Погода

В Улан-Удэ воздух прогреется до 19 градусов тепла, отмечается Международный день семей

Коронавирус: профилактика, новости

Число заболевших ковидом в Бурятии превысило 40 человек

Лесные пожары

В Бурятии тушат пожар в Тункинском нацпарке

Дежурная часть. Происшествия

Житель Бурятии получил 6 лет колонии за убийство сожительницы в Новый год

Зурхай

Зурхай на 14 мая от настоятеля Курумканского района

Парламентское обозрение

Спикер Народного Хурала: «Чемпионат России по борьбе показал высокое доверие к Бурятии»

Подробности | Главное

Почта в военное время: откуда взялись письма-треугольники и что можно посмотреть в музее ретро-автомобилей Почты Бурятии

Общество 8 Июля 2020 г., 14:33
Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Переоценить работу почтальонов в военное время сложно: заветные треугольники были единственной ниточкой, связывающей с домом перебрасываемых с рубежа на рубеж фронтовиков. Почтальонов с мешками писем ждали с особым нетерпением, письма перечитывали помногу раз и особо дорогие хранили у сердца. Как в годы войны работала Почта? Почему письма имели вид треугольников и доставлялись даже быстрее, чем сейчас? Подробности в нашем материале-обозрении.  

Лого мелкое 1.jpgГазета «Правда» в августе 1941-го года в одной из своих передовых статей писала о том, как важна для фронта отлаженная работа почты, так как «каждое полученное письмо или посылка придают бойцам сил и вдохновляют на новые подвиги». Однако в работе почтовой службы в те годы были свои сложности, которые пришлось преодолевать и переводить работу на военные рельсы. Сложности начинались с малого: например, при доставке писем на фронт не было конкретного почтового адреса, где был бы указан номер дом, подъезд и квартира. Адресаты постоянно перемещались с места на место вслед за линией фронта, наступления или отступления, попадали в госпитали, пропадали без вести и снова находились, погибали. Почте того времени пришлось разрабатывать совершенно новые принципы работы, чтобы быстро и безошибочно доставлять корреспонденцию в военные части, местоположение которых, к тому же, постоянно изменялось.

В ходе одной из военных операций, пишет Военное Обозрение, в руки советских военных попал устав полевой почтовой службы немецких войск. А поскольку почтовое обеспечение вермахта всегда находилось на должном уровне, то перевод и изучение такого ценного документа позволило уже через несколько недель успешно использовать технологию врага для нужд Советской армии. Хотя и оставались свои проблемы и трудности. Например, не было конвертов в том количестве, в каком того требовало время. Так и появились письма-треугольники, так называемые народные письма: люди сами нашли выход в том, чтобы лист с письмом просто сложить в несколько раз и на верхней стороне написать адрес получателя.

Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, загнутый сначала справа налево, а потом слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. На внешней стороне писали адрес назначения и обратный адрес, оставляли чистое место для отметок почтовых работников. Марка не требовалась, письмо не заклеивали – во-первых, все знали, что его будет читать цензура, во-вторых, заклеивать было нечем. Бумага и та была на вес золота, так что письма писали мельчайшим почерком, заполняя каждый миллиметр. Сложить такой треугольник мог любой человек, даже маленькие дети.  

Дальше дело было за почтальонами. Если адресат к моменту доставки письма уже погиб, на треугольнике делали запись о гибели, перечеркивали адрес назначения и возвращали обратно и зачастую такой треугольник заменял «похоронку». Если солдат был переведен в другую часть, попадал в госпиталь, то на месте для пометок ставили новый адрес. Некоторые такие переадресованные письма исчезали и находили адресата уже после войны. Всего за четыре года Великой Отечественной почтальоны доставили адресатам 10,7 миллиарда писем, так что СССР можно было по праву назвать самой пишущей страной в мире.

Почтовые отделения внутри самой России в годы войны тоже претерпевали различные изменения, связанные в том числе, с тем, что опытные специалисты уходили на фронт и работать вместо них часто приходилось людям неподготовленным к этому, а часто даже детям и подросткам. Так было и в Бурятии, почтовая служба которой на тот момент насчитывала 84 года с момента создания.

Почтово-телеграфная контора_Некрасова ул.jpg

Верхнеудинская почтово-телеграфная контора была образована в 1861 году. Сначала она действовала самостоятельно, в декабре 1886 года подчинена единому начальнику Забайкальского почтово-телеграфного округа в Чите. Верхнеудинская почтово-телеграфная контора отвечала за почтовые перевозки, функционирование телеграфа, контролировала работу почтовых станционных смотрителей, проводила подписку на периодическую печать, составляла статистические данные о сборах за почтовую корреспонденцию, бандероли, переводы, телефонную статистику. 

Почтовый двор 18 век.jpg

Верхнеудинская почтово-телеграфная контора просуществовала до февральской революции 1917 года. В 1919 году Верхнеудинскую почтово-телеграфную контору подчинили Главному управлению почты и телеграфа Иркутского почтово-телеграфного округа. Позже Верхнеудинская почтово-телеграфная контора была переименована в Верхнеудинский районный отдел связи. В августе 1934 года, в связи с переименованием горда Верхнеудинска в Улан-Удэ, был образован Улан-Удэнский районный отдел связи. В январе 1938 года его переименовали в Улан-Удэнскую почтовую контору. В таком виде Почта  встретила Великую Отечественную войну.

В 1941-1945 годы в составе Улан-Удэнской почтовой конторы было 20 отделений связи, 5 производственных отделов и детский сад, 2 телефонные станции, 2 радиоузла. Обслуживали они 5 районов и сеть почтовых предприятий в них. В состав сети входили: Городской район – в нем насчитывалось 7 отделений связи, Пригородный район – еще 4 отделения связи, в Железнодорожном районе было 2 отделения связи. Был еще Заводской район, в котором насчитывалось 3 отделения связи и 6 отделений связи было в Иволгинском районе.

На селе почтамты обслуживали 22 колхоза, 2 МТС и 7 сельских Советов. Штат работников в годы Войны составлял 256 человек, из них 62 почтальона. В годы войны почта перевозилась, помимо автомобильного транспорта, которого не всегда хватало, еще и гужевым. Доставка печати в Улан-Удэ была трехразовая.

почтальоны 1.jpg

- В военное время начальником Улан-Удэнской конторы был товарищ Вышинский. На войну ушли более ста работников-мужчин с Улан-Удэнской почтовой конторы. Из них после Победы вернулись только 32 человека, - рассказывает почтовик–ветеран Надежда Георгиевна Шайдурова. Надежда Георгиевна родилась в 1932 году, на начало ей было всего 13 лет. Сегодня она относится к категории «детей войны» - на возраст в военное время скидок особо не делали, подростки работали вместо ушедших на фронт родителей наравне со взрослыми.

Иногда приходилось носить почтовую корреспонденцию на вокзал для обмена почты к железнодорожным составам на себе, вспоминает ветеран.

-  Вся работа велась вручную, техники не было. Было очень тяжелое время, но дисциплина была железная и никто не имел права опаздывать на работу. После рабочего дня приходили домой и при свете очага вязали варежки, носки и теплые свитера из овечьей шерсти для фронта. Каждому на это давали определенную норму, - рассказала Надежда Георгиевна.

Почтальоны перед доставкой почты.jpg

Кстати, интересно, что в военные годы письма на фронт доходили порой быстрее, чем сейчас. Это объяснялось тем, что наравне с боевым обеспечением армии военным почтовым грузам был отдан приоритет: нарком связи добился исключительных условий для доставки армейской почты, так что как бы плотно ни была закружена железная дорога, почтовые эшелоны пропускались в первую очередь, а их остановки были недопустимыми. Кроме того, почта перевозилась с помощью всех имеющихся видов транспорта в зависимости от условий местности – в специальных почтовых вагонах, на кораблях, почтовых самолетах, автомобилях и даже на мотоциклах. А использование почтового транспорта для каких-либо прочих нужд было строго-настрого запрещено.

Часть этих и похожих на них автомобилей можно увидеть и сегодня в музее ретро-автомобилей Почты Бурятии. ОСП «Автобаза связи» - подразделение УФПС Республики Бурятия ФГУП «Почта России» - объект полурежимный, вход на его территорию осуществляется по пропускам, основные посетители - студенты и школьники. В музее под навесом и на постаментах стоят настоящие легенды мира техники, причем некоторые до сих пор на ходу и участвуют в парадах ко Дню Победы. Один из таких рабочих старожилов - ГАЗ-67, который в Красной армии ласково называли «Козликом». В Бурятии он до сих пор своим ходом добирается до места проведения парадов, причем не только в столице Бурятии, но и в районах республики. И иногда снимается со своими товарищами-автомобилями в фильмах военных лет, о чем свидетельствуют фотографии, представленные на стенде в музее.

фото 5_2.jpg

Этот необычный музей был основан в 1985 году по инициативе инженера по безопасности дорожного движения Ивана Кондратьева, много лет проработавшего в Автобазе связи. Не то, чтобы вновь созданный музей сразу пополнился своими экспонатами: первые музейные машины приходилось собирать по частям, выискивая детали по разным районам республики. Потом появились готовые автомобили, которые, как правило, приходилось выкупать, но некоторые музею и просто дарили. Так, одним из таких подарков стал автомобиль ГАЗ-М20В «Победа», которая производилась на Горьковском автомобильном заводе имени Молотова с 1946 по 1958 годы. У истории названия этого автомобиля есть разные варианты, самая знаменитая и распространённая версия связана со Сталиным. Считается, что директор завода ГАЗ предлагал назвать новую модель автомобиля «Родиной», но Сталин идею не поддержал. «Почем Родину продавать собрался?», - якобы поинтересовался он у руководителя завода, после чего машину переименовали в «Победу». Экземпляр ГАЗ-М20В «Победа» подарил почтовому музею бывший начальник Кабанского почтамта, который сам случайно купил его с рук. Еще один экспонат, «Москвич-408» музею преподнес в дар бывший сотрудник, который, кстати, сам и был водителем автомобиля.

В музее много машин, которые стоит увидеть. Здесь есть даже ЗиС-5, в простонародье «трехтонка», и знаменитая военная «полуторка» - то есть ГАЗ АА. Обе машины были основными рабочими лошадками военных лет. Так, ЗИС-5 был чрезвычайно прост в конструкции, изготовлении и эксплуатации, но потому и надежен. Его масляный фильтр был сделан из войлока, а в случае поломки отремонтировать машину можно было набором всего из, максимум, десяти ключей. Работала эта техники и на бензине, причем не самом лучшем, а в теплую погоду заправить ее можно было даже керосином.

Дети, которые приходят посмотреть на ретро-автомобили, с удовольствием изучают «Полуторку», «ЗИС-5», трогают детали, садятся за руль и иногда ребятишек даже катают. Почтовики Бурятского филиала ФГУП «Почта России» уверены, что ретро-машины музея, представляющие собой историческую ценность, еще не раз будут участвовать на параде и проедутся по дорогам республики. Только уже в мирное время.

лого горизонт.jpg

Ольга Чиж, Восток-Телеинформ. 

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие подробности

14 Мая 2021

Новые премьеры в киноиндустрии: что посмотреть в мае?

В России появился новый онлайн-кинотеатр под названием «KION» - жонглирование буквами в слове «кино». Его презентовала компания МТС, которая уверена, что к 2023 году кинотеатр войдет в тройку российских стриминговых сервисов, имея 20 миллионов подписчиков. Появление нового онлайн-кинотеатра - яркое событие для киноманов, так как каждый сервис имеет свои фишки и стремится завоевать любовь зрителя.

30 Апреля 2021

В Хурале Бурятии прошла очередная сессия

В Хурале Бурятии прошла очередная сессия

30 Апреля 2021

Министр природных ресурсов Бурятии рассказал о работе в области управления отходами

Министр природных ресурсов Бурятии рассказал о работе в области управления отходами

30 Апреля 2021

Готовимся к дачному сезону-2021

Близятся майские праздники, и вереницы горожан тянутся на свои дачи, в сады и на загородные участки. Сделали небольшую "напоминалочку" дачникам о том, что нужно не забыть, уезжая из города.

27 Апреля 2021

Человек и депутат: Матвей Баданов покинул Народный Хурал

Человек и депутат: Матвей Баданов покинул Народный Хурал

Лента новостей
15.05.2021

14:36 Культура

Дни Эрмитажа пройдут в Улан-Удэ

14:22 Здравоохранение

Число заболевших ковидом в Бурятии превысило 40 человек

14:11 Общество

В Бурятии школьники повторили ПДД на английском языке

10:03 Происшествия

В Бурятии тушат пожар в Тункинском нацпарке

09:59 Происшествия

Мужчина, провалившийся с туристами под лед на Байкале, предстанет перед судом

09:42 Город

Трещины, выбоины и разрушенный бордюр: Депутаты улан-удэнского горсовета проверили ремонт дороги по улице Псковская

09:24 Погода

В Улан-Удэ воздух прогреется до 19 градусов тепла, отмечается Международный день семей

14.05.2021

17:51 Экономика, бизнес

В Бурятии поднялись цены на мясо, пиво и шоколад

17:11 Экономика, бизнес

В Бурятии стали дешевле авиабилеты эконом-класса

16:36 Общество

В Бурятии зафиксировали естественную убыль населения

16:21 Общество

В Бурятии стали реже разводиться

16:08 Город

В Улан-Удэ рядом с набережной высадили 1000 деревьев

15:59 Образование

В школах Улан-Удэ усилят работу психологов после трагедии в Казани

15:48 Эко-Новости

Минприроды Бурятии: Экоурок вносит существенный вклад в развитие раздельного сбора мусора

15:26 Общество

В Бурятии стало больше судоводителей

15:22 Здравоохранение

Улан-удэнцы смогут вакцинироваться от коронавируса возле ТРЦ «Пиплс парк»

14:45 Происшествия

В Улан-Удэ фонтан из трубы в 47 квартале забил из-за гидравлических испытаний

14:10 Общество

В Бурятии ондатра искала реку, а пришла к лесникам в лесхоз

14:06 Погода

В Улан-Удэ завтра до 19 тепла

14:00 Происшествия

В Улан-Удэ огонь в жилом доме повредил две квартиры, гараж и соседний дом

13:55 Общество

В Улан-Удэ осужденные подростки послушали экоурок с главой Бурятии

13:42 Общество

Жители Бурятии по вопросам исполнительных производств теперь могут обратиться к роботу Максу

13:15 Образование

В Улан-Удэ более трех тысяч выпускников напишут ЕГЭ

13:03 Культура

Русский драмтеатр Улан-Удэ покажет спектакль «Наводнение» в Новосибирске

12:38 Происшествия

Последнее слушание перед приговором: Прокурор просит для Баира Жамбалова 10 лет колонии за смертельное ДТП

12:19 Здравоохранение

Медицинский поезд РЖД с двумя вакцинами от COVID-19 едет прививать жителей Иркутской области

12:16 Общество

В Улан-Удэ нашли мужчину, укравшего деньги с чужой карты

12:12 Экономика, бизнес

На ВСЖД с начала года перевозки контейнеров выросли на 20,4%

12:05 Происшествия

В Гусином озере в Бурятии нашли тело пожилого мужчины

12:01 Происшествия

Житель Бурятии получил 6 лет колонии за убийство сожительницы в Новый год



Цыренова Татьяна

12.04.2021 17:56:53

Огромное спасибо Алексею Самбуевичу за отзывчивость и быстрое решение проблемы!А также ГОКу Озерный и Свиблову Владиславу за неравнодушие и доброту!

Для маленькой Адисы со СМА из Бурятии нашли недостающие деньги

Munko Balzhinimaev

10.04.2021 22:16:47

«Город — это среда обитания человека, а не собак, которые по закону должны находиться под надзором хозяина или за бюджетный счёт содержаться в приюте, - говорит Валерий Кузнецов.
- Но в стране нет денег, и лучше, чтобы эти деньги пошли на пенсионеров, на инвалидов. Я лично не хочу, чтобы за эти деньги содержались безнадзорные собаки до бесконечности».
Эксперт подчеркнул, что все цивилизованные страны ищут хозяина две недели, а после этого усыпляют собаку.

«Хватит тратить на собак денег больше, чем на БОМЖей»: в Бурятии обсудили собачий вопрос

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus