Политическая Бурятия: районы готовятся к масштабному съезду депутатов

Глава Бурятии: значимость съезда депутатов всех уровней сложно переоценить

Погода

В Улан-Удэ в воскресенье сохранится теплая погода

Выборы в Бурятии

В России началась подготовка к выборам президента страны

Сельское хозяйство Бурятии

28 миллиардов рублей составят доходы АПК Бурятии в 2017 году

Лесные пожары

В Бурятии подвели предварительные итоги пожароопасного сезона

Будь бдителен

МВД Бурятии сообщает о снижении числа преступлений

Новости Азии

Моноспектакль режиссера из Улан-Удэ в Монголии чуть не сорвался из-за снежной бури

Парламентское обозрение

Глава Бурятии: значимость съезда депутатов всех уровней сложно переоценить

Экономика | Главное

Бензин в России хуже, чем в Уганде

Экономика 27 Апреля 2009 г., 00:04

Фото: AFP

Источник: "Известия"

Теги:

бензин

Наше автомобильное топливо отстает по качеству не только от немецкого, но даже от нигерийского, угандийского и папуасского. Международный центр качества топлива (International Fuel Quality Center, IFQC), исследовав сотню стран, поставил Россию только на 84-е место. Как же получается, что, живя в крупнейшей нефтедобывающей стране, наши автомобилисты до сих пор получают такое отвратительное топливо? И при этом стоит оно дороже, чем в других странах? Ответить на эти вопросы должны наши нефтяники, которые в последние годы предпочитали тратить деньги на яхты, а не на инвестиции в современное производство.

Не пользуйтесь незнакомыми заправками без необходимости. Эту истину в России знает каждый. Могут и воду залить, и просто нечто, от чего двигатель "не тянет". Даже под вывеской известной нефтяной компании вам могут впарить все что угодно, потому что бренд просто покупается.

То, о чем мы раньше и так знали, теперь подтверждено исследователями из IFQC. Бензин они сравнивали по одному параметру - содержанию серы. Результат оказался предсказуемым. Лучший бензин в Германии и Японии. За ними идут европейские страны и Южная Корея. Середину списка занимают развивающиеся страны вроде Украины, Китая, Боливии, Конго и Кот-д'Ивуара. Среди них на 44-м и 45-м местах затесались Соединенные Штаты и Канада. Россия же оказалась почти в самом конце между Панамой и Сербией с Черногорией. Опередить нам удалось лишь государства вроде Пакистана, Брунея и Парагвая (он занял последнее место).

Конечно, рейтинги - вещь условная. Верить им можно далеко не всегда. Но в этот рейтинг почему-то верится. Ведь вряд ли найдется в России автолюбитель, который не становился жертвой заправщиков.

"Левое" топливо: попробуй докажи!

- Российское топливо? - смеется председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. - Оно не отвечает никаким нормам! Лучше всего на заправках поблизости от НПЗ, но отъедешь чуть подальше - и уже рискуешь купить суррогат.

Вероятность получить такую бурду в бензобак особенно высока в Татарии, Башкирии, на юге страны. Там, где нефть добывают, там бензин часто и подделывают. Сделать это несложно. Достаточно взять на ближайшем нефтезаводе так называемый прямогонный бензин. Его получают непосредственно из нефти после первой перегонки. К нему надо подмешать недорогих присадок и улучшителей - и получите 92-й или даже 95-й. Продажей такой бурды грешат очень многие заправки. Серы в ней - выше всяких норм. Вода тоже встречается. Это - худшее из худших топливо в России.

- Знаете, почему наши водители покупают американские грузовики? - раскрыл нам неожиданно тайну Александр Котов. - У них двигатели под капотом спереди. Если солярка замерзла, то, пока ремонтируешь двигатель, можно бегать в кабину греться. А вот в "КамАЗах" и "МАЗах" кабина поднимается, и на морозе приходится замерзать.

Почему же сбыт низкокачественного топлива безнаказанно сходит с рук? Доказать, что вам залил плохой бензин именно этот заправщик, очень тяжело.

- Сколько в стране суррогата - никто не знает, потому что нет контроля. А нет контроля - нет и статистики, - объясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.

В общем, с "левым" бензином все понятно. Но ведь у нас и настоящий - тот, что с НПЗ, - не выдерживает критики. Почему?

Плохой, чтобы машины не ломались

У тех, кто топливо производит, - своя правда: какие машины - такой и бензин.

- Все это глупости, - уверена начальник лаборатории ВНИИ нефтепереработки Елена Никитина. - Бензин делается для конкретного двигателя. Мы можем ввести любые нормы - хоть "Евро-99", но экология лучше не станет. Потому что, если двигатель без нейтрализатора, толку не будет.

А таких машин, отвечающих нормам "Евро-1" или ниже, в автопарке страны больше половины, признает Аркуша.

- Да, компьютеры в современных движках ломаются, если залить некачественное топливо, - соглашается он. - Но точно так же сломается и старый двигатель, если дать ему "чистый" бензин. Почему? Потому что сера обладает смазывающими свойствами.

Так вот почему у нас бензин плохой - чтобы двигатели не ломались! Это забота о потребителях. Странно только, что в той же Европе старых машин тоже немало, но никто еще не жаловался, будто хороший бензин разъедает их изнутри. А если судить по состоянию подержанных машин из Европы, тамошнее топливо здорово продляет им старость.

Нефтяники: у нас все хорошо

На самом деле проблема в том, что даже дорогой высокооктановый бензин у нас содержит много серы. Его плохое качество компенсируется присадками. Берем 92-й, добавляем немного финских химикатов - и вот вам 95-й или даже 98-й. И не важно, что от такого "микса" свечи горят. Об этом знают только водители и механики. Представители нефтяных компаний вообще делают вид, что о проблемах с качеством бензина никогда и не слышали.

- Мы производим топливо, качество которого полностью отвечает стандартам, установленным государством, - говорит начальник управления информации НК "Роснефть" Николай Манвелов.

- Мы уже давно делаем дизельное топливо, отвечающее стандарту "Евро-5", а бензин производим "Евро-3", - уверяет пресс-секретарь НК "ЛУКОЙЛ" Дмитрий Долгов.

- Мне вообще удивительно, что подобное исследование обсуждается в России. Позиция Запада и его заинтересованность в составлении таких рейтингов ясны, а вот зачем это нашим СМИ, мне непонятно, - разоткровенничался еще один нефтяник.

Что ж, у нефтяников своя правда. Действительно, на некоторых заправках, в основном столичных, есть специальные пистолеты с качественным топливом. Ему придумывают красивые рекламные названия. Но оно дороже. Но вот вопрос: если весь бензин качественный, то зачем нефтяные компании сами же на заправках делят его на "хороший" и "не очень"? Нестыковочка получается...

Строить НПЗ? Кому это надо...

На самом деле хороший бензин в России действительно есть, его выпускают на современных НПЗ, построенных в последние годы. Но их немного. Например, из выпускаемого в стране Аи-95 нормам "Евро-3" и "Евро-4" отвечает меньше трети. Среди Аи-92 качественным можно назвать менее четверти бензина. И практически весь он уходит на экспорт в Европу. Это выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. Доходит до смешного: финская нефтяная компания Neste, построившая сеть заправок в районе Петербурга, торгует... российским бензином. Хотя обладает огромными НПЗ в Финляндии. Но качественное топливо везти в Россию нет смысла.

На наш рынок идет преимущественно топливо, выпущенное на старых, еще советской постройки, НПЗ. Соответствующего качества. До сих пор на половине нефтеперерабатывающих заводов в стране глубина переработки нефти составляет лишь 50-70% и только у пяти превышает 80%. При этом в США "черное золото" перерабатывают на 92%. Почему это так важно? При высокой глубине переработки резко повышаются объемы выпуска высококачественных светлых нефтепродуктов.

- У нефтяников нет больших стимулов забивать себе голову качеством бензина, - считает аналитик инвесткомпании "Файнэншл бридж" Дмитрий Александров. - Во-первых, продавать сырую нефть им проще и привычнее. Во-вторых, постройка НПЗ требует нескольких миллиардов долларов, и окупится он только за 7-10 лет. Для нашей страны это слишком далекое будущее. И наконец, в стране до сих пор нет налоговых стимулов выпускать качественный бензин.

Налоги с литра бензина от его качества не зависят. Водитель к ответу не привлечет. Вот и получается, что при продаже плохого бензина маржа у нефтяных компаний выше.

Впрочем, Елена Никитина, несмотря ни на что, уверена, что строить новые НПЗ - это все равно что вымогать у нефтяного магната последнюю копейку.

- У меня складывается впечатление, что нам хотят просто разрушить нефтепереработку, - возмущается она. - Ведь на переоборудование затраты колоссальные, но эффекта для экологии это не даст.

Так все-таки станет когда-нибудь качество российского бензина достойным нефтяной державы?

- Не думаю, что в скором времени что-то радикально изменится при нынешних крайне неспешных темпах модернизации и строительства НПЗ. Много хорошего бензина появится лет через 10, не раньше, - считает Дмитрий Александров.

И правда, если уж при 150 долларах за баррель у нефтяных компаний денег на заводы не нашлось, то сейчас - при 50 - и подавно не найдется.

Павел Арабов, Анастасия Любимова

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

17 Июля 2017 г.

Энергичные люди: эффективный бизнес Сергея Иванова

Свою деятельность в электроэнергетике господин Иванов С.В. начал в 2009 году путем регистрации компании ООО «Энком» с уставным капиталом в 10 000 рублей и договором аренды на «метр электрических сетей». И еще несколько мелких дочерних компаний.

19 Января 2017 г.

Кто платит за тепло в Забайкалье

В конце декабря 2016 года в Сибирском федеральном округе произошло знаковое событие, так или иначе способное изменить жизнь всех, кто живет за Уралом. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий подписал постановление о повышении тарифов ЖКХ на 15%, заявив, что считает свое решение непопулярным, но экономически целесообразным.

24 Ноября 2016 г.

Деньги со вкусом: как заработать миллионы на необычном мороженом

Две девушки купили убыточное производство мороженого, сделали ставку на необычные вкусы и нестандартные каналы продаж. Сейчас мороженое для веганов и любителей здорового образа жизни приносит 5 млн руб. выручки в месяц.

05 Ноября 2016 г.

Дорожный кризис. Почему дороги в Бурятии строят иногородние строители и чем это грозит республике

Сложная экономическая ситуация в Бурятии подкосила многие предприятия, на слуху ряд громких банкротств и неоднозначных решений вроде смены юридического адреса с Улан-Удэ на другие города с налоговыми льготами. Не осталась в стороне и строительно-дорожная отрасль.

29 Июля 2015 г.

Недоразвитый Байкал

Почему инфраструктура не успевает за ростом турпотока

Лента новостей
21.10.2017

10:23 Политика и власть

Глава Бурятии: значимость съезда депутатов всех уровней сложно переоценить

10:19 Политика и власть

В Бурятии предложили перенести срок уплаты имущественных налогов с 1 декабря на 1 октября

09:59 Общество

Сенатор от Бурятии разрабатывает закон о запрете курения возле подъездов жилых домов

09:53 Политика и власть

В Бурятии местным бюджетам могут разрешить оставлять у себя больше НДФЛ

09:44 Общество

В Улан-Удэ в воскресенье сохранится теплая погода

09:09 Политика и власть

Цырен-Даши Доржиев: развитие местного самоуправления – приоритетная задача государственной политики

07:26 Происшествия

В Бурятии молодой человек пытался сжечь вальщиков леса, но загорелся сам

06:14 Общество

МВД Бурятии сообщает о снижении числа преступлений

05:46 Общество

В Улан-Удэ суд отказал в проведении митинга Алексея Навального в центре города

02:59 Погода

В Улан-Удэ сегодня +8, Трифон и Пелагея по народному календарю

20.10.2017

11:19 Политика и власть

Мэр Улан-Удэ Александр Голков принял участие в съезде депутатов всех уровней

11:17 Образование

В Бурятии не могут найти средства на ремонт аварийной школы в поселке Клюевка

11:00 Погода

На юге Бурятии завтра мокрый снег, днем до +10

10:40 Город

Мэр Улан-Удэ поздравил с 50-летием студенческие трудовые отряды

10:37 Экономика, бизнес

В Бурятии в связи с запретом на лов омуля разработают программу поддержки рыбохозяйственных предприятий

10:36 Общество

В Улан-Удэ объявили набор детей на Кремлевскую елку

10:35 Политика и власть

Депутат Северобайкальска Олег Усынин: нужно, чтобы КМНС не потеряли от запрета на лов омуля

10:34 Политика и власть

30 ноября в Народном Хурале Бурятии утвердят бюджет на 2018 год

10:18 Общество

В Бурятии мужчина воровал электроэнергию, говоря, что топит дом «бездымным» углем

10:12 Экономика, бизнес

Кижингинский район Бурятии попросил найти деньги на строительство трех мостов

10:03 Происшествия

Житель Бурятии украл из ломбарда пылесос, чтобы подарить жене

09:53 Общество

Первый канал рассказал историю девушек-убийц из Бурятии

09:18 Общество

Уполномоченный по правам человека откроет в Улан-Удэ три площадки по оказанию правовой помощи

09:12 Культура

В Бурятии театр «Ульгэр» получит миллион рублей на технику, гастроли и мастер-классы

09:01 Экономика, бизнес

28 миллиардов рублей составят доходы АПК Бурятии в 2017 году

08:51 Экономика, бизнес

В Улан-Удэ наградили лучшие сельхозорганизации

08:47 Общество

Загруженность, депрессия и хроническая усталость: В Улан-Удэ выяснили, что мешает работать горожанам

08:36 Происшествия

Жителя Бурятии с килограммом марихуаны поймали ночью в поле

08:20 Культура

В Улан-Удэ презентовали книгу «Мифы и легенды бурятского народа»

07:37 Общество

В Бурятии пропавшую влюбленную пару нашли в подъезде

Система Orphus