Погода

В Бурятии завтра местами небольшой снег, днем до -17

Отопительный сезон

Пресс-служба ВВО: На котельные военных городков в Бурятии начал поступать уголь

Последние новости по БайкалБанку

Проверка выявила вывод активов БайкалБанка на 4,2 миллиарда рублей

Будь бдителен

В Бурятии во время уроков покончила жизнь самоубийством 15-летняя девочка

Новости Азии

Российско-монгольские учения «Селенга-2017» пройдут в Монголии

Новости на бурятском языке

Буряад орондо шэнэ жэлһээ хүүгэдэй сэсэрлигэй түлөө түрэлхидэй түлбэриин зарим хубиие тэхэрюулхэ гурим хубилха

Парламентское обозрение

Народный Хурал Бурятии попросит Счетную палату проверить эффективность работы фонда капремонта

Экономика | Главное

Дойная дорога

Экономика 22 Июня 2010 г., 00:06

У России, как известно, две беды. При этом первая с выгодой для себя ремонтирует вторую. Ни для кого не секрет, что наши дороги убивают не лед и морозы, а отсталые технологии и коррупция. Из-за жадности наших чиновников российские дороги считаются самыми дорогими и самыми опасными в мире. Ежегодно ямы и колдобины убивают 30 тыс. человек и отнимают у российской экономики 550—600 млрд. рублей прибыли (около 1,5% ВВП РФ). “МК” провел свою экспертизу и пришел к грустному выводу: если ТАК строить дороги, мы всегда будем в дураках.

“Знаки приоритета”

На прошлой неделе российские автомобилисты с интересом наблюдали за очередным зигзагом многострадальной дорожной реформы. Президент Дмитрий Медведев на совещании по бюджетной политике впервые публично раскритиковал программу Минтранса, предлагавшего с января 2011 года ввести повышенные акцизы на бензин и на автомобили для финансирования “воскресшего” дорожного фонда. По оценке Минтранса, эта мера позволила бы собирать в фонд ежегодно до 475 млрд. руб. для содержания и ремонта дорог. Деньги немалые. Поэтому скорее всего в ближайшее время ведомство Игоря Левитина предпримет очередную попытку продавить нужное ему решение. Тем более что конкуренты не спят. Желающих “порулить” весьма прибыльным для чиновников дорожным хозяйством становится с каждым годом все больше.

К примеру, 10 млрд. руб. на ремонт и содержание автодорог федерального значения в конце прошлой недели получил “Росавтодор”, созданный год назад и получивший в управление 18,3 тыс. км автотрасс федерального значения. Соответствующее распоряжение подписал глава российского правительства Владимир Путин. Ранее глава “Росавтодора” Анатолий Чабунин говорил, что госфинансирование строительства федеральных трасс в 2010 году составит около 160 млрд. руб. По его словам, из этой суммы 41 млрд. руб. будет направлен на сочинские объекты, 13 млрд. руб. — на подготовку транспортной инфраструктуры к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке и 10 млрд. руб. — на введение второй очереди трассы Чита—Хабаровск. Остается — 94 млрд. Нет сомнения, что этой суммой госкорпорация “Автодор” — госзаказчик проектирования, строительства, реконструкции и содержания автодорог — распорядится с большим умом. Тем более что госкорпорации в отличие от остальных госзаказчиков по закону вовсе не обязаны проводить открытые конкурсы для подрядчиков.

Примечательно, что власти озабочены исключительно поиском новых источников финансирования на ремонт дорог. Ключевой вопрос — неэффективность расходов в дорожном хозяйстве и тотальная система “откатов” — не поднимался ни на одном высоком совещании. Может, потому, что наша власть стесняется признать очевидное: все без исключения российские реформы проходят с одной целью — “распилить” бюджетные деньги?

“Скользкая дорога”

Уже давно и в Европе и в Азии о российских дорогах идет дурная слава. На днях это подтвердили и выводы Всемирного банка, который составил рейтинг автодорожной инфраструктуры. Так вот, по качеству дорог Россия находится в нем в самом конце — на 111-м месте. Нас давно обогнали и заслуженно перегнали соседи — Азербайджан и Казахстан. От лидеров рейтинга — Франции, Германии и Финляндии — Россия отстала в три раза. По данным экспертов, в России 28,5 тыс. км трасс не соответствуют минимальным требованиям плавности дорожного покрытия, 35,1 тыс. км не соответствуют минимальным требованиям по количеству дефектов. Прогнозы аналитиков неутешительны для автомобилистов: качество российских дорог с каждым годом будет только ухудшаться — и к 2015 году 48% дорог не будут соответствовать нормам. Виной всему — тотальная коррупция. Чтобы ее победить, эксперты банка предлагают наладить эффективную систему госзакупок.

Наглость дорожных чиновников-взяточников признают и в России. Как отметил на днях на заседании Балтийского пресс-клуба глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, сметы на строительство дорог в России выше, чем где бы то ни было. “Сооружение 1 км дороги в РФ обходится в 2,6 раза дороже, чем в Европе, в три раза, чем в США, и в 7,5 раз, чем в Китае”, — пояснил Степашин. Главными причинами этих “достижений” он назвал слабый контроль за строительством дорог, слабый менеджмент, “откаты” и неправильное проектирование.

Любопытно, что после этих откровений СКП и ФСБ даже бровью не повели.

“Движение налево”

По оценке экспертов, от 10 до 50% средств, заложенных в сметах, уходит на “откаты” чиновникам. Не случайно себестоимость работ ежегодно растет на 25—40%. Мировой кризис не обуздал алчность российских дорожных начальников. К примеру, в 1999 году расходы федерального бюджета на реконструкцию и строительство федеральных автодорог составили 8,7 млрд. руб. ($350 млн. по курсу того периода). Ввод федеральных автодорог составил 321 км. Средняя стоимость километра вводимой дороги — около $1 млн. В 2009 году федеральный бюджет выделил на реконструкцию и строительство федеральных автодорог 230 млрд. руб. ($7,2 млрд. по курсу 2009 г.). Введено 1159 км федеральных автотрасс. Средняя стоимость километра вводимой дороги — $6,3 млн. Таким образом, за 10 лет сметы на строительство дорог выросли в 6,3 раза! “Выделяемые на финансирование дорожного хозяйства средства не дают эффекта — коррумпированное чиновничество разворовывает эти средства”, — утверждает в своем докладе Борис Немцов.

Не секрет, что уровень коррупции в профильных ведомствах и службах уже давно вышел за рамки приличия. Государство без тени смущения спокойно переплачивает российским подрядчикам из кармана налогоплательщиков десятки миллиардов долларов. Неудивительно, что этот рынок наглухо закрыт для иностранных компаний. А зря. Для сравнения: сейчас 1 км четырехполосной автострады обходится в Китае в $2,9 млн., в Бразилии — в $3,6 млн., в США — $4 млн. 1 км первоклассного автобана в Германии стоит 8 млн. евро ($9,8 млн.). “На 1 км дороги у нас уходит 514 млн. рублей”, — сообщил президент Российского союза строителей (РСС) Владимир Яковлев. То есть 1 км российской дороги стоит более $17 млн. Но это не предел. Стоимость 1 км трассы на участке автодороги Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км составила $134 млн. 1 км дороги Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга обошелся в $142 млн. 1 км трассы на Четвертом кольце Москвы, по данным Минтранса, — около $700 млн.

Без комментариев. Просто для сравнения: такова цена нового домашнего стадиона лондонского футбольного клуба “Арсенал”. То есть: 1 км дороги на Четвертом кольце стоит столько же, сколько и 61-тысячный красавец стадион “Эмирейтс” вместе с парковками и гостиницами.

При этом качество российских дорог вызывает неподдельный ужас у европейцев. Большинство так называемых федеральных трасс не соответствует нормам ЕС. Проектный срок службы дорог в Европе — 40—60 лет, а у нас — от силы три-четыре года. При этом наши дороги в основном имеют всего две полосы движения и строятся из дешевого асфальта, основанного на двухслойной подушке с нижним слоем из песка и верхним — щебеночным. Такой асфальт требует ежегодного текущего ремонта. В Европе давно уже строят асфальтовые дороги на бетонной основе, требующие ремонта раз в 30 лет. Но нашим дорожным начальникам выгоднее дороги строить на песке или щебенке, класть асфальт в дождь или зимой в мороз, лишь бы “освоить” выделенные на текущий ремонт деньги, увеличить смету (кризис, рост тарифов и т.д.) и грамотно обосновать заявку на следующий “урожайный” сезон. Похоже, не заинтересованы наши чиновники и в новых технологиях: ведь они мешают воровать. “Производительность в строительстве в РФ отстает от самых передовых стран в 18 раз, от других — в среднем шесть раз”, — признал глава РСС.

“Опасный поворот”

Плохие дороги, по мнению специалистов, существенно тормозят развитие экономики России, повышая транспортные издержки. По расчетам “Росавтодора”, из-за слабой дорожной сети ежегодно наша экономика ежегодно теряет 550—600 млрд. руб., или около 1,5% ВВП России. Добавим, что каждый год в авариях из-за ужасных дорог ежегодно погибает целый город — более 30 тыс. человек! Более сотни тысяч становятся калеками.

Но, похоже, эти факты уже не шокируют власть. Она упорно ищет новый способ отъема денег у рядовых автомобилистов на ремонт дорог. И уже не важно, как он будет называться: акциз на бензин, акциз на автомобиль или акциз для взяточника.

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

24 Ноября 2016 г.

Деньги со вкусом: как заработать миллионы на необычном мороженом

Две девушки купили убыточное производство мороженого, сделали ставку на необычные вкусы и нестандартные каналы продаж. Сейчас мороженое для веганов и любителей здорового образа жизни приносит 5 млн руб. выручки в месяц.

05 Ноября 2016 г.

Дорожный кризис. Почему дороги в Бурятии строят иногородние строители и чем это грозит республике

Сложная экономическая ситуация в Бурятии подкосила многие предприятия, на слуху ряд громких банкротств и неоднозначных решений вроде смены юридического адреса с Улан-Удэ на другие города с налоговыми льготами. Не осталась в стороне и строительно-дорожная отрасль.

29 Июля 2015 г.

Недоразвитый Байкал

Почему инфраструктура не успевает за ростом турпотока

06 Августа 2014 г.

Бюджет для скорости

Если первое полугодие 2014-го дорога завершила с выполнением всех бюджетных показателей, то в июле стабильно выполнялся только один – участковая скорость. Буквально в последние дни месяца удалось войти в план по производительности локомотивов и среднему весу поезда.

26 Мая 2014 г.

Почти весь штат «Макбура» попал под сокращение

В Улан-Удэ очередное предприятие увольняет сотрудников. Почти весь штат компании «Макбур» отправлен на биржу труда. Грозит ли макаронной фабрике окончательный развал?

Лента новостей
09.12.2016

12:02 Город

Пресс-служба ВВО: На котельные военных городков в Бурятии начал поступать уголь

12:00 Общество

В Бурятии полицейские поймали БОМЖа с наркотиками

11:40 Политика и власть

В Бурятии на встрече с Вячеславом Наговицыным молодым бизнесменам подарили сертификаты

11:32 Погода

В Бурятии завтра местами небольшой снег, днем до -17

11:25 Общество

В Бурятии во время уроков покончила жизнь самоубийством 15-летняя девочка

11:25 Экономика, бизнес

В Бурятии обсудили увеличение поставок продукции местного производства в районы

11:20 Экономика, бизнес

Вячеслав Наговицын и глава Муйского района обсудили помощь в закупке угля

10:49 Город

Жителей Улан-Удэ предлагают наказывать за балконы и покраску фасадов

10:34 Политика и власть

Дмитрий Ивайловский вновь возглавил Избирком Бурятии

10:25 Общество

30% населения понятия не имеют, какой праздник отмечается в России 12 декабря

10:07 Культура

Русский драматический театр приглашает жителей Бурятии на «Ночь в театре»

09:57 Культура

В Улан-Удэ стартовал Международный фестиваль хорового искусства

09:45 Политика и власть

В Бурятии ужесточат борьбу с экстремизмом в интернете

09:30 Общество

Российско-монгольские учения «Селенга-2017» пройдут в Монголии

09:18 Происшествия

В Бурятии с 2013 года идет рост числа убийств

09:10 Экономика, бизнес

УФАС проверило работу АО «Разрез Тугнуйский», нарушений нет

08:58 Экономика, бизнес

Народный Хурал Бурятии попросит Счетную палату проверить эффективность работы фонда капремонта

08:05 Общество

Московские ученые нашли уникальные полезные микробы в молоке из Бурятии

07:46 Происшествия

В Бурятии во время пожара во временном доме в Таксимо погибла женщина

07:45 Происшествия

В Бурятии бывший сожитель украл у женщины сумку с паспортом и деньгами

07:30 Экономика, бизнес

Проверка выявила вывод активов БайкалБанка на 4,2 миллиарда рублей

07:27 Общество

Новый график движения электричек запускает ВСЖД в это воскресенье, 11 декабря

07:04 Общество

Полковника Руслана Галицкого из Улан-Удэ, погибшего в Сирии, наградили посмертно орденом мужества

06:02 Общество

В Бурятии для профилактики ящура запретили ввоз сельхозживотных из Забайкальского края

06:00 Экономика, бизнес

В Бурятии решили почти в три раза увеличить объем господдержки малого и среднего бизнеса

05:50 Общество

Бурятстат приступил к обработке материалов сельхозпереписи

05:28 Экономика, бизнес

В Бурятии фирму за пряники с фразой «Денег нет, но вы держитесь!» наградили за лучший пиар

05:19 Экономика, бизнес

На ВСЖД отмечают увеличение объёма погрузки

05:15 Происшествия

В Бурятии супружеская пара ограбила собутыльника, инсценировав драку

05:12 Происшествия

В Улан-Удэ двое мужчин пытались перекинуть на территорию колонии наркотики и телефон

Система Orphus