Подробности

Сломанные крылья: в Народном Хурале обсудили проблемы малой авиации


Экономика 26 июня 2016 г., 08:53

Существование малой авиации в Бурятии находится под угрозой: две компании, которые до последнего времени выполняли рейсы в отдаленные районы республики, практически в предбанкротном состоянии. Убытки несет и предприятие, занимающееся обслуживанием местных аэропортов. Многомиллионные долги и арестованные самолеты – что будет с отраслью, обсудили на сессии Народного Хурала Бурятии.

О восстановлении малой авиации в республике говорят с 2007 года, когда была начата работа по инвентаризации сельских аэродромов на предмет их пригодности к полетам. В 2008 году, после завершения инвентаризации выяснилось, что в Бурятии действуют лишь три из существовавших в свое время 18 гравийных посадочных полос для небольших самолетов. Если раньше такие полосы были в большинстве районных центров Бурятии, сейчас по данным на 2008 год остались только в трех населенных пунктах – в Баунте, Таксимо и Нижнем Ангарске. Остальные полосы находились в республиканской или муниципальной собственности, часть полос принадлежала «частникам» или вообще нигде не числилась.

К 2012 году в отрасли появились какие-то перспективы: на тот момент перевозкой пассажиров по местным воздушным линиям занимались две частные авиакомпании - ОАО «Авиакомпания Бурятские Авиалинии» (парк состоял из 4 самолетов Ан-24 и 5 вертолетов Ми-8) и ООО «Авиакомпания «ПАНХ» (на тот момент владела 12 самолетами Ан-2). Аэропортовой и аэродромной деятельностью занимались частные компании ОАО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» и ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» (аэропорты Нижнеангарск, Таксимо).

rmedium_128912.jpg

Спустя четыре года

Сегодня, спустя четыре года, авиасообщение с северными районами в Бурятии снова оказалось под угрозой. Как сообщил 23 июня в ходе сессии Народного Хурала министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Сергей Козлов, проблемы начинаются еще в аэропортах. Функции обеспечения авиасообщения в РБ по-прежнему выполняет АО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», но организация эта является убыточной в связи с низкой интенсивностью полетов на местных линиях и высоким затратами на содержание аэропортов и инфраструктуры. Ежегодные расходы компании составляют 41 миллион рублей, в то время как доходы – только 22 миллиона рублей. Чистые убытки - 19 миллионов рублей, из которых 4,4 миллиона рублей по аэропорту Таксимо, 14,7 миллионов рублей по Нижнеангарску. Плюс у компании накопленная кредиторская задолженность в размере 63 млн рублей только официально. По неофициальным данным, долги составляют уже 68 миллионов рублей, из которых 20 миллионов – перед бюджетными и внебюджетными фондами. Так, 9 миллионов – долги по налогам, еще 5,6 рублей задолженность перед ПФР и ФСС. Федеральная налоговая служба, отметил Козлов, уже информировала республиканское правительство о наличии признаков банкротства организации.

Не легче ситуация и у авиаперевозчиков. У компании ПАНХ, которая вытеснила в свое время с ряда маршрутов «Бурятские авиалинии» и выполняла в последнее время рейсы в Нижнеангарск и Таксимо, за долги по лизингу арестованы самолеты. Приобретённые в лизинг в 2013 году и с воодушевлением принятые в Бурятии три самолета Cessna, а также купленные в 2014 году самолеты L-41 были изъяты Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) за долги по платежам в размере 210 миллионов рублей. У ПАНХа есть также долги по НДФЛ за 2015 год в сумме 9,5 миллионов рублей и еще 102 миллиона рублей - обязательства перед банком, выступившем гарантом при покупке Cessna.

Так что с февраля 2016 года авиасообщение из Улан-Удэ в Таксимо и Нижнеангарск снова осуществляют «Бурятские авиалинии», но компания, жалуются пассажиры, не всегда соблюдает регулярность полетов. 20 июня было согласовано расписание на июль – компания планирует летать 2 раза в неделю, в четверг и воскресенье в Нижнеангарск и раз в неделю в Таксимо. Самолеты переполнены, жалуются люди, хотя билет стоит отнюдь недешево.

- Летят беременные женщины, которым рождать, недавно летел ребенок с кислородным баллоном, весь на капельницах, и постоянно задержки, и в приоритете всегда чартерные рейсы. Но раз есть расписание, значит надо его выполнять, разве нет? - говорят люди.

По словам депутата Евгении Лудуповой, сегодня в Таксимо установлено только 2 рейса в неделю, что крайне мало, особенно летом. Указала она и на высокую стоимость билета – полет от Таксимо до Улан-Удэ будет стоить 11,3 тысячи рублей, но альтернатива слишком печальна. Иначе добраться до столицы Бурятии можно железнодорожным транспортом, проведя в пути 2,5 суток или по автомобильной дороге, которая летом просто отсутствует – до района проложены только «зимники».

- Этот вопрос постоянно обсуждается, много раз собиралась рабочая группа, но решения так и нет. Между тем, в северных районах проживает более 50 тысяч человек. Сейчас все ждут увеличения числа авиарейсов и снижения стоимости билетов. Одно из реальных решений здесь – это финансовая поддержка в виде субсидирования в той или иной форме. По примеру субсидирования железнодорожных перевозок - ведь решили проблему с электричками, также и по самолетам надо решить.

Солидарен с ней депутат Баир Доржиев, который считает, что если не субсидировать, никакая авиакомпания не сможет работать в Бурятии при таких расстояниях и загрузке:

- Авиакомпании нужно предлагать субсидии по перевозкам или лизингу. И точно также невозможно без субсидий содержать безубыточно аэропорты.

rmedium_143690.jpg

Свои и чужие деньги

В мае 2015 года, сообщил Сергей Козлов, когда у ПАНХа трудности еще только начинались, правительством Бурятии было принято решение о поддержке авиакомпании в части возмещения лизинговых платежей. В правительстве изучили всю финансовую документацию и приняли решение о выделении 54,2 миллионов рублей. Установили сроки – выдать деньги до 31 декабря 2015 года, но при одном условии – что часть уставного капитала компании перейдет в государственную собственность.

- Мы сказали, что, прежде чем отдавать наш бюджетный рубль, мы должны что-то поиметь в Бурятии и управлять ситуацией, - рассказал Козлов.

«Поиметь», правда, ничего так и не удалось: пакет документов о передаче части компании в госсобственность ПАНХ не представил, а исполнение протокольных сроков попросил отложить до 1 августа 2016 года. Хотели предоставить ПАНХу госгарантию, сообщил Козлов, но тут появилась новая проблема, связанная с отсутствием залоговой собственности. Согласно проведенной оценке, общая стоимость имеющегося у авиакомпании имущества составляет 240 миллионов рублей, но из них 136 миллионов уже обременено различными залогами и оставшегося имущества было недостаточно. 

- Мы хотели выдать госгарантию, мы же не отказали, но залогового имущества не оказалось. Они пытались вывести часть имущества по другим банкам из-под залога, но не получилось и мы теперь рассматриваем новые варианты, - отметил министр транспорта Бурятии.

Пытались обратиться в ГТЛК, чтобы выкупить изъятые лизинговые самолеты с рассрочкой платежа и передать их ПАНХу, но здесь отпугнули слишком большие цифры. ГТЛК, который оценивает самолеты в 844 миллиона рублей, согласился передать их в рассрочку на 3 года за один миллиард рублей с выплатой по 355 миллионов в год. Или на пять лет – но уже за 1,2 миллиарда. Понятно, что для Бурятии, которая только в апреле урезала свой бюджет на 1,7 миллиарда рублей, суммы не очень привлекательные.

Пытались решить вопрос и с аэропортами. Самым простым решением Минтрансу изначально показалось перевести действующие аэропорты в статус посадочных площадок, чтобы сократить расходы и вывести компанию хотя бы в нулевой баланс. Но такой вариант в республике, вообще-то, уже проходили и в годы перестройки и потеряли почти всю действующую воздушную сеть. Потому что отказаться от статуса аэропорта просто, а вот вернуть его почти невозможно. Кроме того, при таком решении воздушное сообщение с Таксимо и Нижнеангарском просто бы прекратилось, ведь в связи с законодательным требованием об использовании несертифицированных аэродромов, посадочные полосы можно использовать только для принятия воздушных судов вместимостью менее 20 мест, то есть судам типа АН-24, какие сейчас используются «Бурятскими авиалиниями», посадка там стала бы недоступной. Остались бы без самолетов Северобайкальск и Муйский район, потому что там сложные метеорологические условия и горный рельеф местности не позволяют выполнять полеты просто на взлетно-посадочную полосу, которая не поддерживается специальными службами безопасности.

В мае, сообщил Сергей Козлов, на заседании правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение ответственным ведомствам рассмотреть возможность создания филиалов ГУП «Аэропорты Красноярья» на базе двух аэропортов Бурятии – Нижнеангарска и Таксимо. Принятие положительного решения позволит сохранить действующие районные аэропорты. Соответствующий пакет документов, подчеркнул министр, был направлен от Бурятии в Минтранс Росси и сейчас находится там на рассмотрении. Но пока вопрос решится, «Аэропорты местных воздушных линий» могут обанкротиться и тогда создавать филиалы будет уже негде. В качестве запасного варианта в республиканском правительстве предусмотрели два: выделить бюджетные субсидии или продать частникам.

С субсидиями снова проблема: если выделить «Аэропортам…» только деньги на покрытие текущих убытков, а это 19 миллионов рублей в год, то что делать с уже накопленными долгами, которых под 70 миллионов? Кто и по какой схеме будет выплачивать их? Насколько рентабельно для республиканского бюджета вкладывать такие деньги в почти банкрота, от которого и отдачи-то, скорее всего, никакой не будет? Что касается частников, то они пока тоже не спешат взваливать на себя такую ношу. Ни ОАО «Бурятзолото», которое разрабатывает месторождения на севере Бурятии, и для которого возможность авиасообщения очень важна для ведения бизнеса, ни «Метрополь», у которого есть деньги и свои интересы в республике, пока окончательного ответа не дали. Переговоры продолжаются.

rmedium_123223.jpg

Иногородние желающие

- Что же, эти авиакомпании у нас на внутренних рейсах никогда не будут рентабельными, выхода нет, либо господдержка, либо они умирают? – поинтересовался у Козлова депутат Селиверстов.

Оказалось, что не совсем так. Есть, рассказал министр, люди, которые предлагают выполнять полеты в северные аэропорты и делать это не в убыток себе. Правда, зарегистрированы эти компании в других регионах, например, одна из них - компания «Ангара» из Иркутской области. В принципе-то авиаперевозки не самый убыточный вид бизнеса, подчеркнул Козлов, особенно, если нет обременения по выплате лизинга, аренды самолетов и так далее.    

- Авиакомпании из других регионов хотят зайти в Бурятию, потому что надеются выполнять межрегиональные рейсы. Например, Улан-Удэ – Иркутск – Нижнеангарск, - пояснил ситуацию депутат, член совета директоров «Аэропорт Байкал» Баир Цыренов. -  Делать такие рейсы и получать еще и возмещение из бюджета, тут можно и нормальный тариф установить. ПАНХ тоже летал два раза в день в Иркутскую область, экономически это было выгодно. Еще 2 года назад я говорил, что надо субсидировать внутренние перевозки, предложил выделять по тысяче рублей на билет. На это потребовалось бы 7 миллионов рублей в год, но тогда все благополучно отклонили это предложение и сегодня мы, пожалев 7 миллионов, уже о миллиардах ведем речь. «Бурятским авиалиниям» не дали летать, ПАНХ перехватил перевозки под себя и теперь сам с опечатанными самолетами.

Надо спасать аэропорты, уверен Цыренов: если будет, куда летать, желающие найдутся, хотя и лучше бы, чтобы они были из Бурятии:

- В «Буравиалиниях» работает 200 человек, в ПАНХе 120 и так далее. А зайдёт компания из другого региона, и налоги будут уходить туда, - отметил депутат. 

«Бездарные собственники»

Однако дело обстоит так, что в Бурятии готовы сейчас попуститься частью налогов ради спасения сети воздушных перевозок. Как отметил спикер парламента Цырен-Даши Доржиев, ситуация в отрасли воздушных перевозок крайне сложная и неординарная и выход из нее требует таких же мер.    

- Надо найти компанию, которая использует самолёты круглые сутки, - уверен он, - если летать два раза в неделю по двум направлениям, то себестоимость полетов будет огромная. Когда мы несколько лет назад рассматривали бизнес-план ПАНХа, там предполагалось максимальное использование самолетов на внутренних маршрутках и межрегиональных. Они планировали летать не только в Таксимо и Нижнеангарск, но в Еравну и другие районы, к сожалению, не получилось. И вот когда нужно обслуживать самолеты, платить по ним лизинговые платежи, а они при этом летают они дважды в неделю, то затраты большие, а доходы наоборот.

Собственников ПАНХа спикер парламента охарактеризовал далеко не лестным образом:

- Как хозяйственники, собственники ПАНХ не могли максимально использовать самолёты, надеясь, что Бурятия будет субсидировать полеты, платить им платежи по лизингу, что они будут бездарно работать, а республика всячески помогать, - возмутился Доржиев. - К сожалению, оказались плохие собственники. И если придет компания из другого региона, мы говорим, что потеряем налоги в пределах 5-6 миллионов рублей. Но если она будет делать по 20 рейсов в неделю и при этом цена билета уменьшится, надо смотреть.

В этом плане с ним солидарен председатель комитета по экономике Анатолий Кушнарев, только он в увеличении рейсов видит не только снижение тарифа, но еще и возможный выход для аэропортов:

- Чем больше взлетов и посадок, тем больше доход у аэропорта, а мы сегодня перевозим только 25 тысяч человек. Для того, чтобы аэропорты жили безубыточно, надо делать 10-11 рейсов в Нижнеангарск, а где пассажиры? – говорит он.

Пассажиры самолетов в этой ситуации, говорят эксперты, там же, где были в свое время пассажиры электричек – им просто не по карману поездки. И если сократить тарифы на воздушные перевозки, как это сделали на пригородном железнодорожном транспорте, то и число желающих воспользоваться самолётами возрастет. Так что в этой сфере теперь та же проблема, что с электричками: чаще летать начнут, если билеты будут стоить дешевле, а билеты будут стоить дешевле, если люди начнут чаще летать. Объективный и наиболее простой путь из этой ситуации – субсидии, а все это понимают. Вот только давать просто так бюджетные деньги никто не намерен, а решить, каким именно образом это будет происходить, должна межведомственная рабочая группа. Работать она над этим будет вплотную в ближайшее время, и пока неизвестно, к какому придет решению. Однако уже понятно, что не исключаются банкротства и новый передел рынка в сфере воздушных перевозок Бурятии.

Марина Иванова-Денисова, Восток-Телеинформ.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Фото: russianstock.ru

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Комментарии к новости

В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.

Другие подробности

25 марта 2024

«Цель достигнута»: как прошла бизнес-миссия предпринимателей Бурятии в Китай

Бизнес-миссию для предпринимателей Бурятии в Китай провел Центр экспорта Бурятии. В состав делегации вошли 10 компаний – из области туризма, производства продуктов питания, сувенирной продукции и так далее. Мероприятие получило поддержку от правительства Бурятии, посольства РФ и других организаций.

15 марта 2024

Как проходят трехдневные выборы в Бурятии: главное

В Бурятии начались трёхдневные выборы президента России. Всего сегодня открыли свои двери 832 избирательных участка, 311 участков охвачены системами видеонаблюдения с трансляцией.

06 марта 2024

Какой будет новая инфекционная больница Бурятии

Проект строительства новой инфекционной больницы в Улан-Удэ в феврале отправили на экспертизу. Существующее здание было построено в 40-е годы прошлого века, так что износ на сегодня очень приличный. Лечить в нем инфекционные заболевания все сложнее. Решение о строительстве нового здания было принято благодаря решению президента России Владимира Путина. Подробности в материале Восток-Телеинформ.

02 марта 2024

В Народном Хурале прошла первая в этом году сессия

Первое в этом году парламентское заседание прошло в Народном Хурале Бурятии 27 февраля. Депутаты рассмотрели 30 вопросов, 20 из которых – это проекты законов, в том числе, такие, что отразятся на жизни населения всей республики.

26 февраля 2024

Как в Бурятии работают современные центры ранней диагностики онкологии и борьбы с ней

Бурятия в последние годы сделала большие шаги по улучшению качества жизни и укрепления здоровья населения. Одно из направлений – уменьшение количества онкобольных. В республике появились современные центры по выявлению на ранней стадии онкологии и борьбе с этой болезнью. Один из них – современный онкодиспансер, который в Бурятии достроили благодаря личному поручению президента России Владимира Путина.

Лента новостей
29.03.2024

«Наведение мостов»: Делегация из Африки приехала в Улан-Удэ для установления партнерских отношений в сфере экспорта

14:36

14 человек спасли пожарные из задымленного подъезда в Улан-Удэ

14:17

Большинство улан-удэнцев не хотят получать письменный отказ в трудоустройстве

13:48

Улан-удэнец захотел легких денег и лишился 5,5 миллионов рублей

13:40

В Бурятии объяснили, почему изменился облик национального музея в Улан-Удэ

12:39

Житель Бурятии, зарезавший мужчину, получил 8 лет тюрьмы

12:37

В Бурятии заключили все контракты на ремонт дорог

12:30

В Бурятии составили топ вакансий для работы в выходные дни

12:13

Семьи участников СВО учились плести из джута

12:06

В Бурятии в 2024 году обновят лесопожарную технику на 126 миллионов рублей

11:41

В Бурятии задержан бывший вице-спикер Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев

11:35

«Семь этажей развлечений»: В Бурятии рассказали, как пройдет Библионочь

11:34

В Улан-Удэ по мастер-плану проектируют 2 из 9 путепроводов

11:24

В центре Улан-Удэ с 1 апреля перекроют несколько участков дорог

11:23

Улан-удэнец украл почти 100 аккумуляторов с сотовой вышки

10:51

В Бурятии за сутки поймали 17 нетрезвых водителей

10:42

В Улан-Удэ обновили оборудование на одной из подстанций МУП «Управление трамвая»

10:31

В Бурятии в суд направили дело пенсионерки, облившей полицейского кипятком

10:30

Президенту России рассказали, каким будет морской курорт на Байкале

10:18

В Бурятии директор кафе не заключал трудовые договоры

09:56

В Улан-Удэ мать через суд добилась средств реабилитации для своего ребенка

09:27

В Бурятии сгорели «Жигули»

09:26

С жителя Бурятии взыскали полмиллиона рублей алиментов

09:20

28.03.2024

Глава Бурятии поблагодарил семью Матхановых за передачу собственности городу

20:29

В Улан-Удэ запустят один автобус по маршруту №82

18:24

«Городские маршруты» станут на 100% муниципальными

18:22

Команда «ТимлюйЦемента» отличилась на конкурсе «Территория профессионалов»

18:16

Улан-удэнец украл со скамейки телефон, но его нашли

18:02

Бурятия выделит еще 4 миллиона на ремонт школы после обстрела в ДНР

17:38

В Бурятии закрыли еще одну ледовую переправу

17:32

Спорт-опрос ВТБ: дальневосточники выбирают регулярные силовые тренировки и фитнес

16:54

В селе Бурятии неизвестные сломали общественный туалет

16:52

Аналитика МТС: 28% сотрудников сливают рабочие логины и пароли в фишинговых рассылках

16:43

Житель Бурятии отправится в колонию за кражу сумки из подъезда

16:35

Жительница Бурятии едва не убила сожителя, его спасли очевидцы

16:23

В Улан-Удэ проверяют работу пожарных гидрантов

16:17

Путин присвоил 75-й бригаде из Улан-Удэ почетное наименование «гвардейская»

15:58

Сессия Народного Хурала: В бюджете Бурятии предусмотрели дополнительные деньги на переселение из аварийного жилья

15:32

Вспышка ротавирусной инфекции произошла в детском саду Бурятии

15:28

В Бурятии девушка обокрала приютившую ее пенсионерку

14:37

В Улан-Удэ чемпион мира показал мастер-класс каратистам

14:33

В Бурятии подросток попросил у мужчины телефон для звонка и перевел себе его деньги

13:57

Почти 5 тысяч семей Бурятии потратили маткапитал на улучшение жилищных условий

13:54

Актер из Улан-Удэ сыграл в новом комедийном сериале ТНТ

13:16

В Улан-Удэ изменится расписание на маршруте №2

13:06

Родные погибших участников СВО: Установка этого памятника для нас имеет очень большое значение

13:00

В Бурятии многодетная мать из-за ревности до смерти избила подругу

12:53

Народный Хурал Бурятии установил порядок создания участковых комиссий в удаленных воинских частях

12:52

Более полумиллиона клиентов «Открытия» перевели свои сбережения в ВТБ

12:49

Народный Хурал Бурятии принял законопроект об отмене прямых выборов мэра

12:43

Игорь Шутенков: потребность в Мемориале участникам СВО в Улан-Удэ назрела

11:57

Река Селенга подступает к домам в поселке Сотниково в Улан-Удэ

11:31

В Улан-Удэ инвалид первой группы добился перерасчета за теплоэнергию

11:14

Житель Бурятии лишился «Жигулей» из-за пьяной езды

11:08

Сессия в Народном Хурале Бурятии началась с минуты молчания

11:07

Жителя Бурятии приговорили к 3 годам исправительной колонии за хранение наркотиков

11:05

Внеочередная сессия проходит в Народном Хурале Бурятии

11:01

ВТБ внедряет ИТ-инструмент для бесшовной миграции клиентов из банка «Открытие»

10:50

В колонии № 2 сегодня день открытых дверей

09:41

В Бурятии работнику лесхоза выдали зарплату после вмешательства прокуратуры

09:23



пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus