Погода

В Бурятии в последний день выборов до +25, День рождения отмечает Смайлик

Туризм в Бурятии

В Бурятии эксперты обсуждают развитие сельского туризма

Выборы в Бурятии

Не все кандидаты в депутаты Госдумы от Бурятии смогли проголосовать

Дежурная часть. Происшествия

В Бурятии БОМЖ убил случайного прохожего и добил ножом

Зурхай

Зурхай на 19 сентября от настоятеля Курумканского дацана Бурятии

Восточный экономический форум

Бурятия подписала на Восточном форуме соглашения на 6,5 млрд рублей

Парламентское обозрение

Спикер Народного Хурала Бурятии вручил сертификаты призерам Паралимпиады в Токио

Интервью

Драматург Анастасия Букреева о пьесе «Ганди молчал по субботам»: Это тот случай, когда история воспитывает автора

25 Февраля 2019 г., 13:37

Фото: Юлия Федосова

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

«Ганди молчал по субботам» – так называется премьерный спектакль в Русском драматическом театре им.Н.А.Бестужева. Однако в нем не будет ни Ганди, ни Индии, ни политики, а будет борьба за независимость 16-летнего подростка в отдельно взятой российской семье в то время, когда родители разводятся.

Пьеса написана молодым современным автором Анастасией Букрееевой в конце 2016 года. Но всего за пару лет своего существования произведение стало финалистом конкурса «Кульминация» в 2017 году и, безусловно, одним из самых востребованных произведений современной драматургии. Сейчас сценическая карьера «Ганди...» насчитывает свыше 10 постановок по всей России: в Кемерово, Стерлитамаке, Новокузнецке, Иркутске, Москве, Воронеже, Великих Луках и других городах. О загадочности названия, секрете популярности пьесы и о том, как живется современным драматургам мы поговорили с Анастасией Букреевой во время ее визита в Бурятию. Автор не раз приезжала в Улан-Удэ для участия в творческих лабораториях.

– Анастасия, расскажите о пьесе: как проходила работа над ней, с какими сложностями вы столкнулись?

– Пьеса была написана за три дня. Конечно, она очень долго готовилась. Набиралась кусочками какая-то такая драматургическая «ткань», писались на салфетках какие-то моменты, мысли. И самое страшное было сесть и все собрать. И, честно, мне было очень страшно, я долго боялась подойти к столу. Тогда подумала, что если я сейчас этого не сделаю, то уже не сделаю в принципе. И был уже отчаянный момент, что я решила: «Ладно! Сейчас напишу, выложу все, что я на сегодняшний момент для себя поняла в жизни. И попробую не думать о том, как это будет воспринято людьми, как они на это отреагируют». И после такой установки пьеса написалась.

– Два года, и уже такой солидный багаж с постановками по всей России. Причем от одной до другой проходит пара месяцев? Чем вы объясняете такую успешную сценическую карьеру?

– Мне даже немного неловко говорить об этом. Есть я, и есть пьеса. Я ее просто записала. И мне очень приятно, что с ней происходит, как складывается ее сценическая судьба. Я немного видела постановок вживую, хотя мне присылают видео. Но мое счастье, что все постановки, которые я видела на видео или вживую, всегда разные, интерпретированы по-разному, и здорово. Это значит, что задача драматурга выполнена. Потому что, если ты пишешь историю, а она идет только в одном ключе, то это провал. Значит, ты что-то недопонял в этой истории. Последний спектакль, который я видела, сделали совсем молодые ребята, выпускной курс, молодой режиссер. Я удивилась тому, что у ребят, вроде бы, мало опыта, но они вложились в него так, максимально вложили внутреннюю искренность. И это было сделано иначе, совсем не так, как даже я ожидала. Через эту пьесу я как будто бы могу соединяться с людьми. У меня было много пьес, но «Ганди молчал по субботам» – тот случай, когда история воспитывает автора, не автор создает ее.

– Можно с уверенностью сказать, что она для вас особенная?

– Да, однозначно, потому что она сильнее автора. Нас в театральной академии учили, что если автор слишком сильный, если его слишком много в тексте, то это не очень хорошо, эгоистично. Это не искусство, если ты какую-то свою самобытность, которая, может быть, и не так интересна миру, пытаешься этому самому миру сообщить. Это такой эгоцентризм. Если ты отстраняешься, идешь на поводу у замысла, даешь высказаться героям, то это лучше, правильнее. Правильно, когда ты отказываешься от авторства. Была такая история, один индийский скульптор создавал произведения искусства и не подписывал их. Он умер, никто так и не узнал его имени. И когда ты можешь отказаться от имени, тогда ты сможешь что-то создать. До этого меня мучили вопросы моего личного места, меня, как личности, единицы в этом мире, и выяснилось, что это тупиковый путь. Когда ты не думаешь об этом, как раз тогда и происходит что-то настоящее. Это произошло и с этой пьесой.

– Понятно, что режиссеры интерпретируют ее по-разному. А для вас, о чем она?

– У режиссеров свое прочтение пьесы, и иногда кто-то из них связывается со мной по этому поводу, кто-то нет. Мое мнение, что она о том, что все мы бездомные, бомжи. Это слово пугает, но это так. Очень часто в жизни человека возникают ситуации, когда он не чувствует дома, не чувствует опоры и во всей вселенной не находит себе места. У обычных людей, занятых своими проблемами, эти мысли приходят скорее к концу жизни. Но они приходят. Конкретно в этой истории посыл: мир не идеален, и ты в нем какой-то бесхозный элемент, ты экзистенциальный бомж. И почему возникает Ганди. Потому что единственный вариант выхода в этой истории, чтобы найти себя, чтобы не потеряться, – это фактически пройти путь самоотречения. Главный герой, на котором держится сюжет, по сути, обычный мальчик-подросток, в конце превращается в Ганди, отрекается от мира, иначе он превратится в маму и папу, в картонные варианты человеческого существования. И для него единственный шанс – это Ганди. То, что я сейчас говорю, я не сразу поняла. Я написала и долго не понимала, о чем. А один хороший человек, случаются такие ангелы в жизни, объяснил. И я благодарна этой пьесе, потому что благодаря ей со мной рядом оказались люди, которые повлияли на мою жизнь. И я еще очень долго буду вспоминать о том, как она все поменяла, как изменила и поделила на до «Ганди...» и после.

– Пьеса была представлена на фестивале современной драматургии «Любимовка», где активно обсуждалась. Мота, главного героя, часто воспринимают по-разному, сравнивают с Альфом, инопланетным существом, или считают аутистом?

– Я слышала разные мнения, так как разные были спектакли или читки. И когда возникала та или иная версия, я думала: «Неужели, я и об этом написала. Ура! Хорошо». Конечно, Мот не аутист, даже близко этого нет. Он подросток, какие-то вещи я списывала со своего брата. И хочу заметить, что ребята сегодня гораздо продвинутее, чем мы, они другие. Мне удивительно, что он так был воспринят на «Любимовке». Но там были и другие интересные мнения. Еще мне кажется, что новое поколение сегодняшних 15-16-летних при всей своей продвинутости закрывается инфантилизмом, когда сталкивается с какой-то проблемой. У них разные реакции в зависимости от того, какой человек перед ними. Есть такое: «я, конечно, знаю больше, чем ты, но я маленький». И сумасшедшие монологи Мота как раз об этом.

– Часто ли театры обращаются к современной драматургии?

– Мне как раз интересно, как ваш Русский драмтеатр привлекает зрителя на спектакли по новым пьесам, потому что, мне кажется, в России, в основном, боятся новой драмы. Министерство культуры говорит, нужно продвигать современную пьесу. Но что оно имеет в виду? Должна же быть какая-то линия, заточенная под эту цель. В России в театр ходит не более 4% населения, и 3% из них привыкли к определенной подаче, классическим текстам. Они приходят в театр, и их это успокаивает. Но театр может и должен оставлять какое-то размышление, порой мучительное размышление. А они к этому не привыкли, театр их обслуживает и делает это на протяжении долгого времени по традиции. Появились новые тексты, а мы все равно прячемся от них, как страусы. Но театр – это единственная территория свободы, где хоть как-то можно чувствовать себя человеком. И то, что большая часть людей туда приходит просто успокаиваться, – это преступление. Есть традиция прийти на свидание в театр, и есть такие спектакли, где просто отдыхаешь, пусть они будут для разнообразия, но не 100% репертуара. Театр – это чистейший канал коммуникации, там ты можешь почувствовать себя свободным. И это прекрасно, что в вашем драмтеатре вы можете услышать Вырыпаева, братьев Пресняковых, Богославского, Ярославу Пулинович, Анну Батурину, Юлию Тупикину.

– В чем преимущества современной драматургии?

– Ощущение настоящего времени. Это, конечно, философский вопрос: нужно ли человека приводить к проблеме лицом к лицу... Слава Дурненков считает, что драматург должен быть там, где плохо, вскрывать какие-то проблемы, болевые точки, у него такая позиция. Для меня вопрос открыт, я считаю, что должен быть баланс, должен быть театр для людей, когда люди приходят и выходят счастливыми, когда мы им даем иллюзию счастья. И должен быть театр для людей беспокойных, которые ищут ответы на глубокие, важные вопросы.

Юлия Федосова, пресс-секретарь Русского Драматического театра имени Бестужева г.Улан-Удэ. 

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие интервью

16 Сентября 2021 г.

Люди «Сибагро»: Всегда должен быть позитивный настрой на работу

Люди «Сибагро»: Всегда должен быть позитивный настрой на работу

3 Сентября 2021 г.

Люди «Сибагро»: Мы здесь работаем не одним днем, а на перспективу

«Мы здесь работаем не одним днем, а на перспективу»

16 Августа 2021 г.

Министр туризма Бурятии: Если мы хотим видеть туристов, должны создать для этого условия

Министр туризма Бурятии: Если мы хотим видеть туристов, должны создать для этого условия

10 Августа 2021 г.

Люди «Сибагро»: Человек, который болеет за свое предприятие

Люди «Сибагро»: Человек, который болеет за свое предприятие

30 Июля 2021 г.

Директор филиала «ТГК-14» рассказал о начислениях за тепло

Директор филиала «ТГК-14» рассказал о начислениях за тепло

Лента новостей
19.09.2021

21:28 Политика и власть

Не все кандидаты в депутаты Госдумы от Бурятии смогли проголосовать

21:14 Политика и власть

В Бурятии ожидают явку на уровне 35-40 процентов

11:53 Общество

В Бурятии проголосовал бурятский сумоист Анатолий Михаханов

11:40 Здравоохранение

В Улан-Удэ по воскресеньям будет работать один мобильный пункт вакцинации

11:22 Здравоохранение

В Бурятии к 1 октября планируют привить более 430 тысяч человек

11:07 Здравоохранение

В Бурятии 86 человек за сутки заболели коронавирусом, 11 выздоровели

10:42 Политика и власть

В Бурятии пройдет онлайн-встреча главы с пострадавшими от паводка

10:35 Общество

В Бурятии женщина проголосовала через полчаса после родов

10:29 Общество

В Бурятии проголосовала первая летчица Бурятии

10:27 Общество

Зурхай на 19 сентября от настоятеля Курумканского дацана Бурятии

10:24 Происшествия

В Бурятии с начала года 120 мотоциклистов попали в ДТП

05:52 Погода

В Бурятии в последний день выборов до +25, День рождения отмечает Смайлик

18.09.2021

17:13 Общество

В Бурятии явка на выборах депутатов Госдумы на 15 часов составила 21,91%

17:07 Общество

В Бурятии от нагрузки на выборах скончалась секретарь участковой избирательной комиссии

14:24 Общество

В Бурятии эксперты обсуждают развитие сельского туризма

12:59 Политика и власть

«Выборы. День второй»: Депутат горсовета Улан-Удэ проголосовал в Тулунже

12:55 Здравоохранение

В Бурятии еще 85 человек заболели ковидом, 78 выздоровели и 2 умерли

12:30 Спорт

Тренер Михаила Асташова поблагодарил жителей и главу Бурятии за помощь спортсменам

12:10 Общество

Центр общественного наблюдения: Первый день голосования в Бурятии прошел без нарушений

08:20 Погода

В Улан-Удэ сегодня потеплеет до +22, в мире отмечают День донора костного мозга

08:05 Спорт

Михаил Асташов: «Планы - готовиться к следующим Паралимпийским играм в Париже»

08:01 Политика и власть

Спикер Народного Хурала Бурятии вручил сертификаты призерам Паралимпиады в Токио

07:44 Происшествия

Землетрясение зафиксировано на севере Бурятии

07:06 Политика и власть

В Бурятии по итогам первого дня выборов депутатов Госдумы явка составила 14,45%

17.09.2021

20:31 Политика и власть

Первые нарушения в Бурятии: Редакцию газеты «Коммунист Бурятии» предупредили о необходимости соблюдать законодательство о выборах

20:20 Общество

Более 70 фермеров Бурятии представили свою продукцию на фестивале еды «СВОЁ»

20:18 Политика и власть

Алексей Цыденов вручил нагрудные знаки Почетных граждан Бурятии призерам Паралимпиады

19:53 Город

Председатель Горсовета Улан-Удэ проголосовал за «Народный бюджет»

18:57 Политика и власть

Спикер Хурала Бурятии Владимир Павлов проголосовал на выборах

17:11 Погода

В Бурятии завтра сохранится теплая погода



Viktor N.

01.09.2021 10:29:43

А что так мало -то?! Они отсидят и выйдут. И снова начнут жрать алкоголь и убивать. Пока не будет око за око, жизнь за жизнь- у нас всё-также будут грабить. убивать, насиловать.

В Бурятии вынесли приговор за зверское убийство

fedor7082

23.08.2021 18:38:34

Скорым поездом надо было отправить...может за четыре бы добрался...

Новый вертолет прилетел на форум в Москву из Улан-Удэ своим ходом

Николай

11.08.2021 00:41:26

Свой МЧС улетел тушить Турцию а  дома хоть всё синем пламенем гори

Дым в Бурятии связан с лесными пожарами в соседних регионах

Наталья

17.07.2021 17:29:31

Добрый день! Хотелось бы знать когда подключат горячую воду? Сроки и даты прошли, понимаем, что сложности, ремонты, неожиданные ситуации - все таки хотелось бы конкретики. Сезон не позволяет, и никакие  кипятильник, кастрюльки, тазики уже не помогают.( Гагарина)

Более 80 тысяч улан-удэнцев сегодня останутся без холодной воды

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus