Погода

В Бурятии завтра дожди, в горах – с мокрым снегом

Туризм в Бурятии

Поселок Хужир в Иркутской области вошел в 10-ку мест в России для летнего отдыха в глэмпингах

Выборы в Бурятии

Глава Бурятии поблагодарил жителей за поддержку «Единой России» и Вячеслава Дамдинцурунова на выборах

Дежурная часть. Происшествия

Зарезанная сожителем улан-удэнка несколько дней лежала в комнате

Зурхай

Зурхай на 22 сентября от настоятеля Курумканского дацана Бурятии

Восточный экономический форум

Бурятия подписала на Восточном форуме соглашения на 6,5 млрд рублей

Парламентское обозрение

Владимир Павлов: нужна концепция развития сельского хозяйства в Бурятии

Общество | Главное

В ярославской катастрофе наметился пилотский фактор

Общество 9 Сентября 2011 г., 12:14

Фото: с сайта kommersant.ru

Источник: Коммерсант

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати
На месте катастрофы Як-42Д возле ярославского аэропорта Туношна были обнаружены параметрический и речевой самописцы разбившегося лайнера. Полученная с этих приборов информация поможет специалистам достоверно установить причину катастрофы, в которой погибли 43 человека. По предварительным данным, набрать высоту при взлете машине могли помешать помпаж двигателей или неправильно установленный стабилизатор. Обе эти проблемы, хотя и относятся к категории технических, возникают обычно из-за ошибок или невнимательности пилотов.

Опасный помпаж

Речевой самописец Як-42Д, зафиксировавший переговоры экипажа с диспетчером и между собой, а также прибор—регистратор параметров полета были обнаружены в хвостовой части разбившейся машины, оторвавшейся при аварии и улетевшей в устье впадающей в Волгу реки Туношна. Оба "черных ящика" водолазы извлекли вчера днем на поверхность и передали их экспертам Межгосударственного авиационного комитета, занятым в техническом расследовании катастрофы.

Из двух приборов специалистам, по их собственному признанию, больше интересен параметрический самописец, поскольку речевой, скорее всего, окажется пустым. Согласно летным инструкциям, в период времени от начала разбега самолета до набора им 200-метровой высоты переговоры с диспетчером не ведутся, а именно в начале взлета и произошла катастрофа. Бортовой регистратор, в свою очередь, покажет экспертам такие важные для расследования параметры, как скорость машины на взлете, режимы работы ее двигателей, положение рулей, и, что самое главное, восстановит все манипуляции с органами управления, совершенные пилотами перед катастрофой.

Согласно одному из предположений, лайнеру не хватило мощности двигателей для набора высоты из-за возникшего в его силовых установках помпажа — аварийного режима работы турбины, при котором засасываемый ее компрессором наружный воздух начинает завихряться и выталкиваться обратно. Поскольку подача топлива электронасосом в условиях недостатка воздуха продолжается, обогащенная смесь горит, выстреливая через воздухозаборники языки пламени: это явление свидетели с земли обычно принимают за "взрывы в воздухе".

При возникновении помпажа резко падает тяга двигателей, но, самое главное — возникает угроза пожара, поэтому для предотвращения возгорания пилот вынужден убирать режим работы проблемной турбины или вовсе останавливать ее. На эшелоне экипаж может без особых последствий манипулировать режимом двигателей, однако в условиях недостатка высоты и скорости при взлете резкая потеря тяги чревата сваливанием самолета. Эксперты утверждают, что именно это и произошло с Як-42Д — машина, едва оторвавшись от земли, завалилась влево и пошла вниз.

Причиной помпажа, как говорят специалисты, могут быть попавшие в воздухозаборник птицы, оторвавшиеся лопатки компрессора. Спровоцировать это явление может и слишком сильно задранный нос машины — при этом встречный поток воздуха попадает в турбину не прямо, а под углом. Для двигателей Д-36 Як-42Д проблема тангажа, по мнению опытных летчиков, актуальна и просто из-за особенностей их конструкции. Воздушный поток в Д-36 может сорваться даже при резком наборе оборотов, поэтому, например, выводить их на максимальный режим полагается не на земле, а постепенно в процессе взлета.

Установленные на Як-42Д двигатели Д-36 сконструированы на госпредприятии "Ивченко-Прогресс" и построены заводом "Мотор Сич" в Запорожье. Как сообщил "Ъ" заместитель главного конструктора ГП по эксплуатации Валерий Шлеенков, за все время эксплуатации Як-42Д не произошло ни одной катастрофы, связанной с отказами двигателей Д-36. "И сам самолет тоже надежный,— отметил господин Шлеенков.— Он свободно взлетает на двух двигателях, а лететь и садиться может даже на одном".

Нестабильный стабилизатор

Другой возможной причиной катастрофы эксперты называют неправильно установленный стабилизатор Як-42Д — подвижный горизонтальный руль в хвостовой части, с помощью которого можно поднимать или опускать нос машины. При взлете Як-42Д стабилизатор должен быть поднят вверх на угол 8,5 градуса, чтобы помочь машине оторвать переднюю стойку шасси от земли. Если он стоит, например, горизонтально, как требуется в полете на эшелоне, подняться в воздух и набрать высоту лайнеру будет довольно сложно.

О неправильном положении стабилизатора при взлете экипажу Як-42Д сигнализирует специальная желтая лампа на панели приборов, однако в солнечную погоду, как говорят пилоты, ее можно и не заметить. Даже в случае запоздалого обнаружения ошибки быстро исправить ее, по мнению летчиков, не удастся. Дело в том, что вращение стабилизатора происходит не мгновенно, а ступенчато — руль фиксируется во всех промежуточных положениях, поэтому на его передвижку на 8 градусов может уйти до 15 секунд.

О том, как ведет себя на взлете самолет с неправильно установленным стабилизатором, довольно красноречиво разъяснено в информационном письме Росавиации, распространенном 25 октября прошлого года по результатам расследования инцидента с Як-42Д ОАО "Ижавиа", происшедшего в аэропорту Челябинска. Этот лайнер пошел на взлет с неисправным переключателем управления стабилизатором, и командир, пытаясь опустить нос самолета, стал, наоборот, поднимать его. В результате этих манипуляций, говорится в сообщении, "самолет вышел на закритические углы атаки, тангаж увеличился до 40 градусов, скорость упала до 86 км/ч, а крен достиг 84 градусов". Машину и находившихся в ней людей тогда удалось спасти только благодаря профессионализму летчиков — обнаружив неисправность, они перешли на резервное управление стабилизатором.

Следует отметить, что, если одна из этих причин будет официально подтверждена технической комиссией, СКР, уже возбудивший уголовное дело о "нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта" (ст. 263 УК РФ), наверняка поставит вопрос о виновности в катастрофе погибших летчиков. Дело в том, что, согласно летным правилам, в случае возникновения любых проблем технического характера при взлете пилоты обязаны прекратить разгон и начать экстренное торможение. Экипаж Як-42Д, как было установлено, прошел точку "рубеж" на полосе, набрав скорость 215 км/ч, после которой торможение уже невозможно, и продолжил разбег, несмотря на то что передние колеса машины от бетонки не оторвались.

Возможно, летчики понадеялись на собственный опыт, отличную погоду, возможности Як-42Д, который справедливо считается одним из самых "тяговооруженных" (по соотношению мощности двигателей к собственному весу) пассажирских самолетов в мире, и трехкилометровую полосу ярославского аэропорта Туношна. Для нормального взлета Як-42Д, по мнению летчиков, достаточно было бы и половины ее длины.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

10 Февраля 2021 г.

Водителя в Улан-Удэ, попавшего в 15 ДТП, аварийные комиссары назвали автоподставщиком

В конце января весь автомобильный Улан-Удэ встал на уши. В городе обнаружили водителя, который только и делал, что попадал в ДТП. Причем во всех оказывался прав.

31 Января 2021 г.

За гранью: воспоминания сибирячки, пережившей блокаду Ленинграда

За гранью: воспоминания сибирячки, пережившей блокаду Ленинграда

24 Декабря 2020 г.

Коренные народы Сибири будут развивать креативную экономику

Коренные народы Сибири будут развивать креативную экономику

19 Мая 2016 г.

Криминальная история Бурятии: наследники хунхузов

В свет вышла книга очерков известного бурятского журналиста Александра Махачкеева «Криминальная история Бурятии» — со времен древних хунну до сегодняшних дней.

14 Апреля 2016 г.

Замять и забыть: как не искали Колина Мэдсена

Ранним утром в субботу, 26 марта, Колин Мэдсен приехал в курортный городок Аршан, расположенный в республике Бурятия, в сопровождении трех друзей – двух иркутян и одного американца. Ребята планировали сходить на «Пик любви» - маршрут протяженностью 3,5 километра. В ночь перед прогулкой Колин пропал, а потом его нашли мертвым в 1,5 километрах от окраины поселка.

Лента новостей
23.09.2021

17:09 Экономика, бизнес

ФАС разработала законопроект об упрощении рефинансирования ипотечных кредитов

16:27 Эко-Новости

В Бурятии лесной спецназ и дети собрали 300 килограммов мусора

16:04 Политика и власть

Поддержать семеноводство в Бурятии предложил председатель Народного Хурала

16:03 Общество

Спасатели Бурятии помогают местным жителям перевозить продукты

15:46 Экономика, бизнес

Зампред правительства Бурятии предложил расторгнут договор с компанией, строящей школу

15:41 Погода

В Бурятии завтра дожди, в горах – с мокрым снегом

14:56 Общество

Владимир Павлов: нужна концепция развития сельского хозяйства в Бурятии

14:47 Экономика, бизнес

В подтопленные районы Бурятии направлено еще свыше 14 миллионов рублей

14:40 Происшествия

В Бурятии в ДТП пострадало 7 человек, еще один погиб

14:08 Город

Игорь Шутенков наградил лауреатов премии мэра Улан-Удэ «Молодые таланты»

13:57 Экономика, бизнес

В поездах и на вокзалах ВСЖД продолжается обязательная дезинфекция

13:49 Политика и власть

Глава Бурятии принял отставку Вячеслава Дамдинцурунова

13:27 Происшествия

Два жителя Бурятии спасли из пожара 7 человек и одного младенца

13:14 Город

В Улан-Удэ возобновили капремонт крыш многоквартирных домов

13:02 Город

Депутаты городского совета Улан-Удэ провели первую после летних каникул сессию

12:53 Город

Cессия горсовета Улан-Удэ: Ипподром освободили от уплаты земельного налога

12:42 Происшествия

Житель Улан-Удэ пытался незаметно от сотрудников Росгвардии выбросить пачку сигарет с наркотиками

12:34 Происшествия

Зарезанная сожителем улан-удэнка несколько дней лежала в комнате

12:05 Политика и власть

Глава Бурятии поблагодарил жителей за поддержку «Единой России» и Вячеслава Дамдинцурунова на выборах

11:03 Экономика, бизнес

Бурятия готова помочь Якутии кормами

10:49 Здравоохранение

В Бурятии зарегистрировано почти 90 новых случаев коронавируса

10:32 Регионы ДФО-СФО

Поселок Хужир в Иркутской области вошел в 10-ку мест в России для летнего отдыха в глэмпингах

10:26 Экономика, бизнес

В ЗГРП требуются вахтовые сотрудники

10:23 Политика и власть

Депутат Хурала Бурятии подал заявление о сложении полномочий

10:21 Общество

В Улан-Удэ прошли соревнования по авиамодельному спорту

09:13 Происшествия

В Бурятии и Иркутской области ищут добровольцев, ушедших на поиски рыбака

09:00 Общество

В Бурятии открыто движение на трассе в Мухоршибирском районе

08:49 Происшествия

Прокуратура Бурятии выявила порядка 500 не учтенных преступлений

08:33 Общество

В Бурятии школьников возили на сломанном автобусе

22.09.2021

22:50 Общество

На трассе в Бурятии ввели реверс из-за ДТП



Viktor N.

01.09.2021 10:29:43

А что так мало -то?! Они отсидят и выйдут. И снова начнут жрать алкоголь и убивать. Пока не будет око за око, жизнь за жизнь- у нас всё-также будут грабить. убивать, насиловать.

В Бурятии вынесли приговор за зверское убийство

fedor7082

23.08.2021 18:38:34

Скорым поездом надо было отправить...может за четыре бы добрался...

Новый вертолет прилетел на форум в Москву из Улан-Удэ своим ходом

Николай

11.08.2021 00:41:26

Свой МЧС улетел тушить Турцию а  дома хоть всё синем пламенем гори

Дым в Бурятии связан с лесными пожарами в соседних регионах

Наталья

17.07.2021 17:29:31

Добрый день! Хотелось бы знать когда подключат горячую воду? Сроки и даты прошли, понимаем, что сложности, ремонты, неожиданные ситуации - все таки хотелось бы конкретики. Сезон не позволяет, и никакие  кипятильник, кастрюльки, тазики уже не помогают.( Гагарина)

Более 80 тысяч улан-удэнцев сегодня останутся без холодной воды

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus