пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus
Интервью

Алдар Дамдинов: Учитель – это не просто человек с учебником


5 октября 2015 г., 05:04

В этом году в России в 50-ый раз отмечается День учителя. Учитывая, что, по статистике, к сфере образования в Бурятии так или иначе имеет отношение каждый третий, праздник этот смело можно назвать всеобщим. О том, что происходит в сфере образования Бурятии и учительской среде рассказал министр образования и науки республики Алдар Дамдинов. 

- Алдар Валерьевич, что нового произошло в сфере общего образования за последнее время?

- Основное, чем мы и сейчас занимаемся, это внедрение нового федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС). По этому стандарту мы работаем второй год подряд, начали его внедрение с начальных классов, сейчас перешли к средней школе. И столкнулись с рядом вопросов, ведь стандарты нового поколения подразумевают совершенно новые подходы в плане обучения. Один из признаков нашего времени - это метапредметный уровень обучения – то есть объединение близких наук, например, биологии и химии, физики и химии и так далее. В век информационных технологий мы уже не можем себе позволить изучать одну тему за урок и затем еще многократно ее повторять. Ситуация меняется и должны меняться подходы к обучению. Сейчас нормальным считается на уроке использовать интерактивные технологии, включать в занятие какие-то элементы других наук, применять внеучебные формы работы со школьниками. При посещении Музея истории, наверное, за один час можно узнать больше, чем на десяти традиционных уроках истории.  Да, есть еще такие представления местами, что учить надо, как в советское время – последовательно, шаг за шагом. Но дело в том, что время уже не советское сейчас, школа должна меняться, надо использовать современные технологии, ведь и у детей новые возможности добывать информацию – у них есть целый Интернет.  Сейчас учитель – это не просто ментор с учебником, это, скорее, проводник, который в огромном информационном поле должен быть для учеников неким маяком, по которому они должны находить нужные знания и правильно их применять. Так что мы ставим для себя задачу повышения скорости Интернета, развитие в школах практики создания сетей Wi-Fi и так далее.

- Не хочу никого обидеть, но ведь классические «Марьивановны» с указками никуда из школ не исчезли. Есть у них шанс вписаться в эту программу светлого будущего?   

- Да, действительно, кадровый вопрос здесь один из самых важных. По ФГОС важный акцент мы делаем на кадровой подготовке, в планах у нас есть повышение квалификации педагогов в соответствии с новыми стандартами.  Так уже идет подготовка педагогов иностранного языка. Дело в том, что по новым стандартам, в учебные планы включено изучение второго иностранного языка. Конечно, это нововведение сейчас вызвало критику в том плане, что, мол, дети и английский-то не знают, зачем еще один иностранный язык вводить. Но нужно отметить, что в 2020 году все выпускники будут сдавать как обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Сейчас иностранный в качестве предмета по выбору на итоговой аттестации выбирают лишь 5-7% учеников, и мы не можем похвастаться, что они сдают его качественно. Кроме того, начиная уже с этого года школьников ждут изменения в правилах сдачи ЕГЭ по иностранному языку – теперь лишь 80% баллов будет зависеть от знания грамматики и орфографии, то есть письменного иностранного, а еще 20% нужно будет набирать на устном экзамене. Потому что знать грамматические основы предложения это одно, но важно же еще и элементарно уметь говорить.   Здесь отчасти дело в том, что у нас и учителя не говорят на иностранном языке, почему и как тогда начнут говорить их ученики? Эту ситуацию мы надеемся изменить в рамках новых стандартов. Например, в этом году у нас 130 учителей английского языка прошли стажировку по программе «English First», подразумевающей, в первую очередь, погружение в языковую среду. В этом направлении мы работу продолжим.

- Верно ли будет сказать, что если ребенок слабо сдал ЕГЭ, то обязательно виноват только учитель?

- Мы не рассматриваем ЕГЭ как оценку учителей – сложно сравнивать результат ЕГЭ скажем, в языковой школе, куда изначально дети приходят после отбора, подготовленные и результат ЕГЭ обычного школьника обычного класса. Всегда легче подготовить к ЕГЭ ребёнка, который всегда учился на «отлично», чем из слабого, не блещущего знаниями ученика сделать уверенного ударника. Морального вложения сил учителя во втором случае явно намного больше. Когда мы анализировали прошлогодние результаты ЕГЭ, пришли к выводу, что нужно решать проблему по основным предметам – математике и русскому языку. У нас есть программы по развитию математики и такая же есть программа по русскому языку, сейчас задумываемся о введении аналогичных программ по другим предметам.  Кстати, с 2021-22 годов в школах Бурятии будут внедряться новые формы экзаменовки учащихся, групповые. Когда ребята должны объединиться и выполнить какое-то задание с применением знаний по физике, химии, обществознанию, словом, всем изучаемым в школе предметам.

- Проектные задачи?

- Да. Такие формы работы уже успешно применяются в ряде российских школ, их цель – научить ребенка работать в команде. Потому что важная часть жизни в социуме это выстраивание эффективного взаимодействия между людьми для решения совместных задач.  Мы опробовали эту форму в прошлом году в рамках Байкальского образовательного форума, детям это очень понравилось. Здесь, безусловно, мы снова возвращаемся к кадровому вопросу.   

- Кто сегодня работает в школах? Каков средний возраст педагогов? И такой вопрос – в России сегодня реализуется программа «Земский доктор», по которой молодым специалистам, приехавшим на село, выдают подъемные. Есть такие программы для молодых учителей?

- У нас была такая программа, называлась она «500 тысяч». Программа была хорошая, в какой-то мере оправдывала возложенные на нее ожидания, но затем в Минобрнауки России приняли решение от нее отказаться. Сегодня средний возраст учителей имеет тенденцию к старению – если 5 лет назад  средний возраст был 43 года, сейчас он приближается к 45-46 годам и эта тенденция будет превалировать, пока мы кардинально не поменяем ситуацию в сторону молодых кадров. Мы очень благодарны нашим ветеранам-педагогам, многие из них рады были бы уйти на пенсию, но смены нет. Молодые педагоги приходят, конечно, в школу. В прошлом году, например, пришло 202 человека, в этом году – 234. Но этого недостаточно, мы это понимаем. Начиная с 2016 года мы запускаем новую программу, суть которой состоит в заключении трехстороннего контракта между школой, учащимся и вузом. В рамках договора вуз берет на себя задачу дать молодому человеку образование, молодой человек берет на себя обязательство вернуться в школу и отработать там какое-то количество лет, а школа – предоставить ему рабочее место. Финансирование программы составит 9,5 млн рублей, источники финансирования определены, деньги в бюджете предусмотрены. Эта программа – своего рода квотирование, хорошо развитое в советское время. В постсоветский период это в Бурятии первый такой проект, можно сказать. Через год готов снова встретиться с вами, обсудить, насколько он эффективен.

- Сколько сейчас в школах Бурятии вакансий?

- Порядка 250 – по иностранным языкам, информатике, математике, физике, русскому языку и литературе. По всем предметам понемногу.

- Какие учебные заведения сегодня являются основными поставщиками кадров для сферы образования республики?

- Традиционно это Бурятский госуниверситет.

- Однако он уже перестал выпускать учителей математики, а с этого года – и истории. С чем это связано?

- Дело в том, что новые федеральные стандарты внедряются не только в общем образовании, но и в высшем. Когда мы перешли на подготовку специалистов в соответствии с Болонским соглашением, начали работать по системе бакалавриата и магистратуры. И здесь серьезные проблемы возникли именно в подготовке педагогов. Сегодня, чтобы иметь право преподавать в школе ту же математику, человек должен быть и бакалавром в математике, и бакалавром в педагогике и психологии. Это уже два высших образования, а второе образование в нашей стране платное. Сейчас БГУ подал заявку в Министерство образования России, как своему учредителю, на увеличение мест по подготовке педагогов, мы тоже написали в Минобрнауки РФ письмо о том, что Бурятии это необходимо. Федеральное ведомство не возражает, надеемся, в будущем году проблема будет решена.

Я вхожу в экспертную группу при Минобрнауки России, и мы спорим каждый раз, как сделать так, чтобы наши педвузы готовили именно педагогов. Я сам окончил исторический факультет, в мое время была очень хорошая подготовка, практика в школах с первого года обучения. Сегодня на кафедрах университетов сокращается количество часов по педагогике и психологии, педагогической практики почти нет. Сегодня в республике в прежнем режиме работает Бурятский педколледж, и его выпускники приходят в школы, надо сказать, более подготовленными в моральном и профессиональном плане, чем выпускники вузов, ведь у ни элементарно практических занятий в школах было больше.

- Но ведь колледж готовит не всех специалистов.

- К сожалению да, в основном, колледж готовит учителей начальной школы, которых, нужно сказать, тоже сегодня не хватает из-за увеличения количества учеников. Также там готовят учителей физкультуры, математики, английского и русского языка. Все они имеют право после получения диплома преподавать.  

- Не грозит ли БГУ объединение с ВСГУТУ, о чем время от времени у нас заходит речь?

-  Этот вопрос скорее нужно адресовать учредителю данных вузов, как решат в федеральном ведомстве, так и будет. Понятно, что такое решение об объединении вызвало бы серьезную дискуссию в республике. Так что если и принимать такое решение, то обязательно при консультациях с региональной властью, вузами и их коллективами. Но могу заверить, что вопрос об объедении этих двух вузов сегодня не стоит. Принято и остается в силе решение о создании на их базе двух опорных вузов – технического на базе ВСГУТУ и гуманитарного на базе БГУ. Это решение было принято в июле этого года на встрече главы Бурятии Вячеслава Наговицына с министром образования России Дмитрием Ливановым.

- А с чем связано объединение некоторых школ в Улан-Удэ?

- Те объединения, которые сегодня прошли, имеют под собой реальную почву. Например, после объединения в них более грамотно перераспределены ресурсы и организация учебного процесса. Начальная и средняя школа теперь все размещены в одном здании, старшая школа в другом. Это дало школам больше возможностей, возможность организовать больше параллелей, эффективней наладить профильное обучение и так далее. То есть это делается не для того, чтобы просто остался один директор и сэкономить так бюджет на его зарплате.

- Изначально чья это была инициатива?

- Инициатива наша. Но здесь нужно подходить очень избирательно – не думаю, что целесообразно объединять сильно удаленные друг от друга школы, и в любом случае делать это нужно только с учетом общественного мнения, мнения родителей, которые, по сути, являются в данном случае заказчиками образовательных услуг. К тому же это может, отчасти, стать одним из решений проблемы перенаселённости школ.

- По этой причине многие школы уже сейчас учатся в две и три смены.

- Это не выход, конечно. Образовательный процесс должен идти в одну смену, а для этого нужно строить новые школы, другого выхода просто нет. Планы такие у нас, нужно сказать, есть. В рамках новой программы, которая стартует в России в 2016 году, мы тоже подали заявки на строительство школ в Улан-Удэ. В основном, на территории Левобережья и Сотых кварталов. Это первоочередные сегодня направления, именно там сегодня основной контингент учащихся и есть возможность по выделению земельных участков.  

- В связи с реализацией нового образовательного стандарта в школах теперь должно быть 10 часов внеурочной  деятельности - кружки, дополнительные занятия, мастерские и так далее. При этом в большинстве регионов России и даже в некоторых районах Бурятии эти часы учителям оплачиваются, а в Улан-Удэ нет. Отчего так?

- Такая неопределенность заложена в самом федеральном законе, который четко не прописывает, что именно регион должен оплачивать эти занятия. В ряде субъектов это предусматривается в бюджетах, но мы, учитывая наш региональный бюджет, не можем включить в него эти затраты.  Но у школ в данном случае есть возможность за счет стимулирующего фонда поддерживать тех учителей, которые занимаются внеурочной деятельностью учащихся. У школ в этом плане сегодня вообще очень много прав – она сама формирует учебный план, определяет заработную плату учителей, распределяют стимулирующий фонд, который является сегодня источником большей части учительской зарплаты.

- Кстати о зарплате. Курсируют слухи, что либо зарплату учителям снизят, либо в Бурятии не хватит из-за кризиса денег на ее выплату. Можете это прокомментировать?

- Заработная плата сокращаться не будет, это просто невозможно по закону. Вы знаете, что согласно майским указам президента России, по которым мы, наоборот, среднюю зарплату в образовании доводим до средней в экономике. Что касается средств на зарплату учителей, то в бюджете они предусмотрены, не надо беспокоиться.

- А классное руководство? Эти деньги, поговаривают, тоже хотят убрать. Простите, что снова вопрос о слухах, но кто же еще, как не первое лицо в образовании, может их развеять.

- Я считаю, нельзя отменять оплату «классного руководства», потому что это - особая ответственность. Установление оплаты за классное руководство находится в ведении муниципалитетов и вообще мы рекомендуем, чтобы эта сумма была на уровне трех тысяч рублей.  Но не везде эти показатели выдерживаются, есть вариации от 1,5 до трех тысяч рублей. Я считаю, учителей, которые берут на себя дополнительную нагрузку по классной работе, нужно стимулировать. 

- Сейчас идет верстка бюджета России и Бурятии на 2016 год. Есть ли у вас данные, сколько средств будет выделено на сферу образования и стоит ли ожидать сокращения объемов финансирования?

- По всем параметрам сказать пока сложно, работа по бюджету еще идет. Но что я могу сказать четко – субвенции на реализацию государственного стандарта в общем образовании не изменится, а даже по каким-то направлениям увеличится. Его сокращать мы просто не имеем права.

Марина Иванова-Денисова, Восток-Телеинформ.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Комментарии к новости

В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.

Другие интервью

24 апреля 2024 г.

Где в Бурятии учат на портных: директор швейного коворкинга рассказал о своем деле

В Бурятии есть место, куда могут прийти все, кто хочет выучиться шитью, научиться создавать красивые вещи своими руками и зарабатывать на этом. Это центр «Дварака». Что это такое, как работает, с чего все начиналось - читайте в интервью Восток-Телеинформ с директором ООО «Арка» и коворкинг центра Борисом Пономаревым.

4 апреля 2024 г.

«Главный плюс Монголии – люди»: Улан-удэнка рассказала о жизни в соседней стране

Многие жители Бурятии уже не раз были в Монголии. Чаще всего ездили с туристической целью, поправить здоровье или уехать еще дальше. Но есть и те, кто уехал работать в соседнее государство. Одна из них – девушка из Улан-Удэ Саяна Цырендылыкова. Кем она работает в Монголии, чем ей нравится жизнь в этой стране и хочет ли она переехать туда насовсем, улан-удэнка рассказала в интервью Восток-Телеинформ.

27 марта 2024 г.

«Душа дерева»: в Бурятии владелица семейной мастерской по дереву рассказала о своей работе

Семейная мастерская «Lazer 03» занимается лазерной резкой по дереву. Создает сувениры, изделия из дерева под заказ, именные линейки, деревянные часы, фоторамки, копилки и многое другое. Владелица семейной мастерской Елена Меркель рассказала в интервью Восток-Телеинформо своей работе, о том, сложно ли работать с деревом и есть ли у него душа.

29 ноября 2023 г.

«Самое главное в бизнесе – это люди»: В Бурятии владелец магазина автозапчастей рассказал о своей работе

В Бурятии владелец магазина автозапчастей «Автомир» рассказал о своей работе, 33-летний предприниматель Кирилл Пашинский открыл свою торговую точку в селе Петропавловка около 14 лет назад. О специфике своей работы, о работе СТО и рынке автозапчастей, а также о господдержке он рассказал в интервью Восток-Телеинформ.

15 ноября 2023 г.

«Матрешки, скалки и волчки»: В Бурятии художница делает удивительные сувениры из дерева

Художница Ирина Акинфеева из Улан-Удэ в своей мастерской «Чудодел» создает расписные сувениры из березы и липы. Работы разлетелись по всему миру и хранятся в семьях из Китая, Австралии, Канады. В интервью Восток-Телеинформ художница рассказала, как любовь к рисованию превратила в бизнес и зачем восстанавливает старинные игрушки.

Лента новостей
24.04.2024

В Бурятии в ребенка выстрелили из пневматического оружия

16:32

На Левом берегу в Улан-Удэ пройдет отлов собак

16:12

В Иркутской области автомобили Toyota стали лидерами автострахования

16:07

Лесники собрали грузовик мусора с берега реки

16:04

Пострадавшие от паводка улан-удэнцы отказываются от санобработки своих домов и участков

15:39

В мэрии Улан-Удэ преобразуют управление по физкультуре и спорту

15:14

В Улан-Удэ завтра до 10 тепла

15:07

В Бурятии снова покажут балет на Байкале

14:48

В Бурятии пьяному водителю заменили обязательные работы за пропуски на колонию-поселение

14:44

Двух жителей Улан-Удэ при покупке товаров обманули мошенники

14:41

Счетная палата Бурятии рассказала депутатам Хурала о работе в 2023 году

14:28

Выплаты на погашение ипотеки многодетные семьи Бурятии смогут получать до 2030 года

14:01

Родители выпускников из Улан-Удэ рассказали, куда планируют поступать их дети

13:50

В Бурятии сотрудники центра медицины катастроф собрали однодневный заработок в поддержку участникам СВО

13:47

Спортсмен из Бурятии стал чемпионом России по шашкам

13:40

Ремонт коллектора в центре Улан-Удэ продолжается

13:33

Где в Бурятии учат на портных: директор швейного коворкинга рассказал о своем деле

12:38

В Народном Хурале не согласились переводить Горсовет на партийные списки

12:23

Семья из Улан-Удэ за «бесплатную» электроэнергию заплатила свыше 400 тысяч рублей

11:39

Глава Бурятии об идее экологической цивилизации: «Правильный подход»

11:35

В Прибайкальском районе после спада воды открыли движение транспорта

11:30

В районе Бурятии отловили 26 собак и отправили в Улан-Удэ

11:25

В Улан-Удэ водитель без прав устроил смертельное ДТП

11:12

Минприроды Бурятии с нарушением заключило контракты почти на 2 миллиона рублей

10:57

Пострадавших от паводка жителей Бурятии предупредили об опасности инфекций

10:51

Опрос ВТБ: системой быстрых платежей для переводов пользуются 70% дальневосточников

10:46

Президент России наградил ветеранов Байкало-Амурской магистрали из Бурятии

10:43

Директор Этнографического музея планирует побороться за кресло депутата Горсовета Улан-Удэ

10:29

Глава Джидинского района получил представление прокуратуры

10:23

Владимир Путин поздравил ветеранов с 50-летием начала строительства Байкало-Амурской магистрали

10:16

«Рай для Плюшкина»: Улан-удэнцы пожаловались на 30-летнюю свалку

10:07

В Улан-Удэ в парках проводят противоклещевую обработку

09:57

Улан-удэнца отправили в тюрьму за кражу банковских карт

09:43

В МЧС Бурятии назвали причину пожара, в котором погибли трое детей

09:35

Мецената и коллекционера Льва Бардамова из Бурятии отметили за популяризацию культуры на Дальнем Востоке

09:34

В Улан-Удэ мужчина упал с мотоцикла и получил травмы

09:24

В Бурятии в ДТП пострадали три человека

09:20

Врио спикера Народного Хурала прокомментировал итоги сессии

09:11

Краткий зурхай на сегодня от настоятеля Курумканского дацана

08:02

23.04.2024

В Улан-Удэ подросток ради забавы стоял перед приближающимся поездом

18:17

Пожарные извещатели поставят неблагополучным семьям в Бурятии

18:07

«Три невинные души»: Глава Бурятии прокомментировал гибель детей при пожаре

17:58

В России отменили очное шествие «Бессмертного полка»

17:48

Улан-удэнка взяла кредит на 1 миллион рублей и не успела всё отдать мошенникам

17:30

В центре Улан-Удэ после ликвидации аварии продезинфицируют дорогу

17:04

Жители Бурятии могут посмотреть «Лед 3», снятый на Байкале

16:53

Глава Бурятии вылетел с официальным визитом в Тибет

16:34

В Бурятии горел автомобиль

16:28

По Бурятии завтра снова ожидается снег

16:16

«Вертолеты, туризм, буддизм»: Глава Бурятии рассказал о перспективах сотрудничества в МИД Китая

15:57

ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

15:45

В Улан-Удэ начали реконструкцию стадиона «Забайкалец»

15:23

Жителя Бурятии приговорили к 10 годам колонии за диверсию

15:16

Молодого человека в Бурятии ударило током на крыше поезда

15:06

В Бурятии злостный алиментщик проведет полгода на исправительных работах

14:54

Следком Бурятии: Пьяная мать оставила детей в горящем доме

14:34

Буддийский форум в Бурятии посвятят 260-летию института Пандито Хамбо лам

14:22

В Бурятии сотрудники ГАИ помогли мужчине, которой вез по «встречке» пассажира с инсультом

14:13

Каждый второй улан-удэнец неуверенно оценивает использование нейросетей в работе

14:10

В Бурятии внесли изменения в закон о бесплатной юридической помощи

14:06