Молодые ученые - научный потенциал Бурятии

Аюр Гармаев: В Бурятии нужно больше переносить инновации в бизнес

Погода

Сегодня в Улан-Удэ около 0, в этот день 74 года назад родился Джордж Харрисон

Выборы в Бурятии

Праймериз на главу Бурятии единороссы проведут по закрытой модели

Будь бдителен

В Бурятии у 77-летней пенсионерки украли мясо

Новости Азии

СМИ: Китай предлагает провести на свою территорию трубопровод из Байкала

Новости на бурятском языке

Буряад орондо залуу олзо эрхилэгшэд Наговицындэ өөрын түсэлнүүдые харуулаа

Парламентское обозрение

Срок подачи заявлений на пост председателя Конституционного суда завершается в Бурятии в марте

Экономика | Главное

Дойная дорога

Экономика 22 Июня 2010 г., 00:06

У России, как известно, две беды. При этом первая с выгодой для себя ремонтирует вторую. Ни для кого не секрет, что наши дороги убивают не лед и морозы, а отсталые технологии и коррупция. Из-за жадности наших чиновников российские дороги считаются самыми дорогими и самыми опасными в мире. Ежегодно ямы и колдобины убивают 30 тыс. человек и отнимают у российской экономики 550—600 млрд. рублей прибыли (около 1,5% ВВП РФ). “МК” провел свою экспертизу и пришел к грустному выводу: если ТАК строить дороги, мы всегда будем в дураках.

“Знаки приоритета”

На прошлой неделе российские автомобилисты с интересом наблюдали за очередным зигзагом многострадальной дорожной реформы. Президент Дмитрий Медведев на совещании по бюджетной политике впервые публично раскритиковал программу Минтранса, предлагавшего с января 2011 года ввести повышенные акцизы на бензин и на автомобили для финансирования “воскресшего” дорожного фонда. По оценке Минтранса, эта мера позволила бы собирать в фонд ежегодно до 475 млрд. руб. для содержания и ремонта дорог. Деньги немалые. Поэтому скорее всего в ближайшее время ведомство Игоря Левитина предпримет очередную попытку продавить нужное ему решение. Тем более что конкуренты не спят. Желающих “порулить” весьма прибыльным для чиновников дорожным хозяйством становится с каждым годом все больше.

К примеру, 10 млрд. руб. на ремонт и содержание автодорог федерального значения в конце прошлой недели получил “Росавтодор”, созданный год назад и получивший в управление 18,3 тыс. км автотрасс федерального значения. Соответствующее распоряжение подписал глава российского правительства Владимир Путин. Ранее глава “Росавтодора” Анатолий Чабунин говорил, что госфинансирование строительства федеральных трасс в 2010 году составит около 160 млрд. руб. По его словам, из этой суммы 41 млрд. руб. будет направлен на сочинские объекты, 13 млрд. руб. — на подготовку транспортной инфраструктуры к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке и 10 млрд. руб. — на введение второй очереди трассы Чита—Хабаровск. Остается — 94 млрд. Нет сомнения, что этой суммой госкорпорация “Автодор” — госзаказчик проектирования, строительства, реконструкции и содержания автодорог — распорядится с большим умом. Тем более что госкорпорации в отличие от остальных госзаказчиков по закону вовсе не обязаны проводить открытые конкурсы для подрядчиков.

Примечательно, что власти озабочены исключительно поиском новых источников финансирования на ремонт дорог. Ключевой вопрос — неэффективность расходов в дорожном хозяйстве и тотальная система “откатов” — не поднимался ни на одном высоком совещании. Может, потому, что наша власть стесняется признать очевидное: все без исключения российские реформы проходят с одной целью — “распилить” бюджетные деньги?

“Скользкая дорога”

Уже давно и в Европе и в Азии о российских дорогах идет дурная слава. На днях это подтвердили и выводы Всемирного банка, который составил рейтинг автодорожной инфраструктуры. Так вот, по качеству дорог Россия находится в нем в самом конце — на 111-м месте. Нас давно обогнали и заслуженно перегнали соседи — Азербайджан и Казахстан. От лидеров рейтинга — Франции, Германии и Финляндии — Россия отстала в три раза. По данным экспертов, в России 28,5 тыс. км трасс не соответствуют минимальным требованиям плавности дорожного покрытия, 35,1 тыс. км не соответствуют минимальным требованиям по количеству дефектов. Прогнозы аналитиков неутешительны для автомобилистов: качество российских дорог с каждым годом будет только ухудшаться — и к 2015 году 48% дорог не будут соответствовать нормам. Виной всему — тотальная коррупция. Чтобы ее победить, эксперты банка предлагают наладить эффективную систему госзакупок.

Наглость дорожных чиновников-взяточников признают и в России. Как отметил на днях на заседании Балтийского пресс-клуба глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, сметы на строительство дорог в России выше, чем где бы то ни было. “Сооружение 1 км дороги в РФ обходится в 2,6 раза дороже, чем в Европе, в три раза, чем в США, и в 7,5 раз, чем в Китае”, — пояснил Степашин. Главными причинами этих “достижений” он назвал слабый контроль за строительством дорог, слабый менеджмент, “откаты” и неправильное проектирование.

Любопытно, что после этих откровений СКП и ФСБ даже бровью не повели.

“Движение налево”

По оценке экспертов, от 10 до 50% средств, заложенных в сметах, уходит на “откаты” чиновникам. Не случайно себестоимость работ ежегодно растет на 25—40%. Мировой кризис не обуздал алчность российских дорожных начальников. К примеру, в 1999 году расходы федерального бюджета на реконструкцию и строительство федеральных автодорог составили 8,7 млрд. руб. ($350 млн. по курсу того периода). Ввод федеральных автодорог составил 321 км. Средняя стоимость километра вводимой дороги — около $1 млн. В 2009 году федеральный бюджет выделил на реконструкцию и строительство федеральных автодорог 230 млрд. руб. ($7,2 млрд. по курсу 2009 г.). Введено 1159 км федеральных автотрасс. Средняя стоимость километра вводимой дороги — $6,3 млн. Таким образом, за 10 лет сметы на строительство дорог выросли в 6,3 раза! “Выделяемые на финансирование дорожного хозяйства средства не дают эффекта — коррумпированное чиновничество разворовывает эти средства”, — утверждает в своем докладе Борис Немцов.

Не секрет, что уровень коррупции в профильных ведомствах и службах уже давно вышел за рамки приличия. Государство без тени смущения спокойно переплачивает российским подрядчикам из кармана налогоплательщиков десятки миллиардов долларов. Неудивительно, что этот рынок наглухо закрыт для иностранных компаний. А зря. Для сравнения: сейчас 1 км четырехполосной автострады обходится в Китае в $2,9 млн., в Бразилии — в $3,6 млн., в США — $4 млн. 1 км первоклассного автобана в Германии стоит 8 млн. евро ($9,8 млн.). “На 1 км дороги у нас уходит 514 млн. рублей”, — сообщил президент Российского союза строителей (РСС) Владимир Яковлев. То есть 1 км российской дороги стоит более $17 млн. Но это не предел. Стоимость 1 км трассы на участке автодороги Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км составила $134 млн. 1 км дороги Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга обошелся в $142 млн. 1 км трассы на Четвертом кольце Москвы, по данным Минтранса, — около $700 млн.

Без комментариев. Просто для сравнения: такова цена нового домашнего стадиона лондонского футбольного клуба “Арсенал”. То есть: 1 км дороги на Четвертом кольце стоит столько же, сколько и 61-тысячный красавец стадион “Эмирейтс” вместе с парковками и гостиницами.

При этом качество российских дорог вызывает неподдельный ужас у европейцев. Большинство так называемых федеральных трасс не соответствует нормам ЕС. Проектный срок службы дорог в Европе — 40—60 лет, а у нас — от силы три-четыре года. При этом наши дороги в основном имеют всего две полосы движения и строятся из дешевого асфальта, основанного на двухслойной подушке с нижним слоем из песка и верхним — щебеночным. Такой асфальт требует ежегодного текущего ремонта. В Европе давно уже строят асфальтовые дороги на бетонной основе, требующие ремонта раз в 30 лет. Но нашим дорожным начальникам выгоднее дороги строить на песке или щебенке, класть асфальт в дождь или зимой в мороз, лишь бы “освоить” выделенные на текущий ремонт деньги, увеличить смету (кризис, рост тарифов и т.д.) и грамотно обосновать заявку на следующий “урожайный” сезон. Похоже, не заинтересованы наши чиновники и в новых технологиях: ведь они мешают воровать. “Производительность в строительстве в РФ отстает от самых передовых стран в 18 раз, от других — в среднем шесть раз”, — признал глава РСС.

“Опасный поворот”

Плохие дороги, по мнению специалистов, существенно тормозят развитие экономики России, повышая транспортные издержки. По расчетам “Росавтодора”, из-за слабой дорожной сети ежегодно наша экономика ежегодно теряет 550—600 млрд. руб., или около 1,5% ВВП России. Добавим, что каждый год в авариях из-за ужасных дорог ежегодно погибает целый город — более 30 тыс. человек! Более сотни тысяч становятся калеками.

Но, похоже, эти факты уже не шокируют власть. Она упорно ищет новый способ отъема денег у рядовых автомобилистов на ремонт дорог. И уже не важно, как он будет называться: акциз на бензин, акциз на автомобиль или акциз для взяточника.

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

19 Января 2017 г.

Кто платит за тепло в Забайкалье

В конце декабря 2016 года в Сибирском федеральном округе произошло знаковое событие, так или иначе способное изменить жизнь всех, кто живет за Уралом. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий подписал постановление о повышении тарифов ЖКХ на 15%, заявив, что считает свое решение непопулярным, но экономически целесообразным.

24 Ноября 2016 г.

Деньги со вкусом: как заработать миллионы на необычном мороженом

Две девушки купили убыточное производство мороженого, сделали ставку на необычные вкусы и нестандартные каналы продаж. Сейчас мороженое для веганов и любителей здорового образа жизни приносит 5 млн руб. выручки в месяц.

05 Ноября 2016 г.

Дорожный кризис. Почему дороги в Бурятии строят иногородние строители и чем это грозит республике

Сложная экономическая ситуация в Бурятии подкосила многие предприятия, на слуху ряд громких банкротств и неоднозначных решений вроде смены юридического адреса с Улан-Удэ на другие города с налоговыми льготами. Не осталась в стороне и строительно-дорожная отрасль.

29 Июля 2015 г.

Недоразвитый Байкал

Почему инфраструктура не успевает за ростом турпотока

06 Августа 2014 г.

Бюджет для скорости

Если первое полугодие 2014-го дорога завершила с выполнением всех бюджетных показателей, то в июле стабильно выполнялся только один – участковая скорость. Буквально в последние дни месяца удалось войти в план по производительности локомотивов и среднему весу поезда.

Лента новостей
25.02.2017

09:48 Происшествия

В Бурятии в ДТП погиб пассажир

09:09 Происшествия

В Бурятии 31-летний мужчина изнасиловал школьницу

05:26 Спорт

Алиса Жамбалова выступит на чемпионате мира в Финляндии

04:56 Общество

Сангха России опубликовала астрологический прогноз на 2017 год

04:33 Происшествия

В Улан-Удэ водитель пострадал, врезавшись в электроопору

04:12 Культура

Сагаалган и Масленицу отметят в Этнографическом музее народов Забайкалья

04:00 Город

В Улан-Удэ сегодня будет усилена работа общественного транспорта

03:17 Погода

Сегодня в Улан-Удэ около 0, в этот день 74 года назад родился Джордж Харрисон

03:09 Город

Сегодня в буддийских центрах Улан-Удэ пройдут религиозные обряды очищения "Дугжууба"

24.02.2017

05:46 Происшествия

Бдительные жильцы дома в Улан-Удэ не дали украсть колеса автомобиля

05:32 Погода

В Улан-Удэ снег, днем около нуля, 62 года назад в этот день родился Стив Джобс

05:10 Происшествия

В Бурятии у 77-летней пенсионерки украли мясо

04:57 Происшествия

В Улан-Удэ сгорел дачный дом

03:54 Общество

В Бурятии сняли первый Инстаграмм-сериал о Байкале

03:45 Спорт

Спортсмены из Бурятии участвуют в чемпионате России о боевому самбо

23.02.2017

09:04 Происшествия

В горах Бурятии сохраняется опасность схода лавин

05:50 Общество

В Улан-Удэ в честь Дня защитников отечества устроят салют

03:47 Происшествия

В Улан-Удэ автомобиль сбил первоклассника

22.02.2017

11:23 Погода

В Бурятии 23 февраля небольшой снег, местами потеплеет до нуля градусов

11:07 Экономика, бизнес

В Бурятии сообщили о предбанкротном состоянии курортов «Горячинск» и «Аршан»

10:47 Экономика, бизнес

85% дорог в Улан-Удэ к 2025 году обещают привести в порядок

10:27 Экономика, бизнес

Авиакомпания «Ангара» начала выполнять рейсы на север Бурятии

10:11 Общество

Жителей Бурятии просят в режиме онлайн сообщать о местах незаконной продажи «боярышника»

10:07 Общество

В Бурятии создали клуб «настоящих родителей»

09:55 Происшествия

В центре Улан-Удэ произошло крупное ДТП

09:52 Общество

Бурят-монгольский зурхай на неделю, с 22 февраля по 28 февраля

09:34 Общество

Женщинам офицерам УФСИН Бурятии в канун 23 февраля вручили погоны

09:29 Экономика, бизнес

Энергетики Бурятии проведут праздники на «боевом посту»

09:23 Общество

Военным Восточного округа вручили деньги на покупку свыше тысячи квартир

09:19 Общество

МЧС Бурятии на праздники перевели в режим повышенной готовности

Система Orphus