Погода

В Улан-Удэ воздух прогреется до 19 градусов тепла, отмечается Международный день семей

Коронавирус: профилактика, новости

Число заболевших ковидом в Бурятии превысило 40 человек

Лесные пожары

В Бурятии тушат пожар в Тункинском нацпарке

Дежурная часть. Происшествия

Житель Бурятии получил 6 лет колонии за убийство сожительницы в Новый год

Зурхай

Зурхай на 14 мая от настоятеля Курумканского района

Парламентское обозрение

Спикер Народного Хурала: «Чемпионат России по борьбе показал высокое доверие к Бурятии»

Подробности | Главное

Русский драмтеатр Улан-Удэ - центр эпатажа или место силы?

Общество 8 Ноября 2019 г., 17:08

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Улан-Удэ в плане театральной жизни, можно сказать, повезло. На полмиллиона жителей в столице Бурятии пять театров, каждый не похож на другой, каждый со своим позиционированием, аудиторией и атмосферой. Русский драмтеатр им.Н.Бестужева в обществе называют театром-новатором, экспериментатором, эпатирующим и удивляющим публику. Такие эпитеты он приобрел во многом благодаря художественному руководителю Сергею Левицкому, который поставил цель сделать из ГРДТ современный во всех смыслах театр.

-  Современный театр достаточно широкое понятие, – говорит Левицкий. - И чтобы хоть в какой-то мере объяснить этот феномен, потребуется огромное количество времени, поэтому я только тезисно и по верхам могу что-то сейчас изложить. Вообще, любой театр современен по определению, так как происходит здесь и сейчас на наших глазах. Однако принято делить типы театра на современный и традиционный. Различий у них несколько. Если говорить о месте, то традиционный театр – это, конечно, само привычное здание с колоннами, сцена, зрительный зал. Современный же театр не привязан ни к чему, кроме замысла режиссера, спектакль может играться на заводе, в пешеходном переходе, в заброшенном особняке, для него декорациями может стать целый город.

Есть различия в отношении к артистам и к драматургическому материалу. Если в первом – без актеров спектакль невозможен, то второй может работать как с профессиональными артистами, так и случайными людьми или вовсе неодушевленными предметами. В традиционном театре спектакль не может существовать без пьесы, современный же берет в оборот все, что считает нужным. В ход могут идти, как драматургические произведения, так и документальные материалы, письма, интервью, газетные вырезки. И при таком подходе любимое многими слово «классический», которым обычно оперируют зрители – поклонники традиционного типа, – неприменимо по отношению к театру, считает Левицкий.

– У меня очень сложные взаимоотношения с понятием «классическая постановка», - отмечает он. - Если бы было устоявшееся понятие классического театра, то где бы мы ни смотрели «Евгения Онегина» – в Нью-Йорке, Саратове, то везде бы видели одно и то же только с разными артистами. Конфликт восприятия так называемых «неклассических» постановок бывает, если зрители привыкли только к одному типу театра. И когда они видят иной тип театра, соответственно, они не готовы воспринимать это искусство в силу того, что не имеют инструментария и «ключей» к пониманию контекста. А контекст как раз подразумевает умение и владение теми «инструментами», чтобы понимать и коммуницировать с Художником в широком смысле.

При соблюдении формальных позиций, Русский драматический театр Улан-Удэ, вроде как, относится к традиционному: спектакли идут на сцене, зрители сидят в зале, есть здание и есть пьеса. Но вместе с тем, он совершенно иной. Современный театр предполагает честный диалог со зрителем, такой театр далек от всякого рода пропаганды, здесь мир не предстает на сцене в позиции «черное – белое», здесь зрителю предлагается потрудиться самому, ему не навязывается точка зрения художника, отсутствует явный нарратив, нет универсального подхода к коллективной эмоции зрительного зала, напротив, современный театр работает с индивидуальностью.

- Иной и способ существования артистов на сцене, - говорит пресс-секретарь театра Юлия Федосова. - Для традиционного характерна правда переживания, что называется «по Станиславскому», то есть чем точнее актер передает переживания героя, тем больше зритель верит происходящему на сцене. В современном театре чаще всего условный способ существования артиста на сцене, что в Брехтовской системе называется отстранением. Актер больше не изображает на сцене другого человека, перед зрителем предстает индивидуальность – артист, который примеривает на себя тот или иной образ, но отчетливо дает понять, что, в первую очередь, на площадке он сам, и он сам работает с той или иной темой спектакля и ведет диалог со зрителем. Таким образом, он честен перед зрителем. А все потому, что сегодня акцент внимания делается на живого, настоящего человека со своими страстями, страхами, комплексами и прочим. И, когда артист вот так обнажает на сцене свои слабости и сильные стороны, не прикрываясь чужим образом, – это честность и маленький подвиг. Человек хочет видеть на сцене живого человека, а не маску.

Первым таким спектаклем с условным существованием артиста на сцене Русского драмтеатра стала «Фронтовичка». В анонсе так и говорится: «это живая тема, живое исполнение, живая музыка, живые люди... живой театр!». И в такой среде артисты у Левицкого существуют практически в каждом спектакле. Кроме, по словам режиссера, его нового спектакля «Наводнение» на основе рассказа Евгения Замятина, премьера которого пройдет 15 и 16 ноября.

– Здесь психологический способ существования нужен для правдоподобия жизни. Затем, чтобы приблизить зрителей к драме героев, чтобы момент сопереживания был острее и глубже, чтобы судьбы и истории этих людей «врастали» в каждого. Артистов ждет сложная работа над ролями, над погружением в образы – это будет серьезное испытание для всех. И именно поэтому я хочу приблизить актеров и зрителей друг к другу буквально физически, – говорит Сергей Левицкий.

Так, известно, что для спектакля прямо на сцене построят зрительный зал на 200 человек. Так что артисты и зрители будут сосуществовать в одной плоскости.

Но все же у современного театра нет задачи эпатировать, шокировать, удивлять. Провокация – не самоцель, важными становятся именно горизонтальные связи со зрителями, диалог человека с человеком: артиста с режиссером, режиссера с публикой, разговор о важном, о наболевшем, о том, что волнует каждого. Современному театру свойственна мультижанровость, ему тесно в рамках одного определенного жанра. По большому счету чистый жанр умер. Посмотрите, например, на современную оперу. Сегодня там в одном спектакле присутствует оперный вокал, драматическая игра, текст, нелинейность повествования, симультанная музыка, действенная, а не иллюстративная сценография, контемпорари, мультимедия и так далее. Еще одна сторона современного театра – это его перформативность. То есть зритель перестает быть сторонним наблюдателем, не сопереживает кому-то из героев, а сам переживает какой-то чувственный опыт. Часто он вовлечен сам в действие и становится непосредственным участником спектакля.

– Например, в спектакле нашего театра «Преступление и наказание», зритель выступает сразу в нескольких ипостасях: сначала он превращается из простого зрителя в человека, наделенного способностью «перемещаться во времени», человека, несущего в себе эту тайну путешественника, затем он становится подсматривающим и подслушивающим Свидригайловым, после оказывается посетителем трактира и невольным свидетелем откровения Мармеладова, потом присутствует в качестве «реального» соседа по квартире при умирании того же Мармеладова и, в конце концов, традиционным зрителем в зрительном зале. Современный театр расширяет свои собственные рамки и расширяет сознание зрителя, предоставляет ему получить новый чувственный опыт, работает напрямую с ним, не ограждаясь «четвертой стеной», – продолжает режиссер.

За последние несколько лет в театре появились такие проекты, как «Театральный лекторий» – лекции прочитали известные театральные критики Елена Ковальская, Алена Карась, Глеб Ситковский, Марина Шимадина, Павел Руднев, Алексей Кисилев. На особом счету творческая лаборатория для детей и подростков «Территория РОСТа», которая направлена на привлечение молодых зрителей и создание спектаклей для подростковой аудитории, это мостик для между детскими сказками и взрослым репертуаром. Этот проект заменяет отсутствующий в Бурятии ТЮЗ, восполняет нехватку спектаклей, герои которых сами подростки со схожими проблемами, ситуациями, говорящие на одном с ними языке. Все чаще театр Бестужева обращается к современным пьесам – сегодняшний репертуар на треть состоит из пьес, написанных в последние годы: «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой, «Фронтовичка» Анны Батуриной, «Пьяные» Ивана Вырыпаева, «Вдох-выдох» Юлии Тупикиной, «Конец героя» Артема Томилова, «Фото Topless» Натальи Блок и другие.

И даже если это классические тексты, как «Ричард III» Уильяма Шекспира, «Вишневый сад» Антона Чехова, «Преступление и наказание» Федора Достоевского, театр не подстраивает их под запросы публики, не заигрывает с ней тем самым, а ищет в них то, что актуально для сегодняшнего зрителя. Театр, конечно, может и должен быть разным. Но он однозначно должен быть адекватным сегодняшнему дню. Сейчас театр Бестужева – это место, где исследуют театральные границы. Зачастую рискуют, выбирая какие-то не вполне классические формы, пытаются понять современный театральный язык коммуникации со зрителем. Но при этом театр имени Бестужева - это территория без назиданий и поучений, главное здесь - свободный и открытый диалог со зрителем о том, что его по-настоящему волнует. Это место силы, это в нем и привлекает.

Юлия Терлецкая, ИА Восток-Телеинформ

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие подробности

14 Мая 2021

Новые премьеры в киноиндустрии: что посмотреть в мае?

В России появился новый онлайн-кинотеатр под названием «KION» - жонглирование буквами в слове «кино». Его презентовала компания МТС, которая уверена, что к 2023 году кинотеатр войдет в тройку российских стриминговых сервисов, имея 20 миллионов подписчиков. Появление нового онлайн-кинотеатра - яркое событие для киноманов, так как каждый сервис имеет свои фишки и стремится завоевать любовь зрителя.

30 Апреля 2021

В Хурале Бурятии прошла очередная сессия

В Хурале Бурятии прошла очередная сессия

30 Апреля 2021

Министр природных ресурсов Бурятии рассказал о работе в области управления отходами

Министр природных ресурсов Бурятии рассказал о работе в области управления отходами

30 Апреля 2021

Готовимся к дачному сезону-2021

Близятся майские праздники, и вереницы горожан тянутся на свои дачи, в сады и на загородные участки. Сделали небольшую "напоминалочку" дачникам о том, что нужно не забыть, уезжая из города.

27 Апреля 2021

Человек и депутат: Матвей Баданов покинул Народный Хурал

Человек и депутат: Матвей Баданов покинул Народный Хурал

Лента новостей
15.05.2021

14:36 Культура

Дни Эрмитажа пройдут в Улан-Удэ

14:22 Здравоохранение

Число заболевших ковидом в Бурятии превысило 40 человек

14:11 Общество

В Бурятии школьники повторили ПДД на английском языке

10:03 Происшествия

В Бурятии тушат пожар в Тункинском нацпарке

09:59 Происшествия

Мужчина, провалившийся с туристами под лед на Байкале, предстанет перед судом

09:42 Город

Трещины, выбоины и разрушенный бордюр: Депутаты улан-удэнского горсовета проверили ремонт дороги по улице Псковская

09:24 Погода

В Улан-Удэ воздух прогреется до 19 градусов тепла, отмечается Международный день семей

14.05.2021

17:51 Экономика, бизнес

В Бурятии поднялись цены на мясо, пиво и шоколад

17:11 Экономика, бизнес

В Бурятии стали дешевле авиабилеты эконом-класса

16:36 Общество

В Бурятии зафиксировали естественную убыль населения

16:21 Общество

В Бурятии стали реже разводиться

16:08 Город

В Улан-Удэ рядом с набережной высадили 1000 деревьев

15:59 Образование

В школах Улан-Удэ усилят работу психологов после трагедии в Казани

15:48 Эко-Новости

Минприроды Бурятии: Экоурок вносит существенный вклад в развитие раздельного сбора мусора

15:26 Общество

В Бурятии стало больше судоводителей

15:22 Здравоохранение

Улан-удэнцы смогут вакцинироваться от коронавируса возле ТРЦ «Пиплс парк»

14:45 Происшествия

В Улан-Удэ фонтан из трубы в 47 квартале забил из-за гидравлических испытаний

14:10 Общество

В Бурятии ондатра искала реку, а пришла к лесникам в лесхоз

14:06 Погода

В Улан-Удэ завтра до 19 тепла

14:00 Происшествия

В Улан-Удэ огонь в жилом доме повредил две квартиры, гараж и соседний дом

13:55 Общество

В Улан-Удэ осужденные подростки послушали экоурок с главой Бурятии

13:42 Общество

Жители Бурятии по вопросам исполнительных производств теперь могут обратиться к роботу Максу

13:15 Образование

В Улан-Удэ более трех тысяч выпускников напишут ЕГЭ

13:03 Культура

Русский драмтеатр Улан-Удэ покажет спектакль «Наводнение» в Новосибирске

12:38 Происшествия

Последнее слушание перед приговором: Прокурор просит для Баира Жамбалова 10 лет колонии за смертельное ДТП

12:19 Здравоохранение

Медицинский поезд РЖД с двумя вакцинами от COVID-19 едет прививать жителей Иркутской области

12:16 Общество

В Улан-Удэ нашли мужчину, укравшего деньги с чужой карты

12:12 Экономика, бизнес

На ВСЖД с начала года перевозки контейнеров выросли на 20,4%

12:05 Происшествия

В Гусином озере в Бурятии нашли тело пожилого мужчины

12:01 Происшествия

Житель Бурятии получил 6 лет колонии за убийство сожительницы в Новый год



Цыренова Татьяна

12.04.2021 17:56:53

Огромное спасибо Алексею Самбуевичу за отзывчивость и быстрое решение проблемы!А также ГОКу Озерный и Свиблову Владиславу за неравнодушие и доброту!

Для маленькой Адисы со СМА из Бурятии нашли недостающие деньги

Munko Balzhinimaev

10.04.2021 22:16:47

«Город — это среда обитания человека, а не собак, которые по закону должны находиться под надзором хозяина или за бюджетный счёт содержаться в приюте, - говорит Валерий Кузнецов.
- Но в стране нет денег, и лучше, чтобы эти деньги пошли на пенсионеров, на инвалидов. Я лично не хочу, чтобы за эти деньги содержались безнадзорные собаки до бесконечности».
Эксперт подчеркнул, что все цивилизованные страны ищут хозяина две недели, а после этого усыпляют собаку.

«Хватит тратить на собак денег больше, чем на БОМЖей»: в Бурятии обсудили собачий вопрос

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus