Погода

По Бурятии снова передают штормовое

Коронавирус: профилактика, новости

В Бурятии за сутки коронавирус подтвердился у 24 человек, 25 выздоровели, 1 пациент умер

Лесные пожары

В Бурятии тушили 4 лесных пожара в прошедшие сутки

Дежурная часть. Происшествия

В Бурятии будут судить мужчину, забившего насмерть совком своего гостя

Зурхай

Зурхай на 30 апреля от настоятеля Курумканского района

Парламентское обозрение

В Бурятии принят новый механизм индексации денежных выплат

Подробности | Главное

ВСЖД в годы Великой отечественной войны: Трудовой фронт

Общество 28 Ноября 2019 г., 11:27

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

С началом Великой отечественной войны на долю железнодорожников выпало немало вызовов и испытаний. Железная дорога служила для страны основной артерией, по которой на фронт бесперебойно поставлялась военная техника, боеприпасы, продовольствие. Для женщин, детей и стариков она стала путем отступления с западной линии фронта на восток. Восточно-Сибирская железная дорога в годы войны считалась главной магистралью тыла. Однако с первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

Транссибирская магистраль стала главной железной дорогой страны. История не знала еще примеров бесперебойных перевозок в столь тяжелейших условиях и в таких объемах. Переброска войск, техники и боеприпасов для железнодорожников была в числе задач и до начала войны. Однако в условиях военного времени эта задача казалась почти неразрешимой. Начиная с первых дней войны, фашистская авиация сумела нанести серьёзный урон железным дорогам, пытаясь парализовать снабжение советских войск и городов. В период с июня по декабрь 1941 года совершили 6939 налётов на железнодорожные объекты, сбросили 46 тысяч авиабомб. Для успешного решения поставленных задач железнодорожникам все-таки удалось перестроить на военный лад весь сложнейший железнодорожный комплекс. Началом этой перестройки стал перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) 22 июня 1941 года. Он предусматривал продвижение в первую очередь воинских эшелонов и грузов, связанных с мобилизационными перевозками. С первых дней войны рабочие и служащие Восточно-Сибирской железной дороги успешно выполняли задания государственного комитета обороны по воинским и грузовым перевозкам. В короткий срок из Забайкалья на запад были переброшены десятки воинских соединений.

eshelon-s-sovetskimi-plennymi-otpravlyaetsya-v-germaniyuoktyabr-1941g1-kopiya.jpg

Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводов и предприятий. На долю железнодорожных магистралей в первый период войны выпала поистине беспрецедентная нагрузка по перебазированию производительных сил страны из районов, которым угрожала оккупация, на Восток. Только с июля по ноябрь 1941 года в восточные районы перебазировались 1532 крупных предприятий. Значительная часть эвакуированных предприятий и населения была направлена в Бурятию. На крупных железнодорожных станциях Сибири создавались специальные базы для разгрузки и хранения оборудования, эвакуированного из прифронтовой полосы. В число основных пунктов разгрузки вошел и Улан-Удэ. Несмотря на авральность эвакуационных перевозок, дорога не потеряла ритмичности работы.

5l4fwlx7yqg4k_dout17.jpeg

Для быстрейшего продвижения эвакоэшелонов железнодорожники широко использовали технические новшества, применяли передовые методы труда: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. С целью повышения пропускной способности некоторых участков железных дорог осенью 1941 года была введена «живая блокировка» –  через каждые 800-900 метров на перегонах стояли сигналисты и по их сигналам шли поезда. Изменились графики работы паровозных бригад. Если до войны паровозная бригада обычно водила эшелоны на определенном участке (плече), то в военное время к составу прикреплялся турный вагон для локомотивной бригады, и она вела поезд до места назначения. Машинисты водили эшелоны за тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой.

До начала великого перелома в 1943 году, после которого стал ясен исход войны, железнодорожники принимали участие в боевых действиях, поэтому произошло кадровое оголение железной дороги. На места машинистов, кочегаров и других специалистов пришла молодежь, подростки. Всего из Бурятии на фронт ушло 120 тысяч человек. В их число вошли и те, кто служил в армии накануне войны. Только из депо Улан-Удэ было призвано более 85 квалифицированных машинистов, помощников и ремонтников. Более трехсот человек были награждены боевыми орденами и медалями. Каждый четвертый деповчанин, ушедший на фронт, не вернулся с полей сражений. В сквере возле музея боевой и трудовой славы депо открыт памятник-обелиск, построенный на средства, заработанные его коллективом на субботниках.   

изображение_viber_2019-11-28_10-53-29.jpg

Улан-Удэнское депо в военные годы

После объявления о начале войны на всех крупных станциях дороги прошли митинги. Патриотический порыв, охвативший всех работников улан-удэнского депо, выразил на митинге 22 июня 1941 года бригадир заготовительного цеха Пахалин, заяви с трибуны: «Наша бригада считает себя мобилизованной на трудовом фронте». На следующий день во всех сменах депо состоялись митинги, где железнодорожники давали клятву выполнять долг перед Отечеством.

После объявления о мобилизации по своей инициативе в депо Улан-Удэ приходят работать на тяжелое производство сотни женщин. Еще столько же идут приобретать рабочие специальности, осваивать вождение поездов, чтобы заменить уходящих на фронт. В депо были созданы рабочие группы по обучению токарному и слесарному делу, электросварке. Десятки женщин работали кочегарами и помощниками машинистов. Война изменила и условия профессиональной подготовки молодежи: уже в ходе обучения специальности учащиеся-токари железнодорожного училища станции Улан-Удэ, работая на срочных военных заказах, выполняли нормы на 150-200%.

изображение_viber_2019-11-28_11-18-28.jpg

График работы был сверхнапряженным.  Локомотивным бригадам приходилось по двое суток не сходить с паровозов. Среднесуточный пробег паровоза по дорогам Восточной Сибири достиг 850 километров. Зафиксированы случаи, когда машинисты улан-удэнского депо добивались пробега паровозов до 1000 километров и больше. В 1943 годк в депо развернулось соревнование за право быть занесенным в списки колонны имени Верховного главнокомандующего и «20 лет БМАССР». Победителями соревнования стали бригады старших машинистов Жолнеровского, Березкина, Устинова, Воронина, Данилова,  Любимова, Иванова и Баженова. Эти бригады перевезли сверх весовой нормы большое количество фронтовых грузов, значительно перекрыли техническую скорость, оборот и среднесуточный пробег паровоза, сэкономив при этом топливо и смазочные материалы. В июле 1944 года машинисту Александру Жолнеровскому было присовено почетное звание «Лучший машинист Советского союза».

изображение_viber_2019-11-28_11-18-30.jpg

Фронтовые колонны

Главной отличительной чертой работы железнодорожников в годы войны было стремление принести максимальную пользу фронту. Во многих депо были созданы «фронтовые колонны», все члены которых объявили себя военнообязанными и объявили военный порядок и дисциплину. В депо Улан-Удэ такая колонна была создана еще в начале войны. Инициаторы ее создания в основу работы положили дисциплинарный Устав РККА. Каждое производственное задание расценивалось как боевой приказ и выполнялось  паровозной бригадой точно в срок с превышением на 50-60%. На западном участке Мысовая-Улан-Удэ четные поезда дойного веса водили одним паровозом. Для ускорения доставки поезда шли без остановок из Петровского Завода до станции Улан-Удэ  без набора воды, а на западном «плече» вместо двух остановок по техническим надобностям делали одну.

изображение_viber_2019-11-28_11-18-25.jpg

Когда Советская армия перешла в наступление, освобождая от фашистов западные области страны, инструментальщики депо Улан-Удэ начали изготовление инструментов и оснастки для ремонтно-восстановительных поездов. Эта работа проводилась сверх плана, зачастую из сэкономленного металла. Наибольших успехов среди ремонтных коллективов Восточно-Сибирской железной дороги добились бригады улан-удэнского депо, которые возглавляли комсомольцы Гордеев и Герцог. Члены  их бригад постоянно несколько раз перевыполняли сменные задания.  Доблестный труд ряда работников ВСЖД был отмечен высокими правительственными наградами. Машинисту Николаю Соседенко была вручена высшая награда – орден Ленина. Кавалером ордена Трудового Красного Знамени стал мастер цеха подъмки Иван Маяков. Всего на улан-удэнском отделении Восточно-Сибирской железной дороги семь героев Советского союза и один полный кавалер ордена Славы.

изображение_viber_2019-11-28_11-18-31.jpg

Юлия Терлецкая

Восток-Телеинформ благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников музея боевой и трудовой славы Локомотивного эксплуатационного депо на станции Улан-Удэ филиала ОАО «РЖД». 

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие подробности

30 Апреля 2021

Министр природных ресурсов Бурятии рассказал о работе в области управления отходами

Министр природных ресурсов Бурятии рассказал о работе в области управления отходами

30 Апреля 2021

Готовимся к дачному сезону-2021

Близятся майские праздники, и вереницы горожан тянутся на свои дачи, в сады и на загородные участки. Сделали небольшую "напоминалочку" дачникам о том, что нужно не забыть, уезжая из города.

27 Апреля 2021

Человек и депутат: Матвей Баданов покинул Народный Хурал

Человек и депутат: Матвей Баданов покинул Народный Хурал

27 Апреля 2021

Единоросс, коммунист и самовыдвиженец: как депутаты выбирали председателя бюджетного комитета Хурала

Единоросс, коммунист и самовыдвиженец: как депутаты выбирали председателя бюджетного комитета Хурала

27 Апреля 2021

Вытрезвитель в Улан-Удэ могут открыть на базе наркодиспансера: подробности

Вытрезвитель в Улан-Удэ могут открыть на базе наркодиспансера: подробности

Лента новостей
05.05.2021

12:47 Здравоохранение

В Бурятии за сутки коронавирус подтвердился у 24 человек, 25 выздоровели, 1 пациент умер

12:41 Город

В Улан-Удэ сегодня теплоэнергетики проводят температурные испытания

12:33 Общество

Дорожники усилили патрулирование федеральных трасс в период непогоды

12:29 Происшествия

«Поиски завершены»: В Бурятии нашли тела двух туристов, попавших под лавину

10:47 Культура

Бестужевцы на площади перед театром поздравят ветеранов ВОВ с Днем Победы

04.05.2021

13:41 Экономика, бизнес

На федеральных трассах Бурятии, Забкрая и Иркутской области количество погибших сократилось на 86%

13:36 Здравоохранение

В Бурятии за сутки коронавирусом заболели 26 человек, 24 выздоровели, 2 умерли

13:09 Происшествия

В Бурятии пятеро туристов попали под сход снежной лавины, один человек погиб

09:44 Экономика, бизнес

В Улан-Удэ проверили соблюдение техники безопасности на объектах капремонта

03.05.2021

10:40 Экономика, бизнес

С 5 мая пригородный поезд № 6108 Черемхово – Кая будет делать остановку на ст. Китой

02.05.2021

08:42 Экономика, бизнес

Поезда из Владивостока изменят расписание с 4 мая

01.05.2021

20:13 Общество

Инспектор Сергей Красиков: спасибо всем, кто вписался

07:30 Политика и власть

Спикер Хурала Владимир Павлов поздравил всех с днем труда

30.04.2021

17:26 Общество

В Бурятии ожидают наплыв туристов

17:07 Происшествия

В Бурятии будут судить мужчину, забившего насмерть совком своего гостя

17:02 Происшествия

Под госзащиту могут взять в Улан-Удэ 12-летнего мальчика, избитого пьяной компанией

17:00 Экономика, бизнес

В правительстве России не поддержали снижение налога на добычу нефрита

16:42 Экономика, бизнес

ЗГРП в Бурятии ищет сотрудников: поваров, слесарей, водителей

16:01 Погода

По Бурятии снова передают штормовое

15:58 Общество

Бурятия готовится встретить летом 14 чартерных рейсов из Москвы

15:45 Общество

В Бурятии растёт число выявленных самовольщиков

15:30 Политика и власть

Одинокие матери в Бурятии будут получать новую выплату

15:22 Общество

Улан-удэнские расчетно-кассовые центры «ТГК-14» будут работать в майские праздники

15:00 Экономика, бизнес

Железная дорога перечислила 748 миллионов в бюджет Бурятии

14:39 Экономика, бизнес

ВСЖД сообщает об изменении расписания пассажирских поездов с 4 мая

14:30 Экономика, бизнес

Расписание пригородных поездов на некоторых участках ВСЖД изменится в праздничные дни

14:20 Образование

Минобразования: В Бурятии вырастет количество бюджетных мест по программам высшего образования

14:00 Здравоохранение

Центр «Светлый» для особых детей откроется на ранее 1 июля

13:45 Общество

На железной дороге с начала года погибли двое детей

13:30 Общество

Жителей Бурятии попросили не расслабляться в майские праздники и носить маски



Цыренова Татьяна

12.04.2021 17:56:53

Огромное спасибо Алексею Самбуевичу за отзывчивость и быстрое решение проблемы!А также ГОКу Озерный и Свиблову Владиславу за неравнодушие и доброту!

Для маленькой Адисы со СМА из Бурятии нашли недостающие деньги

Munko Balzhinimaev

10.04.2021 22:16:47

«Город — это среда обитания человека, а не собак, которые по закону должны находиться под надзором хозяина или за бюджетный счёт содержаться в приюте, - говорит Валерий Кузнецов.
- Но в стране нет денег, и лучше, чтобы эти деньги пошли на пенсионеров, на инвалидов. Я лично не хочу, чтобы за эти деньги содержались безнадзорные собаки до бесконечности».
Эксперт подчеркнул, что все цивилизованные страны ищут хозяина две недели, а после этого усыпляют собаку.

«Хватит тратить на собак денег больше, чем на БОМЖей»: в Бурятии обсудили собачий вопрос

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus