Погода

В Бурятии сохранится жаркая погода, до 22 градусов выше нуля

Выборы в Бурятии

Владимира Сактоева снова переизбрали ректором ВСГУТУ

Лесные пожары

Алексей Цыденов высоко оценил мужество людей, защищавших от огня село Черемушки в Бурятии

Будь бдителен

В Бурятии на автодороге «Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан» снова запустили "умные" камеры

Новости Азии

Иркутяне требуют прекратить строительство завода по розливу воды Байкала для Китая

День Победы

В Улан-Удэ стартует акция «Георгиевская ленточка»

Новости на бурятском языке

Арадай Хуралай депутадууд дүүрэн үүргэтэй сахим карта тухай хуули буруушааба

Парламентское обозрение

В Бурятии решили не создавать биофармацевтический кластер

Экономика | Главное

Бензин в России хуже, чем в Уганде

Экономика 27 Апреля 2009 г., 00:04

Фото: AFP

Источник: "Известия"

Теги:

бензин

Наше автомобильное топливо отстает по качеству не только от немецкого, но даже от нигерийского, угандийского и папуасского. Международный центр качества топлива (International Fuel Quality Center, IFQC), исследовав сотню стран, поставил Россию только на 84-е место. Как же получается, что, живя в крупнейшей нефтедобывающей стране, наши автомобилисты до сих пор получают такое отвратительное топливо? И при этом стоит оно дороже, чем в других странах? Ответить на эти вопросы должны наши нефтяники, которые в последние годы предпочитали тратить деньги на яхты, а не на инвестиции в современное производство.

Не пользуйтесь незнакомыми заправками без необходимости. Эту истину в России знает каждый. Могут и воду залить, и просто нечто, от чего двигатель "не тянет". Даже под вывеской известной нефтяной компании вам могут впарить все что угодно, потому что бренд просто покупается.

То, о чем мы раньше и так знали, теперь подтверждено исследователями из IFQC. Бензин они сравнивали по одному параметру - содержанию серы. Результат оказался предсказуемым. Лучший бензин в Германии и Японии. За ними идут европейские страны и Южная Корея. Середину списка занимают развивающиеся страны вроде Украины, Китая, Боливии, Конго и Кот-д'Ивуара. Среди них на 44-м и 45-м местах затесались Соединенные Штаты и Канада. Россия же оказалась почти в самом конце между Панамой и Сербией с Черногорией. Опередить нам удалось лишь государства вроде Пакистана, Брунея и Парагвая (он занял последнее место).

Конечно, рейтинги - вещь условная. Верить им можно далеко не всегда. Но в этот рейтинг почему-то верится. Ведь вряд ли найдется в России автолюбитель, который не становился жертвой заправщиков.

"Левое" топливо: попробуй докажи!

- Российское топливо? - смеется председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. - Оно не отвечает никаким нормам! Лучше всего на заправках поблизости от НПЗ, но отъедешь чуть подальше - и уже рискуешь купить суррогат.

Вероятность получить такую бурду в бензобак особенно высока в Татарии, Башкирии, на юге страны. Там, где нефть добывают, там бензин часто и подделывают. Сделать это несложно. Достаточно взять на ближайшем нефтезаводе так называемый прямогонный бензин. Его получают непосредственно из нефти после первой перегонки. К нему надо подмешать недорогих присадок и улучшителей - и получите 92-й или даже 95-й. Продажей такой бурды грешат очень многие заправки. Серы в ней - выше всяких норм. Вода тоже встречается. Это - худшее из худших топливо в России.

- Знаете, почему наши водители покупают американские грузовики? - раскрыл нам неожиданно тайну Александр Котов. - У них двигатели под капотом спереди. Если солярка замерзла, то, пока ремонтируешь двигатель, можно бегать в кабину греться. А вот в "КамАЗах" и "МАЗах" кабина поднимается, и на морозе приходится замерзать.

Почему же сбыт низкокачественного топлива безнаказанно сходит с рук? Доказать, что вам залил плохой бензин именно этот заправщик, очень тяжело.

- Сколько в стране суррогата - никто не знает, потому что нет контроля. А нет контроля - нет и статистики, - объясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.

В общем, с "левым" бензином все понятно. Но ведь у нас и настоящий - тот, что с НПЗ, - не выдерживает критики. Почему?

Плохой, чтобы машины не ломались

У тех, кто топливо производит, - своя правда: какие машины - такой и бензин.

- Все это глупости, - уверена начальник лаборатории ВНИИ нефтепереработки Елена Никитина. - Бензин делается для конкретного двигателя. Мы можем ввести любые нормы - хоть "Евро-99", но экология лучше не станет. Потому что, если двигатель без нейтрализатора, толку не будет.

А таких машин, отвечающих нормам "Евро-1" или ниже, в автопарке страны больше половины, признает Аркуша.

- Да, компьютеры в современных движках ломаются, если залить некачественное топливо, - соглашается он. - Но точно так же сломается и старый двигатель, если дать ему "чистый" бензин. Почему? Потому что сера обладает смазывающими свойствами.

Так вот почему у нас бензин плохой - чтобы двигатели не ломались! Это забота о потребителях. Странно только, что в той же Европе старых машин тоже немало, но никто еще не жаловался, будто хороший бензин разъедает их изнутри. А если судить по состоянию подержанных машин из Европы, тамошнее топливо здорово продляет им старость.

Нефтяники: у нас все хорошо

На самом деле проблема в том, что даже дорогой высокооктановый бензин у нас содержит много серы. Его плохое качество компенсируется присадками. Берем 92-й, добавляем немного финских химикатов - и вот вам 95-й или даже 98-й. И не важно, что от такого "микса" свечи горят. Об этом знают только водители и механики. Представители нефтяных компаний вообще делают вид, что о проблемах с качеством бензина никогда и не слышали.

- Мы производим топливо, качество которого полностью отвечает стандартам, установленным государством, - говорит начальник управления информации НК "Роснефть" Николай Манвелов.

- Мы уже давно делаем дизельное топливо, отвечающее стандарту "Евро-5", а бензин производим "Евро-3", - уверяет пресс-секретарь НК "ЛУКОЙЛ" Дмитрий Долгов.

- Мне вообще удивительно, что подобное исследование обсуждается в России. Позиция Запада и его заинтересованность в составлении таких рейтингов ясны, а вот зачем это нашим СМИ, мне непонятно, - разоткровенничался еще один нефтяник.

Что ж, у нефтяников своя правда. Действительно, на некоторых заправках, в основном столичных, есть специальные пистолеты с качественным топливом. Ему придумывают красивые рекламные названия. Но оно дороже. Но вот вопрос: если весь бензин качественный, то зачем нефтяные компании сами же на заправках делят его на "хороший" и "не очень"? Нестыковочка получается...

Строить НПЗ? Кому это надо...

На самом деле хороший бензин в России действительно есть, его выпускают на современных НПЗ, построенных в последние годы. Но их немного. Например, из выпускаемого в стране Аи-95 нормам "Евро-3" и "Евро-4" отвечает меньше трети. Среди Аи-92 качественным можно назвать менее четверти бензина. И практически весь он уходит на экспорт в Европу. Это выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. Доходит до смешного: финская нефтяная компания Neste, построившая сеть заправок в районе Петербурга, торгует... российским бензином. Хотя обладает огромными НПЗ в Финляндии. Но качественное топливо везти в Россию нет смысла.

На наш рынок идет преимущественно топливо, выпущенное на старых, еще советской постройки, НПЗ. Соответствующего качества. До сих пор на половине нефтеперерабатывающих заводов в стране глубина переработки нефти составляет лишь 50-70% и только у пяти превышает 80%. При этом в США "черное золото" перерабатывают на 92%. Почему это так важно? При высокой глубине переработки резко повышаются объемы выпуска высококачественных светлых нефтепродуктов.

- У нефтяников нет больших стимулов забивать себе голову качеством бензина, - считает аналитик инвесткомпании "Файнэншл бридж" Дмитрий Александров. - Во-первых, продавать сырую нефть им проще и привычнее. Во-вторых, постройка НПЗ требует нескольких миллиардов долларов, и окупится он только за 7-10 лет. Для нашей страны это слишком далекое будущее. И наконец, в стране до сих пор нет налоговых стимулов выпускать качественный бензин.

Налоги с литра бензина от его качества не зависят. Водитель к ответу не привлечет. Вот и получается, что при продаже плохого бензина маржа у нефтяных компаний выше.

Впрочем, Елена Никитина, несмотря ни на что, уверена, что строить новые НПЗ - это все равно что вымогать у нефтяного магната последнюю копейку.

- У меня складывается впечатление, что нам хотят просто разрушить нефтепереработку, - возмущается она. - Ведь на переоборудование затраты колоссальные, но эффекта для экологии это не даст.

Так все-таки станет когда-нибудь качество российского бензина достойным нефтяной державы?

- Не думаю, что в скором времени что-то радикально изменится при нынешних крайне неспешных темпах модернизации и строительства НПЗ. Много хорошего бензина появится лет через 10, не раньше, - считает Дмитрий Александров.

И правда, если уж при 150 долларах за баррель у нефтяных компаний денег на заводы не нашлось, то сейчас - при 50 - и подавно не найдется.

Павел Арабов, Анастасия Любимова

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

19 Января 2017 г.

Кто платит за тепло в Забайкалье

В конце декабря 2016 года в Сибирском федеральном округе произошло знаковое событие, так или иначе способное изменить жизнь всех, кто живет за Уралом. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий подписал постановление о повышении тарифов ЖКХ на 15%, заявив, что считает свое решение непопулярным, но экономически целесообразным.

24 Ноября 2016 г.

Деньги со вкусом: как заработать миллионы на необычном мороженом

Две девушки купили убыточное производство мороженого, сделали ставку на необычные вкусы и нестандартные каналы продаж. Сейчас мороженое для веганов и любителей здорового образа жизни приносит 5 млн руб. выручки в месяц.

05 Ноября 2016 г.

Дорожный кризис. Почему дороги в Бурятии строят иногородние строители и чем это грозит республике

Сложная экономическая ситуация в Бурятии подкосила многие предприятия, на слуху ряд громких банкротств и неоднозначных решений вроде смены юридического адреса с Улан-Удэ на другие города с налоговыми льготами. Не осталась в стороне и строительно-дорожная отрасль.

29 Июля 2015 г.

Недоразвитый Байкал

Почему инфраструктура не успевает за ростом турпотока

06 Августа 2014 г.

Бюджет для скорости

Если первое полугодие 2014-го дорога завершила с выполнением всех бюджетных показателей, то в июле стабильно выполнялся только один – участковая скорость. Буквально в последние дни месяца удалось войти в план по производительности локомотивов и среднему весу поезда.

Лента новостей
30.04.2017

02:07 Общество

В Бурятии главу сгоревшего поселения подозревают в халатности

29.04.2017

16:10 Общество

В Бурятии пострадавшим от пожара в селе Черемушки выделят материальную помощь

15:57 Политика и власть

Владимир Пучков отправил главу Роспотребнадзора Бурятии жить вместе с погорельцами Черемушек

10:39 Общество

Алексей Цыденов высоко оценил мужество людей, защищавших от огня село Черемушки в Бурятии

10:32 Происшествия

Виновником пожара, из-за которого сгорело село Черемушки в Бурятии, мог стать рыбак

10:12 Общество

В Улан-Удэ сегодня пройдёт благотворительный марафон в помощь жителям сгоревших Черемушек

08:10 Город

В Улан-Удэ прошел субботник

08:03 Общество

Врио главы Бурятии обратился к населению по поводу ЧС

07:40 Политика и власть

В Бурятии подписан указ о введении режима ЧС

07:23 Происшествия

В Бурятии за сутки выросло вдвое число лесных пожаров, горит Тункинский нацпарк

07:09 Политика и власть

Глава МЧС России вместе с врио Бурятии облетели на вертолете пожароопасные участки Бурятии

06:47 Экономика, бизнес

В полигоне Улан-Удэ сегодня, в день городского субботника, мусор принимают бесплатно

06:29 Общество

В Улан-Удэ стартует акция «Георгиевская ленточка»

06:22 Погода

В Бурятии сохранится жаркая погода, до 22 градусов выше нуля

05:25 Политика и власть

Мэр Улан-Удэ отчитался о пяти миллионах рублей доходов за 2016 год

05:01 Общество

В Бурятии собирают вещи для погорельцев из села Черемушки на Котокеле

04:52 Происшествия

Более 6 тысяч человек тушат пожары в сибирских регионах

04:40 Происшествия

В СФО из-за природных пожаров ввели режим ЧС, в Бурятии и Иркутской области наращивают группировку

04:19 Происшествия

Глава МЧС России Владимир Пучков прибыл в Бурятию

28.04.2017

19:18 Происшествия

На территории Иркутской области введен режим ЧС из-за сложной лесопожарной обстановки

18:31 Происшествия

В Бурятии к ликвидации пожара в населенном пункте рядом с Байкалом привлекли авиацию

18:28 Политика и власть

Врио главы Бурятии Алексей Цыденов выехал в пострадавшее от огня село Черемушки

14:57 Город

В Улан-Удэ отключили электроэнергию: без света остался форум с участием врио главы Бурятии

14:03 Происшествия

В Бурятии горит деревня на озере Котокель, людей эвакуируют (обновлено)

13:50 Политика и власть

Представитель МИД России в Улан-Удэ перешел на работу в правительство Бурятии

13:31 Общество

На ВСЖД пройдет акция по предупреждению травматизма «Внимание – дети!»

13:21 Культура

Юный певец из Бурятии выиграл международный конкурс «Колыбель России»

13:14 Экономика, бизнес

В Бурятии возбудили уголовное дело на компанию «Мегастрой» за невыплату зарплаты

13:01 Образование

В Бурятии стал известен лучший «Учитель года-2017»

12:47 Происшествия

В Прибайкалье за сутки сгорело 20 домов: огонь на поселки перекидывался с лесных пожаров

Система Orphus