Молодые ученые - научный потенциал Бурятии

Аюр Гармаев: В Бурятии нужно больше переносить инновации в бизнес

Погода

Сегодня в Улан-Удэ +2, отмечается Прощеное воскресение

Выборы в Бурятии

Праймериз на главу Бурятии единороссы проведут по закрытой модели

Будь бдителен

В Бурятии 12-летний подросток совершил серию краж

Новости Азии

СМИ: Китай предлагает провести на свою территорию трубопровод из Байкала

Новости на бурятском языке

Буряад орондо залуу олзо эрхилэгшэд Наговицындэ өөрын түсэлнүүдые харуулаа

Парламентское обозрение

Срок подачи заявлений на пост председателя Конституционного суда завершается в Бурятии в марте

Общество | Главное

Система работает ненормально

Общество 26 Сентября 2011 г., 07:09

Фото: ИТАР-ТАСС

Источник: Lента.ru

22 сентября представителям Межгосударственного авиационного комитета (МАК) удалось побеседовать с инженером по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александром Сизовым - единственным выжившим в авиакатастрофе самолета Як-42 7 сентября, в которой погибли хоккеисты ярославского "Локомотива". Показания Сизова подтверждают версию о том, что к гибели 44 человек привели непрофессиональные действия экипажа.

Единственный выживший

О том, что Александр Сизов, получивший в результате крушения Як-42 множественные ожоги, перенес операцию и пришел в себя, агентства сообщили во вторник, 20 сентября. Тогда же стало известно, что врачи оценивают состояние летчика как средне тяжелое, однако угрозы для его жизни нет. По оценкам специалистов, через две недели Сизов сможет покинуть ожоговый центр института Склифосовского и в перспективе вернуться к нормальной жизни.

Представителей Следственного комитета к радиоинженеру пока не пускают. Тем не менее, побеседовать с Александром Сизовым удалось представителю МАК. При условии, что за две недели, прошедшие с момента катастрофы, следствие так и не смогло объяснить, что привело к трагедии, многие сторонние наблюдатели возлагали на показания Сизова, единственного выжившего в крушении Як-42, большие надежды.

Первая беседа Сизова с представителем МАК (лечащие врачи при разговоре не присутствовали) продлилась около часа. Судя по краткому сообщению на сайте комитета (запись за 22-е число, последняя на странице катастрофы Як-42 в разделе "Расследования"), за это время Александр Сизов успел ответить всего на два вопроса: о работе оборудования самолета во время взлета и о том, как были размещены в самолете пассажиры и багаж.

Почему задавались именно эти вопросы, понятно. С их помощью МАК надеется исключить две версии катастрофы, и, если точнее, подтвердить основную версию о том, что причиной крушения Як-42 стали действия экипажа.
Официальные причины катастрофы под Ярославлем до сих пор не названы, однако, судя по информации, публиковавшейся МАК и появлявшейся в СМИ, следователи и эксперты склоняются к тому, что к гибели ярославского "Локомотива" привели ошибки в действиях пилотов. Со слов Сизова получается, что на момент взлета 7 сентября все системы самолета работали нормально, а пассажиры и груз были распределены равномерно: руководство и члены команды - соответственно в переднем и среднем салонах, багаж - в хвостовой части самолета. Таким образом, показания инженера позволяют исключить версии о неисправности оборудования и о том, что Як-42 не смог взлететь из-за смещенной центровки вследствие неравномерного расположения пассажиров и груза.

Неведомая сила

Экспертам МАК по итогам двухнедельного изучения места катастрофы, а также первичной обработки данных с "черных ящиков" и записей переговоров в кабине Як-42, удалось установить следующее. Перед взлетом 7 сентября техническое состояние самолета было удовлетворительным, погодные условия - благоприятными, в баки было залито качественное топливо, все системы управления работали в штатном режиме. Экипаж принял решение взлетать на номинальном режиме (полная нефорсированная тяга), после достижения скорости в 185 километров в час двигатели были переведены на взлетный режим, однако дальше скорость набиралась очень медленно.

Эксперты МАК пришли к выводу, что разогнаться самолету помешала некая "дополнительная сила торможения". Машина разогналась до 230 километров в час и не смогла оторваться от земли в пределах трехкилометровой полосы. Проехав 400 метров по гравию, самолет поднялся в воздух на высоту 5-6 метров, накренился, столкнулся с антенной курсового маяка, загорелся и упал.

Очевидно, главный вопрос, который сейчас ставят перед собой следователи МАК, - что же за "дополнительная сила торможения" не дала самолету взлететь. Иными словами, какая именно ошибка пилотов стоила жизни 44 из 45 пассажиров и членов экипажа, находившимся на борту Як-42.

Вариантов предлагается великое множество - расследование длится уже третью неделю, и все это время СМИ, приводя мнения сторонних экспертов, чуть ли не ежедневно обмениваются взаимоисключающими версиями. Ситуация усугубляется тем, что официальной информации в желаемом объеме и в желаемые сроки не поступает, следовательно, все обсуждаемые в СМИ варианты - не более, чем предположения.

На основании мнений экспертов, а также изучения просочившейся в прессу стенограммы переговоров в кабине (официально ее подлинность, разумеется, не подтверждена) СМИ называли пять ошибок, которые могли допустить пилоты Як-42.

Догадки об ошибках

Первая - экипаж вырулил на взлет с неотключенным стояночным тормозом. Эту версию в МАК опровергли почти сразу же, заявив, что на взлетной полосе не обнаружено следов торможения, которые остались бы, если бы самолет попытался разогнаться с включенным "ручником". Потом, правда, дотошные журналисты следы торможения разыскали. 19 сентября, спустя 12 дней после катастрофы, следы обнаружили и специалисты МАК. Однако в Минтрансе версию о стояночном тормозе все равно опровергли, заявили, что в этом случае следы были бы другими.

Это тут же привело к появлению новой версии: за несколько сотен метров до конца ВПП второй пилот Игорь Жевелов (предполагается, что именно он управлял самолетом - командир борта Андрей Соломенцев якобы передал ему штурвал из-за плохого самочувствия или по другим причинам) резко нажал на тормоз. Очевидно, сделано это было потому, что самолет слишком медленно набирал скорость, а пилоты не смогли определиться, следует им продолжать разбег или, наоборот, попытаться затормозить.

Третья и четвертая ошибки. Перед взлетом пилоты неправильно выставили стабилизаторы или не отжали стопор руля высоты. И то, и другое могло помешать самолету нормально набрать высоту. То, что стабилизатор упоминается в разговоре между членами экипажа, считают авторы этой версии, может свидетельствовать в пользу того, что проблема была именно в нем.

Наконец, пятая возможная ошибка: пилот попытался оторвать самолет от земли при недостаточной тяге двигателей. Выдвинувший эту версию эксперт "Комсомольской правды" заявил, что такую ошибку часто допускают неопытные пилоты, добавив, что у командира Як-42 было всего 1500 часов налета, а у второго пилота - 400. Однако впоследствии СМИ со ссылкой на "Росавиацию" писали, что эти цифры учитывают лишь часы, проведенные членами экипажа за штурвалом самолетов Як-42. В общей сложности Соломенцев налетал 6900 часов, а Жевелов - 13 тысяч часов.

Вообще, единственное, что объединяет все приведенные выше версии - пилотам Як-42 приписываются ошибки, совершить которые могли только очень непрофессиональные летчики. Поверить в то, что ни один из членов экипажа мог не обратить внимание на неотключенный стояночный тормоз, трудно. Честно говоря, если допустить такую возможность, то выводы о положении дел в нашей гражданской авиации можно сделать только самые неутешительные. К сожалению, оснований полагать, что официальное заключение МАК окажется более жизнеутверждающим, нет.

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

19 Мая 2016 г.

Криминальная история Бурятии: наследники хунхузов

В свет вышла книга очерков известного бурятского журналиста Александра Махачкеева «Криминальная история Бурятии» — со времен древних хунну до сегодняшних дней.

14 Апреля 2016 г.

Замять и забыть: как не искали Колина Мэдсена

Ранним утром в субботу, 26 марта, Колин Мэдсен приехал в курортный городок Аршан, расположенный в республике Бурятия, в сопровождении трех друзей – двух иркутян и одного американца. Ребята планировали сходить на «Пик любви» - маршрут протяженностью 3,5 километра. В ночь перед прогулкой Колин пропал, а потом его нашли мертвым в 1,5 километрах от окраины поселка.

13 Февраля 2016 г.

Почему детдомовцы в Забайкалье живут по понятиям и не боятся тюрьмы

В президентском Совете по правам человека озабочены ситуацией в Забайкальском крае. В последнее время в регионе участились преступления в отношении воспитанников детдомов, причем совершают их такие же детдомовцы — как нынешние, так и бывшие. В молодежной среде набирает популярность Арестантское уркаганское единство (АУЕ), предлагающее жизнь по воровским понятиям. Регулярные сборы денег в общак распространились с детдомов на обычные школы. Большая часть собранных средств отправляется в колонии, где отбывают срок местные преступные авторитеты.

10 Февраля 2016 г.

Американский Pfizer обвиняет российских фармацевтов в продаже подделок

Письма на бланках Следственного комитета получают российские аптеки – в обращениях говорится, что несколько биодобавок отечественного производства являются фальсификатом и торговля ими приравнивается к противоправной деятельности. Впрочем, по мнению специалистов, медицинские представители, по всей вероятности, имеют непосредственное отношение к американскому концерну Pfizer, а речь может идти о конкурентной борьбе, сообщает издание «Версия».  

22 Сентября 2015 г.

Лента новостей
26.02.2017

06:48 Происшествия

В Бурятии 12-летний подросток совершил серию краж

06:16 Город

«Сказочный Сагаалган» отметят в Улан-Удэ

06:05 Происшествия

В Бурятии задержан грузовик с марихуаной

05:51 Происшествия

В Улан-Удэ мужчина похитил 300 рублей и бутылку пива, угрожая канцелярским ножом

05:39 Происшествия

В Бурятии произошло смертельное ДТП

05:21 Город

МЧС предупреждает жителей Бурятии о сходе с крыш сосулек и снега

05:01 Город

Сегодня в Улан-Удэ усилят работу маршрута №37

04:50 Погода

Сегодня в Улан-Удэ +2, отмечается Прощеное воскресение

25.02.2017

09:48 Происшествия

В Бурятии в ДТП погиб пассажир

09:09 Происшествия

В Бурятии 31-летний мужчина изнасиловал школьницу

05:26 Спорт

Алиса Жамбалова выступит на чемпионате мира в Финляндии

04:56 Общество

Сангха России опубликовала астрологический прогноз на 2017 год

04:33 Происшествия

В Улан-Удэ водитель пострадал, врезавшись в электроопору

04:12 Культура

Сагаалган и Масленицу отметят в Этнографическом музее народов Забайкалья

04:00 Город

В Улан-Удэ сегодня будет усилена работа общественного транспорта

03:17 Погода

Сегодня в Улан-Удэ около 0, в этот день 74 года назад родился Джордж Харрисон

03:09 Город

Сегодня в буддийских центрах Улан-Удэ пройдут религиозные обряды очищения "Дугжууба"

24.02.2017

05:46 Происшествия

Бдительные жильцы дома в Улан-Удэ не дали украсть колеса автомобиля

05:32 Погода

В Улан-Удэ снег, днем около нуля, 62 года назад в этот день родился Стив Джобс

05:10 Происшествия

В Бурятии у 77-летней пенсионерки украли мясо

04:57 Происшествия

В Улан-Удэ сгорел дачный дом

03:54 Общество

В Бурятии сняли первый Инстаграмм-сериал о Байкале

03:45 Спорт

Спортсмены из Бурятии участвуют в чемпионате России о боевому самбо

23.02.2017

09:04 Происшествия

В горах Бурятии сохраняется опасность схода лавин

05:50 Общество

В Улан-Удэ в честь Дня защитников отечества устроят салют

03:47 Происшествия

В Улан-Удэ автомобиль сбил первоклассника

22.02.2017

11:23 Погода

В Бурятии 23 февраля небольшой снег, местами потеплеет до нуля градусов

11:07 Экономика, бизнес

В Бурятии сообщили о предбанкротном состоянии курортов «Горячинск» и «Аршан»

10:47 Экономика, бизнес

85% дорог в Улан-Удэ к 2025 году обещают привести в порядок

10:27 Экономика, бизнес

Авиакомпания «Ангара» начала выполнять рейсы на север Бурятии

Система Orphus