Новый год

Агентство лесного хозяйство подвело итоги охраны елочек в предновогодний период

Погода

По Бурятии сегодня ночью ожидается 32 мороза

Отопительный сезон

ТГК-14: В Бурятии запасы угля на всех ТЭЦ превышают плановый норматив

Будь бдителен

В Бурятии вынесли приговор женщине, ложно обвинившей троих мужчин в изнасиловании

Новости Азии

В 2016 году Бурятия торговала с Китаем, Монголией, Украиной и Таджикистаном

Новости на бурятском языке

Буряад орондо залуу олзо эрхилэгшэд Наговицындэ өөрын түсэлнүүдые харуулаа

Парламентское обозрение

Депутаты Народного Хурала проинспектировали АО «Молоко Бурятии», подробности

Экономика | Главное

Бензин в России хуже, чем в Уганде

Экономика 27 Апреля 2009 г., 00:04

Фото: AFP

Источник: "Известия"

Теги:

бензин

Наше автомобильное топливо отстает по качеству не только от немецкого, но даже от нигерийского, угандийского и папуасского. Международный центр качества топлива (International Fuel Quality Center, IFQC), исследовав сотню стран, поставил Россию только на 84-е место. Как же получается, что, живя в крупнейшей нефтедобывающей стране, наши автомобилисты до сих пор получают такое отвратительное топливо? И при этом стоит оно дороже, чем в других странах? Ответить на эти вопросы должны наши нефтяники, которые в последние годы предпочитали тратить деньги на яхты, а не на инвестиции в современное производство.

Не пользуйтесь незнакомыми заправками без необходимости. Эту истину в России знает каждый. Могут и воду залить, и просто нечто, от чего двигатель "не тянет". Даже под вывеской известной нефтяной компании вам могут впарить все что угодно, потому что бренд просто покупается.

То, о чем мы раньше и так знали, теперь подтверждено исследователями из IFQC. Бензин они сравнивали по одному параметру - содержанию серы. Результат оказался предсказуемым. Лучший бензин в Германии и Японии. За ними идут европейские страны и Южная Корея. Середину списка занимают развивающиеся страны вроде Украины, Китая, Боливии, Конго и Кот-д'Ивуара. Среди них на 44-м и 45-м местах затесались Соединенные Штаты и Канада. Россия же оказалась почти в самом конце между Панамой и Сербией с Черногорией. Опередить нам удалось лишь государства вроде Пакистана, Брунея и Парагвая (он занял последнее место).

Конечно, рейтинги - вещь условная. Верить им можно далеко не всегда. Но в этот рейтинг почему-то верится. Ведь вряд ли найдется в России автолюбитель, который не становился жертвой заправщиков.

"Левое" топливо: попробуй докажи!

- Российское топливо? - смеется председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. - Оно не отвечает никаким нормам! Лучше всего на заправках поблизости от НПЗ, но отъедешь чуть подальше - и уже рискуешь купить суррогат.

Вероятность получить такую бурду в бензобак особенно высока в Татарии, Башкирии, на юге страны. Там, где нефть добывают, там бензин часто и подделывают. Сделать это несложно. Достаточно взять на ближайшем нефтезаводе так называемый прямогонный бензин. Его получают непосредственно из нефти после первой перегонки. К нему надо подмешать недорогих присадок и улучшителей - и получите 92-й или даже 95-й. Продажей такой бурды грешат очень многие заправки. Серы в ней - выше всяких норм. Вода тоже встречается. Это - худшее из худших топливо в России.

- Знаете, почему наши водители покупают американские грузовики? - раскрыл нам неожиданно тайну Александр Котов. - У них двигатели под капотом спереди. Если солярка замерзла, то, пока ремонтируешь двигатель, можно бегать в кабину греться. А вот в "КамАЗах" и "МАЗах" кабина поднимается, и на морозе приходится замерзать.

Почему же сбыт низкокачественного топлива безнаказанно сходит с рук? Доказать, что вам залил плохой бензин именно этот заправщик, очень тяжело.

- Сколько в стране суррогата - никто не знает, потому что нет контроля. А нет контроля - нет и статистики, - объясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.

В общем, с "левым" бензином все понятно. Но ведь у нас и настоящий - тот, что с НПЗ, - не выдерживает критики. Почему?

Плохой, чтобы машины не ломались

У тех, кто топливо производит, - своя правда: какие машины - такой и бензин.

- Все это глупости, - уверена начальник лаборатории ВНИИ нефтепереработки Елена Никитина. - Бензин делается для конкретного двигателя. Мы можем ввести любые нормы - хоть "Евро-99", но экология лучше не станет. Потому что, если двигатель без нейтрализатора, толку не будет.

А таких машин, отвечающих нормам "Евро-1" или ниже, в автопарке страны больше половины, признает Аркуша.

- Да, компьютеры в современных движках ломаются, если залить некачественное топливо, - соглашается он. - Но точно так же сломается и старый двигатель, если дать ему "чистый" бензин. Почему? Потому что сера обладает смазывающими свойствами.

Так вот почему у нас бензин плохой - чтобы двигатели не ломались! Это забота о потребителях. Странно только, что в той же Европе старых машин тоже немало, но никто еще не жаловался, будто хороший бензин разъедает их изнутри. А если судить по состоянию подержанных машин из Европы, тамошнее топливо здорово продляет им старость.

Нефтяники: у нас все хорошо

На самом деле проблема в том, что даже дорогой высокооктановый бензин у нас содержит много серы. Его плохое качество компенсируется присадками. Берем 92-й, добавляем немного финских химикатов - и вот вам 95-й или даже 98-й. И не важно, что от такого "микса" свечи горят. Об этом знают только водители и механики. Представители нефтяных компаний вообще делают вид, что о проблемах с качеством бензина никогда и не слышали.

- Мы производим топливо, качество которого полностью отвечает стандартам, установленным государством, - говорит начальник управления информации НК "Роснефть" Николай Манвелов.

- Мы уже давно делаем дизельное топливо, отвечающее стандарту "Евро-5", а бензин производим "Евро-3", - уверяет пресс-секретарь НК "ЛУКОЙЛ" Дмитрий Долгов.

- Мне вообще удивительно, что подобное исследование обсуждается в России. Позиция Запада и его заинтересованность в составлении таких рейтингов ясны, а вот зачем это нашим СМИ, мне непонятно, - разоткровенничался еще один нефтяник.

Что ж, у нефтяников своя правда. Действительно, на некоторых заправках, в основном столичных, есть специальные пистолеты с качественным топливом. Ему придумывают красивые рекламные названия. Но оно дороже. Но вот вопрос: если весь бензин качественный, то зачем нефтяные компании сами же на заправках делят его на "хороший" и "не очень"? Нестыковочка получается...

Строить НПЗ? Кому это надо...

На самом деле хороший бензин в России действительно есть, его выпускают на современных НПЗ, построенных в последние годы. Но их немного. Например, из выпускаемого в стране Аи-95 нормам "Евро-3" и "Евро-4" отвечает меньше трети. Среди Аи-92 качественным можно назвать менее четверти бензина. И практически весь он уходит на экспорт в Европу. Это выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. Доходит до смешного: финская нефтяная компания Neste, построившая сеть заправок в районе Петербурга, торгует... российским бензином. Хотя обладает огромными НПЗ в Финляндии. Но качественное топливо везти в Россию нет смысла.

На наш рынок идет преимущественно топливо, выпущенное на старых, еще советской постройки, НПЗ. Соответствующего качества. До сих пор на половине нефтеперерабатывающих заводов в стране глубина переработки нефти составляет лишь 50-70% и только у пяти превышает 80%. При этом в США "черное золото" перерабатывают на 92%. Почему это так важно? При высокой глубине переработки резко повышаются объемы выпуска высококачественных светлых нефтепродуктов.

- У нефтяников нет больших стимулов забивать себе голову качеством бензина, - считает аналитик инвесткомпании "Файнэншл бридж" Дмитрий Александров. - Во-первых, продавать сырую нефть им проще и привычнее. Во-вторых, постройка НПЗ требует нескольких миллиардов долларов, и окупится он только за 7-10 лет. Для нашей страны это слишком далекое будущее. И наконец, в стране до сих пор нет налоговых стимулов выпускать качественный бензин.

Налоги с литра бензина от его качества не зависят. Водитель к ответу не привлечет. Вот и получается, что при продаже плохого бензина маржа у нефтяных компаний выше.

Впрочем, Елена Никитина, несмотря ни на что, уверена, что строить новые НПЗ - это все равно что вымогать у нефтяного магната последнюю копейку.

- У меня складывается впечатление, что нам хотят просто разрушить нефтепереработку, - возмущается она. - Ведь на переоборудование затраты колоссальные, но эффекта для экологии это не даст.

Так все-таки станет когда-нибудь качество российского бензина достойным нефтяной державы?

- Не думаю, что в скором времени что-то радикально изменится при нынешних крайне неспешных темпах модернизации и строительства НПЗ. Много хорошего бензина появится лет через 10, не раньше, - считает Дмитрий Александров.

И правда, если уж при 150 долларах за баррель у нефтяных компаний денег на заводы не нашлось, то сейчас - при 50 - и подавно не найдется.

Павел Арабов, Анастасия Любимова

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

19 Января 2017 г.

Кто платит за тепло в Забайкалье

В конце декабря 2016 года в Сибирском федеральном округе произошло знаковое событие, так или иначе способное изменить жизнь всех, кто живет за Уралом. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий подписал постановление о повышении тарифов ЖКХ на 15%, заявив, что считает свое решение непопулярным, но экономически целесообразным.

24 Ноября 2016 г.

Деньги со вкусом: как заработать миллионы на необычном мороженом

Две девушки купили убыточное производство мороженого, сделали ставку на необычные вкусы и нестандартные каналы продаж. Сейчас мороженое для веганов и любителей здорового образа жизни приносит 5 млн руб. выручки в месяц.

05 Ноября 2016 г.

Дорожный кризис. Почему дороги в Бурятии строят иногородние строители и чем это грозит республике

Сложная экономическая ситуация в Бурятии подкосила многие предприятия, на слуху ряд громких банкротств и неоднозначных решений вроде смены юридического адреса с Улан-Удэ на другие города с налоговыми льготами. Не осталась в стороне и строительно-дорожная отрасль.

29 Июля 2015 г.

Недоразвитый Байкал

Почему инфраструктура не успевает за ростом турпотока

06 Августа 2014 г.

Бюджет для скорости

Если первое полугодие 2014-го дорога завершила с выполнением всех бюджетных показателей, то в июле стабильно выполнялся только один – участковая скорость. Буквально в последние дни месяца удалось войти в план по производительности локомотивов и среднему весу поезда.

Лента новостей
23.01.2017

11:08 Политика и власть

Глава Бурятии Вячеслав Наговицын проведет "прямую линию" с населением

11:03 Погода

По Бурятии сегодня ночью ожидается 32 мороза

10:57 Общество

На 14 лет отправили в колонию мужчину, изнасиловавшего дочь своей сожительницы-сестры, в Бурятии

10:53 Политика и власть

Владимир Павлов: «Единая Россия» готова к открытой и честной конкуренции на выборах

10:43 Культура

Бурятская команда КВН «Хара Морин» вошла в состав высшей лиги

10:37 Экономика, бизнес

«Сибирский цемент»: в 2017 году ситуация на цементном рынке Сибири останется сложной

10:34 Экономика, бизнес

В 2016 году Бурятия торговала с Китаем, Монголией, Украиной и Таджикистаном

10:24 Спорт

На Байкале пройдет турнир по ледовому гольфу

10:21 Общество

Иркутский курсант на полигоне военного училища выстрелил себе в голову

10:17 Общество

В Бурятии вынесли приговор женщине, ложно обвинившей троих мужчин в изнасиловании

09:05 Общество

ЦРУ рассекретило документы о Бурятии: данные об этнических группах и военных объектах

08:53 Общество

В Бурятии создали Байкальскую экологическую коалицию

08:19 Город

Мужчине, которого задержали с боеприпасами на вокзале Улан-Удэ, дали год

08:06 Политика и власть

В Бурятии увеличат дотации районным бюджетам

07:50 Экономика, бизнес

ТГК-14: В Бурятии запасы угля на всех ТЭЦ превышают плановый норматив

07:39 Политика и власть

Александр Чепик прокомментировал свой возможный уход с поста зампреда по экономике в Бурятии

07:35 Происшествия

В Улан-Удэ отсидевший рецидивист изнасиловал женщину, которая шла на работу

07:24 Общество

В Бурятии под контролем судебных приставов в больнице установили пандусы

07:12 Культура

Продолжение бурятской комедии «Байкальские каникулы» выйдет на экраны страны уже в апреле

06:56 Общество

В Улан-Удэ разгорается скандал вокруг предоставления жилья погорельцам

05:54 Общество

В тюрьмах Бурятии изъяли 850 граммов наркотиков и 302 незаконных сотовых

05:37 Общество

В Улан-Удэ задержали мужчину, подозреваемого в изнасиловании и ограблении местной жительницы

05:27 Экономика, бизнес

20 человек на место составляет в Улан-Удэ конкурс среди молодых специалистов

05:12 Происшествия

В пригороде Улан-Удэ 33-летний водитель сбил двух женщин

05:00 Происшествия

В Бурятии водителей из-за морозов просят воздержаться от дальних поездок

03:00 Погода

В Улан-Удэ из-за мороза вновь отменили занятия с 1 по 4 классы

22.01.2017

09:59 Общество

В Бурятии вальщик леса в свободное от работы время нарубил сосен на 175 тысяч рублей

09:55 Происшествия

В Улан-Удэ задержали мужчину с двумя килограммами наркотиков

09:43 Экономика

Депутаты Народного Хурала проинспектировали АО «Молоко Бурятии», подробности

09:03 Общество

14 тысяч человек окунулись в воду в Бурятии в Крещение

Система Orphus