация усугубляется тем, что официальной информации в желаемом объеме и в желаемые сроки не поступает, следовательно, все обсуждаемые в СМИ варианты - не более, чем предположения.

На основании мнений экспертов, а также изучения просочившейся в прессу стенограммы переговоров в кабине (официально ее подлинность, разумеется, не подтверждена) СМИ называли пять ошибок, которые могли допустить пилоты Як-42.

Догадки об ошибках

Первая - экипаж вырулил на взлет с неотключенным стояночным тормозом. Эту версию в МАК опровергли почти сразу же, заявив, что на взлетной полосе не обнаружено следов торможения, которые остались бы, если бы самолет попытался разогнаться с включенным "ручником". Потом, правда, дотошные журналисты следы торможения разыскали. 19 сентября, спустя 12 дней после катастрофы, следы обнаружили и специалисты МАК. Однако в Минтрансе версию о стояночном тормозе все равно опровергли, заявили, что в этом случае следы были бы другими.

Это тут же привело к появлению новой версии: за несколько сотен метров до конца ВПП второй пилот Игорь Жевелов (предполагается, что именно он управлял самолетом - командир борта Андрей Соломенцев якобы передал ему штурвал из-за плохого самочувствия или по другим причинам) резко нажал на тормоз. Очевидно, сделано это было потому, что самолет слишком медленно набирал скорость, а пилоты не смогли определиться, следует им продолжать разбег или, наоборот, попытаться затормозить.

Третья и четвертая ошибки. Перед взлетом пилоты неправильно выставили стабилизаторы или не отжали стопор руля высоты. И то, и другое могло помешать самолету нормально набрать высоту. То, что стабилизатор упоминается в разговоре между членами экипажа, считают авторы этой версии, может свидетельствовать в пользу того, что проблема была именно в нем.

Наконец, пятая возможная ошибка: пилот попытался оторвать самолет от земли при недостаточной тяге двигателей. Выдвинувший эту версию эксперт "Комсомольской правды" заявил, что такую ошибку часто допускают неопытные пилоты, добавив, что у командира Як-42 было всего 1500 часов налета, а у второго пилота - 400. Однако впоследствии СМИ со ссылкой на "Росавиацию" писали, что эти цифры учитывают лишь часы, проведенные членами экипажа за штурвалом самолетов Як-42. В общей сложности Соломенцев налетал 6900 часов, а Жевелов - 13 тысяч часов.

Вообще, единственное, что объединяет все приведенные выше версии - пилотам Як-42 приписываются ошибки, совершить которые могли только очень непрофессиональные летчики. Поверить в то, что ни один из членов экипажа мог не обратить внимание на неотключенный стояночный тормоз, трудно. Честно говоря, если допустить такую возможность, то выводы о положении дел в нашей гражданской авиации можно сделать только самые неутешительные. К сожалению, оснований полагать, что официальное заключение МАК окажется более жизнеутверждающим, нет.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

10 Февраля 2021 г.

Водителя в Улан-Удэ, попавшего в 15 ДТП, аварийные комиссары назвали автоподставщиком

В конце января весь автомобильный Улан-Удэ встал на уши. В городе обнаружили водителя, который только и делал, что попадал в ДТП. Причем во всех оказывался прав.

31 Января 2021 г.

За гранью: воспоминания сибирячки, пережившей блокаду Ленинграда

За гранью: воспоминания сибирячки, пережившей блокаду Ленинграда

24 Декабря 2020 г.

Коренные народы Сибири будут развивать креативную экономику

Коренные народы Сибири будут развивать креативную экономику

19 Мая 2016 г.

Криминальная история Бурятии: наследники хунхузов

В свет вышла книга очерков известного бурятского журналиста Александра Махачкеева «Криминальная история Бурятии» — со времен древних хунну до сегодняшних дней.

14 Апреля 2016 г.

Замять и забыть: как не искали Колина Мэдсена

Ранним утром в субботу, 26 марта, Колин Мэдсен приехал в курортный городок Аршан, расположенный в республике Бурятия, в сопровождении трех друзей – двух иркутян и одного американца. Ребята планировали сходить на «Пик любви» - маршрут протяженностью 3,5 километра. В ночь перед прогулкой Колин пропал, а потом его нашли мертвым в 1,5 километрах от окраины поселка.

Лента новостей
23.09.2021

17:09 Экономика, бизнес

ФАС разработала законопроект об упрощении рефинансирования ипотечных кредитов

16:27 Эко-Новости

В Бурятии лесной спецназ и дети собрали 300 килограммов мусора

16:04 Политика и власть

Поддержать семеноводство в Бурятии предложил председатель Народного Хурала

16:03 Общество

Спасатели Бурятии помогают местным жителям перевозить продукты

15:46 Экономика, бизнес

Зампред правительства Бурятии предложил расторгнут договор с компанией, строящей школу

15:41 Погода

В Бурятии завтра дожди, в горах – с мокрым снегом

14:56 Общество

Владимир Павлов: нужна концепция развития сельского хозяйства в Бурятии

14:47 Экономика, бизнес

В подтопленные районы Бурятии направлено еще свыше 14 миллионов рублей

14:40 Происшествия

В Бурятии в ДТП пострадало 7 человек, еще один погиб

14:08 Город

Игорь Шутенков наградил лауреатов премии мэра Улан-Удэ «Молодые таланты»

13:57 Экономика, бизнес

В поездах и на вокзалах ВСЖД продолжается обязательная дезинфекция

13:49 Политика и власть

Глава Бурятии принял отставку Вячеслава Дамдинцурунова

13:27 Происшествия

Два жителя Бурятии спасли из пожара 7 человек и одного младенца

13:14 Город

В Улан-Удэ возобновили капремонт крыш многоквартирных домов

13:02 Город

Депутаты городского совета Улан-Удэ провели первую после летних каникул сессию

12:53 Город

Cессия горсовета Улан-Удэ: Ипподром освободили от уплаты земельного налога

12:42 Происшествия

Житель Улан-Удэ пытался незаметно от сотрудников Росгвардии выбросить пачку сигарет с наркотиками

12:34 Происшествия

Зарезанная сожителем улан-удэнка несколько дней лежала в комнате

12:05 Политика и власть

Глава Бурятии поблагодарил жителей за поддержку «Единой России» и Вячеслава Дамдинцурунова на выборах

11:03 Экономика, бизнес

Бурятия готова помочь Якутии кормами

10:49 Здравоохранение

В Бурятии зарегистрировано почти 90 новых случаев коронавируса

10:32 Регионы ДФО-СФО

Поселок Хужир в Иркутской области вошел в 10-ку мест в России для летнего отдыха в глэмпингах

10:26 Экономика, бизнес

В ЗГРП требуются вахтовые сотрудники

10:23 Политика и власть

Депутат Хурала Бурятии подал заявление о сложении полномочий

10:21 Общество

В Улан-Удэ прошли соревнования по авиамодельному спорту

09:13 Происшествия

В Бурятии и Иркутской области ищут добровольцев, ушедших на поиски рыбака

09:00 Общество

В Бурятии открыто движение на трассе в Мухоршибирском районе

08:49 Происшествия

Прокуратура Бурятии выявила порядка 500 не учтенных преступлений

08:33 Общество

В Бурятии школьников возили на сломанном автобусе

22.09.2021

22:50 Общество

На трассе в Бурятии ввели реверс из-за ДТП



Viktor N.

01.09.2021 10:29:43

А что так мало -то?! Они отсидят и выйдут. И снова начнут жрать алкоголь и убивать. Пока не будет око за око, жизнь за жизнь- у нас всё-также будут грабить. убивать, насиловать.

В Бурятии вынесли приговор за зверское убийство

fedor7082

23.08.2021 18:38:34

Скорым поездом надо было отправить...может за четыре бы добрался...

Новый вертолет прилетел на форум в Москву из Улан-Удэ своим ходом

Николай

11.08.2021 00:41:26

Свой МЧС улетел тушить Турцию а  дома хоть всё синем пламенем гори

Дым в Бурятии связан с лесными пожарами в соседних регионах

Наталья

17.07.2021 17:29:31

Добрый день! Хотелось бы знать когда подключат горячую воду? Сроки и даты прошли, понимаем, что сложности, ремонты, неожиданные ситуации - все таки хотелось бы конкретики. Сезон не позволяет, и никакие  кипятильник, кастрюльки, тазики уже не помогают.( Гагарина)

Более 80 тысяч улан-удэнцев сегодня останутся без холодной воды

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus