Погода

По Бурятии ночью до 17 градусов мороза, днем +11

Туризм в Бурятии

«Иркутск – Бурятия – Монголия»: В Бурятии презентовали новый маршрут от Байкала до Хубсугула

Отопительный сезон

ТГК-14 напомнила о нормах тепла в квартирах улан-удэнцев

Дежурная часть. Происшествия

В Бурятии перед судом предстанет мужчина, застреливший мать сожительницы

Зурхай

Парламентское обозрение

Зурхай на 21 октября от настоятеля Курумканского дацана Бурятии

Общество | Главное

На Байкале запустили крупнейший в Северном полушарии нейтринный телескоп

Общество 15 Марта 2021 г., 13:00

Фото: правительство Иркутской области

Отправить

На озере Байкал 13 марта официально ввели в эксплуатацию глубоководный нейтринный телескоп Baikal-GVD. Старт исследований нейтрино на Байкале - одно из центральных событий Года науки и технологий в России. Телескоп будет способствовать обнаружению источников нейтрино сверхвысоких энергий. Кроме того, байкальский телескоп станет основой развития нейтринной астрономии и астрофизики, сообщает Восток-Телеинформ со ссылкой на Минобрнауки РФ.

Нейтрино – это частица, которая позволит прочитать историю Вселенной и узнать, что в ней происходило миллионы и даже миллиарды лет назад. Инструментом для реконструкции рождения и развития галактики станут именно байкальские нейтрино.

- Одна из приоритетных задач Года науки и технологий в России – привлечение молодежи в исследовательскую деятельность, а также – развитие в российских регионах науки, технологий и высшего образования. Здесь, на Байкале, в уникальном месте, развивается наука мирового уровня – наши лучшие научные институты, университеты, в том числе и региональные, объединили усилия в проекте Байкальский глубоководный нейтринный телескоп, - сказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Он добавил, что проблема многих регионов в том, что молодежь выбирает в качестве места жительства крупные агломерации, города, столичные университеты. Для того, чтобы у молодых людей был стимул развиваться на родине, необходимы такие проекты, какой запустили в Иркутской области. «Молодые люди смогут участвовать в научных исследованиях и инженерно-технологических работах на передовом уровне, делать открытия, учиться, увеличивая, тем самым научно-технический потенциал своего региона и всей нашей страны. Я признателен нашим коллегам из крупнейших институтов, из Объединенного института ядерных исследований, Института ядерных исследований РАН, которые уже не первый год очень активно работают на Байкале», -  отметил министр науки.

Для молодых ученых, которых беспокоит сохранение озера Байкал, работа в этом проекте может стать серьезным практическим опытом, заявил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

- Байкальский нейтринный телескоп — это уникальный международный проект. И нам необходимо вовлекать в него образовательно-научный потенциал Иркутской области, - сказал Кобзев. - Иркутск сегодня становится центром фундаментальной науки, и мы заинтересованы, чтобы научный потенциал оставался в регионе.

Глубоководный нейтринный телескоп на озере Байкал строился с 2015 года силами международной коллаборации BAIKAL-GVD. В состав соисполнителей проекта Baikal-GVD входят Институт ядерных исследований РАН, Иркутский государственный университет, Нижегородский государственный технический университет. Участниками проекта являются Институт экспериментальной и прикладной физики Чешского технического университета (Чехия), факультет математики, физики и информатики Комениус университета (Словакия), EvoLogiсs Gmbh (Германия), Institute of Nuclear Physics, Polish Academy of Sciences (Польша).

В этом году с введением в строй восьмого кластера телескопа установка догонит по объему телескоп IceCube на Южном полюсе. В перспективе планируется создание детектора объемом один кубический километр.

Отмечается, что уникальная прозрачность байкальской воды позволяет определять направление нейтрино с наилучшей точностью. Глубина важна для защиты установки от света, оставляемого атмосферными мюонами. Толщина льда, которым озеро покрыто в течение февраля и марта, позволяет осуществлять сборку элементов глубоководного телескопа в зимний период со льда, что упрощает монтаж новых детекторов. Сохранение экосистемы Байкала всегда было для ученых одним из приоритетов при создании телескопа. Установка не наносит вреда окружающей среде. Детектор изготавливается из коррозионно-стойких материалов - стекла и нержавеющей стали, что способствует долговечности и экологичности конструкции.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Отправить