Погода

4 декабря, пятница: в Улан-Удэ днем 10 мороза, отмечается День заказов подарков и написания писем Деду Морозу

Коронавирус: профилактика, новости

СМИ: вакцинацию от коронавируса в России начинают через неделю

Туризм в Бурятии

Три проекта Бурятии вышли в финал Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards-2020

Живая память: 75-летие Победы

В Бурятии в Гурульбе благоустроили территорию у памятника участникам Великой Отечественной

Зурхай

Зурхай на 4 декабря от настоятеля Курумканского дацана Бурятии

Парламентское обозрение

На севере Бурятии открыли мост важного значения для сельчан

Подробности | Главное

Почта в военное время: откуда взялись письма-треугольники и что можно посмотреть в музее ретро-автомобилей Почты Бурятии

Общество 8 Июля 2020 г., 14:33
Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Переоценить работу почтальонов в военное время сложно: заветные треугольники были единственной ниточкой, связывающей с домом перебрасываемых с рубежа на рубеж фронтовиков. Почтальонов с мешками писем ждали с особым нетерпением, письма перечитывали помногу раз и особо дорогие хранили у сердца. Как в годы войны работала Почта? Почему письма имели вид треугольников и доставлялись даже быстрее, чем сейчас? Подробности в нашем материале-обозрении.  

Лого мелкое 1.jpgГазета «Правда» в августе 1941-го года в одной из своих передовых статей писала о том, как важна для фронта отлаженная работа почты, так как «каждое полученное письмо или посылка придают бойцам сил и вдохновляют на новые подвиги». Однако в работе почтовой службы в те годы были свои сложности, которые пришлось преодолевать и переводить работу на военные рельсы. Сложности начинались с малого: например, при доставке писем на фронт не было конкретного почтового адреса, где был бы указан номер дом, подъезд и квартира. Адресаты постоянно перемещались с места на место вслед за линией фронта, наступления или отступления, попадали в госпитали, пропадали без вести и снова находились, погибали. Почте того времени пришлось разрабатывать совершенно новые принципы работы, чтобы быстро и безошибочно доставлять корреспонденцию в военные части, местоположение которых, к тому же, постоянно изменялось.

В ходе одной из военных операций, пишет Военное Обозрение, в руки советских военных попал устав полевой почтовой службы немецких войск. А поскольку почтовое обеспечение вермахта всегда находилось на должном уровне, то перевод и изучение такого ценного документа позволило уже через несколько недель успешно использовать технологию врага для нужд Советской армии. Хотя и оставались свои проблемы и трудности. Например, не было конвертов в том количестве, в каком того требовало время. Так и появились письма-треугольники, так называемые народные письма: люди сами нашли выход в том, чтобы лист с письмом просто сложить в несколько раз и на верхней стороне написать адрес получателя.

Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, загнутый сначала справа налево, а потом слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. На внешней стороне писали адрес назначения и обратный адрес, оставляли чистое место для отметок почтовых работников. Марка не требовалась, письмо не заклеивали – во-первых, все знали, что его будет читать цензура, во-вторых, заклеивать было нечем. Бумага и та была на вес золота, так что письма писали мельчайшим почерком, заполняя каждый миллиметр. Сложить такой треугольник мог любой человек, даже маленькие дети.  

Дальше дело было за почтальонами. Если адресат к моменту доставки письма уже погиб, на треугольнике делали запись о гибели, перечеркивали адрес назначения и возвращали обратно и зачастую такой треугольник заменял «похоронку». Если солдат был переведен в другую часть, попадал в госпиталь, то на месте для пометок ставили новый адрес. Некоторые такие переадресованные письма исчезали и находили адресата уже после войны. Всего за четыре года Великой Отечественной почтальоны доставили адресатам 10,7 миллиарда писем, так что СССР можно было по праву назвать самой пишущей страной в мире.

Почтовые отделения внутри самой России в годы войны тоже претерпевали различные изменения, связанные в том числе, с тем, что опытные специалисты уходили на фронт и работать вместо них часто приходилось людям неподготовленным к этому, а часто даже детям и подросткам. Так было и в Бурятии, почтовая служба которой на тот момент насчитывала 84 года с момента создания.

Почтово-телеграфная контора_Некрасова ул.jpg

Верхнеудинская почтово-телеграфная контора была образована в 1861 году. Сначала она действовала самостоятельно, в декабре 1886 года подчинена единому начальнику Забайкальского почтово-телеграфного округа в Чите. Верхнеудинская почтово-телеграфная контора отвечала за почтовые перевозки, функционирование телеграфа, контролировала работу почтовых станционных смотрителей, проводила подписку на периодическую печать, составляла статистические данные о сборах за почтовую корреспонденцию, бандероли, переводы, телефонную статистику. 

Почтовый двор 18 век.jpg

Верхнеудинская почтово-телеграфная контора просуществовала до февральской революции 1917 года. В 1919 году Верхнеудинскую почтово-телеграфную контору подчинили Главному управлению почты и телеграфа Иркутского почтово-телеграфного округа. Позже Верхнеудинская почтово-телеграфная контора была переименована в Верхнеудинский районный отдел связи. В августе 1934 года, в связи с переименованием горда Верхнеудинска в Улан-Удэ, был образован Улан-Удэнский районный отдел связи. В январе 1938 года его переименовали в Улан-Удэнскую почтовую контору. В таком виде Почта  встретила Великую Отечественную войну.

В 1941-1945 годы в составе Улан-Удэнской почтовой конторы было 20 отделений связи, 5 производственных отделов и детский сад, 2 телефонные станции, 2 радиоузла. Обслуживали они 5 районов и сеть почтовых предприятий в них. В состав сети входили: Городской район – в нем насчитывалось 7 отделений связи, Пригородный район – еще 4 отделения связи, в Железнодорожном районе было 2 отделения связи. Был еще Заводской район, в котором насчитывалось 3 отделения связи и 6 отделений связи было в Иволгинском районе.

На селе почтамты обслуживали 22 колхоза, 2 МТС и 7 сельских Советов. Штат работников в годы Войны составлял 256 человек, из них 62 почтальона. В годы войны почта перевозилась, помимо автомобильного транспорта, которого не всегда хватало, еще и гужевым. Доставка печати в Улан-Удэ была трехразовая.

почтальоны 1.jpg

- В военное время начальником Улан-Удэнской конторы был товарищ Вышинский. На войну ушли более ста работников-мужчин с Улан-Удэнской почтовой конторы. Из них после Победы вернулись только 32 человека, - рассказывает почтовик–ветеран Надежда Георгиевна Шайдурова. Надежда Георгиевна родилась в 1932 году, на начало ей было всего 13 лет. Сегодня она относится к категории «детей войны» - на возраст в военное время скидок особо не делали, подростки работали вместо ушедших на фронт родителей наравне со взрослыми.

Иногда приходилось носить почтовую корреспонденцию на вокзал для обмена почты к железнодорожным составам на себе, вспоминает ветеран.

-  Вся работа велась вручную, техники не было. Было очень тяжелое время, но дисциплина была железная и никто не имел права опаздывать на работу. После рабочего дня приходили домой и при свете очага вязали варежки, носки и теплые свитера из овечьей шерсти для фронта. Каждому на это давали определенную норму, - рассказала Надежда Георгиевна.

Почтальоны перед доставкой почты.jpg

Кстати, интересно, что в военные годы письма на фронт доходили порой быстрее, чем сейчас. Это объяснялось тем, что наравне с боевым обеспечением армии военным почтовым грузам был отдан приоритет: нарком связи добился исключительных условий для доставки армейской почты, так что как бы плотно ни была закружена железная дорога, почтовые эшелоны пропускались в первую очередь, а их остановки были недопустимыми. Кроме того, почта перевозилась с помощью всех имеющихся видов транспорта в зависимости от условий местности – в специальных почтовых вагонах, на кораблях, почтовых самолетах, автомобилях и даже на мотоциклах. А использование почтового транспорта для каких-либо прочих нужд было строго-настрого запрещено.

Часть этих и похожих на них автомобилей можно увидеть и сегодня в музее ретро-автомобилей Почты Бурятии. ОСП «Автобаза связи» - подразделение УФПС Республики Бурятия ФГУП «Почта России» - объект полурежимный, вход на его территорию осуществляется по пропускам, основные посетители - студенты и школьники. В музее под навесом и на постаментах стоят настоящие легенды мира техники, причем некоторые до сих пор на ходу и участвуют в парадах ко Дню Победы. Один из таких рабочих старожилов - ГАЗ-67, который в Красной армии ласково называли «Козликом». В Бурятии он до сих пор своим ходом добирается до места проведения парадов, причем не только в столице Бурятии, но и в районах республики. И иногда снимается со своими товарищами-автомобилями в фильмах военных лет, о чем свидетельствуют фотографии, представленные на стенде в музее.

фото 5_2.jpg

Этот необычный музей был основан в 1985 году по инициативе инженера по безопасности дорожного движения Ивана Кондратьева, много лет проработавшего в Автобазе связи. Не то, чтобы вновь созданный музей сразу пополнился своими экспонатами: первые музейные машины приходилось собирать по частям, выискивая детали по разным районам республики. Потом появились готовые автомобили, которые, как правило, приходилось выкупать, но некоторые музею и просто дарили. Так, одним из таких подарков стал автомобиль ГАЗ-М20В «Победа», которая производилась на Горьковском автомобильном заводе имени Молотова с 1946 по 1958 годы. У истории названия этого автомобиля есть разные варианты, самая знаменитая и распространённая версия связана со Сталиным. Считается, что директор завода ГАЗ предлагал назвать новую модель автомобиля «Родиной», но Сталин идею не поддержал. «Почем Родину продавать собрался?», - якобы поинтересовался он у руководителя завода, после чего машину переименовали в «Победу». Экземпляр ГАЗ-М20В «Победа» подарил почтовому музею бывший начальник Кабанского почтамта, который сам случайно купил его с рук. Еще один экспонат, «Москвич-408» музею преподнес в дар бывший сотрудник, который, кстати, сам и был водителем автомобиля.

В музее много машин, которые стоит увидеть. Здесь есть даже ЗиС-5, в простонародье «трехтонка», и знаменитая военная «полуторка» - то есть ГАЗ АА. Обе машины были основными рабочими лошадками военных лет. Так, ЗИС-5 был чрезвычайно прост в конструкции, изготовлении и эксплуатации, но потому и надежен. Его масляный фильтр был сделан из войлока, а в случае поломки отремонтировать машину можно было набором всего из, максимум, десяти ключей. Работала эта техники и на бензине, причем не самом лучшем, а в теплую погоду заправить ее можно было даже керосином.

Дети, которые приходят посмотреть на ретро-автомобили, с удовольствием изучают «Полуторку», «ЗИС-5», трогают детали, садятся за руль и иногда ребятишек даже катают. Почтовики Бурятского филиала ФГУП «Почта России» уверены, что ретро-машины музея, представляющие собой историческую ценность, еще не раз будут участвовать на параде и проедутся по дорогам республики. Только уже в мирное время.

лого горизонт.jpg

Ольга Чиж, Восток-Телеинформ. 

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие подробности

30 Ноября 2020

«Нам надо привыкать жить с ковидом»: В Народном Хурале рассмотрели эпидситуацию в Бурятии

«Нам надо привыкать жить с ковидом»: В Народном Хурале рассмотрели эпидситуацию в Бурятии

30 Ноября 2020

Служебные квартиры членов правительства Бурятии обсудили на сессии Хурала

Служебные квартиры членов правительства Бурятии обсудили на сессии Хурала

30 Ноября 2020

В Бурятии продолжается поддержка фермеров: развивать сельское хозяйство им помогают передовые технологии и вера в себя

В Бурятии продолжается поддержка фермеров: развивать сельское хозяйство им помогают передовые технологии и вера в себя

30 Ноября 2020

Хозяйства Бурятии бьют рекорды по урожайности зерновых

Хозяйства Бурятии бьют рекорды по урожайности зерновых

29 Ноября 2020

В Бурятии началась зимовка скота: как помогает Минсельхозпрод

В Бурятии началась зимовка скота: как помогает Минсельхозпрод  

Лента новостей
04.12.2020

11:00 Здравоохранение

В Бурятии Тарбагатайская районная поликлиника скоро примет первых пациентов

10:45 Город

В Улан-Удэ появилось «Звёздное небо» над площадью Советов

10:30 Спорт

Бурятский филиал ПАО «Ростелеком» поддержал детский шахматный онлайн-турнир

10:15 Регионы ДФО-СФО

Морская пехота стала участником донорской акции в Сибири

09:45 Экономика, бизнес

Новую грузовую станцию для длинных составов построили на БАМе

09:30 Культура

Онлайн-кинотеатр МТС ТВ покажет полную коллекцию фильмов киновселенной MARVEL

09:17 Происшествия

В Бурятии пресекли незаконную рубку леса

09:15 Здравоохранение

СМИ: вакцинацию от коронавируса в России начинают через неделю

09:08 Общество

«Кухня без границ»: В Улан-Удэ сегодня состоится презентация бурятских блюд в новом звучании

08:54 Здравоохранение

В Бурятии 243 новых заболевших коронавирусом

08:45 Происшествия

В Бурятии женщину подозревают в убийстве своего мужа – преступного авторитета

08:39 Происшествия

В Бурятии снова землетрясение – на этот раз в Северо-Байкальском районе

08:34 Общество

В Бурятии вертолетом эвакуировали сотрудницу нацпарка – женщине стало плохо

08:18 Политика и власть

В Бурятии главу Курумкана приговорили к судебному штрафу за мошенничество

08:11 Экономика, бизнес

В Гусиноозерске сетевикам запретили отключать электроэнергию водоканалу

08:08 Общество

Жители Бурятии могут сообщить о коррупции в прокуратуру по «горячей линии»

08:06 Экономика, бизнес

В Бурятии прокуратура заставила компанию заделать ямы на дороге

08:04 Экономика, бизнес

На севере Бурятии платили зарплату ниже МРОТ

07:39 Общество

Зурхай на 4 декабря от настоятеля Курумканского дацана Бурятии

06:46 Погода

4 декабря, пятница: в Улан-Удэ днем 10 мороза, отмечается День заказов подарков и написания писем Деду Морозу

03.12.2020

15:10 Город

«Дом в Улан-Удэ, а баня в Иволгинском районе»: Власти Улан-Удэ обсудили границы районов

14:48 Погода

В Бурятии завтра небольшой снег, днем до 16 мороза

14:16 Экономика, бизнес

Третий мост в Улан-Удэ могут сдать раньше срока

14:06 Общество

В Кабанском районе Бурятии из-за разлива реки на дорогу ограничено движение легкового транспорта

13:22 Политика и власть

На севере Бурятии открыли мост важного значения для сельчан

12:50 Общество

Алдар Дамдинов помог жительнице Джидинского района получить направление в один из ведущих медцентров страны

12:45 Экономика, бизнес

В Бурятии стартовала акция по списанию пени по взносам на капремонт

12:30 Экономика, бизнес

В Бурятии требуется руководитель для осуществления контроля за деятельностью пунктов приема и отгрузки древесины

12:15 Спорт

В Кабанском районе Бурятии завершается строительство спорткомплекса с бассейном

12:00 Происшествия

В Бурятии «чёрному» лесорубу дали три года условно



Туяна

31.10.2020 03:21:46

Молодцы, наши умницы, красавицы.
Удачи Вам!

Артистка театра «Байкал» стала третьей «Красой России»

Лубсан

30.10.2020 19:26:54

Мне кажется рябчиков намного больше стало. В Джидинском районе прямо в селах они бегают иногда. Вдоль дорог их полно.

В заповеднике на Байкале посчитали рябчиков

irisvetlana

28.10.2020 15:09:35

С лекарствами проблема, витамин Д3 исчез из аптек, а где можно его купить, цена увеличилась и , притом, в некоторых аптеках  в 2 раза. Нужно ввести контроль за ценами.

«Переболеть придётся всем»: Известный бизнесмен Бурятии рассказал, как перенес коронавирус

виктория кушнарёва

28.10.2020 01:17:36

Все верно вы говорите, остаешься один на один с болезнью без лекарств и помощи! Это жутко!

«Переболеть придётся всем»: Известный бизнесмен Бурятии рассказал, как перенес коронавирус

Подробности

Интервью

Интернет-конференции

Система Orphus