Новый год

В новогодние каникулы поездами воспользовались пять миллионов человек

Погода

По Бурятии в ночь на Крещение ожидается до 45 градусов мороза

Отопительный сезон

С 19 января ТГК-14 отключит от тепла объекты Минобороны в Бурятии и Забайкальском крае

Будь бдителен

В Бурятии около 600 полицейских будут работать в Крещенскую ночь

Новости Азии

На границе с Монголией обнаружили сгоревший труп в багажнике автомобиля

Новости на бурятском языке

Буряад орондо залуу олзо эрхилэгшэд Наговицындэ өөрын түсэлнүүдые харуулаа

Парламентское обозрение

В Народном Хурале обсудили поддержку малых инновационных предприятий

Общество | Главное

Система работает ненормально

Общество 26 Сентября 2011 г., 07:09

Фото: ИТАР-ТАСС

Источник: Lента.ru

22 сентября представителям Межгосударственного авиационного комитета (МАК) удалось побеседовать с инженером по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александром Сизовым - единственным выжившим в авиакатастрофе самолета Як-42 7 сентября, в которой погибли хоккеисты ярославского "Локомотива". Показания Сизова подтверждают версию о том, что к гибели 44 человек привели непрофессиональные действия экипажа.

Единственный выживший

О том, что Александр Сизов, получивший в результате крушения Як-42 множественные ожоги, перенес операцию и пришел в себя, агентства сообщили во вторник, 20 сентября. Тогда же стало известно, что врачи оценивают состояние летчика как средне тяжелое, однако угрозы для его жизни нет. По оценкам специалистов, через две недели Сизов сможет покинуть ожоговый центр института Склифосовского и в перспективе вернуться к нормальной жизни.

Представителей Следственного комитета к радиоинженеру пока не пускают. Тем не менее, побеседовать с Александром Сизовым удалось представителю МАК. При условии, что за две недели, прошедшие с момента катастрофы, следствие так и не смогло объяснить, что привело к трагедии, многие сторонние наблюдатели возлагали на показания Сизова, единственного выжившего в крушении Як-42, большие надежды.

Первая беседа Сизова с представителем МАК (лечащие врачи при разговоре не присутствовали) продлилась около часа. Судя по краткому сообщению на сайте комитета (запись за 22-е число, последняя на странице катастрофы Як-42 в разделе "Расследования"), за это время Александр Сизов успел ответить всего на два вопроса: о работе оборудования самолета во время взлета и о том, как были размещены в самолете пассажиры и багаж.

Почему задавались именно эти вопросы, понятно. С их помощью МАК надеется исключить две версии катастрофы, и, если точнее, подтвердить основную версию о том, что причиной крушения Як-42 стали действия экипажа.
Официальные причины катастрофы под Ярославлем до сих пор не названы, однако, судя по информации, публиковавшейся МАК и появлявшейся в СМИ, следователи и эксперты склоняются к тому, что к гибели ярославского "Локомотива" привели ошибки в действиях пилотов. Со слов Сизова получается, что на момент взлета 7 сентября все системы самолета работали нормально, а пассажиры и груз были распределены равномерно: руководство и члены команды - соответственно в переднем и среднем салонах, багаж - в хвостовой части самолета. Таким образом, показания инженера позволяют исключить версии о неисправности оборудования и о том, что Як-42 не смог взлететь из-за смещенной центровки вследствие неравномерного расположения пассажиров и груза.

Неведомая сила

Экспертам МАК по итогам двухнедельного изучения места катастрофы, а также первичной обработки данных с "черных ящиков" и записей переговоров в кабине Як-42, удалось установить следующее. Перед взлетом 7 сентября техническое состояние самолета было удовлетворительным, погодные условия - благоприятными, в баки было залито качественное топливо, все системы управления работали в штатном режиме. Экипаж принял решение взлетать на номинальном режиме (полная нефорсированная тяга), после достижения скорости в 185 километров в час двигатели были переведены на взлетный режим, однако дальше скорость набиралась очень медленно.

Эксперты МАК пришли к выводу, что разогнаться самолету помешала некая "дополнительная сила торможения". Машина разогналась до 230 километров в час и не смогла оторваться от земли в пределах трехкилометровой полосы. Проехав 400 метров по гравию, самолет поднялся в воздух на высоту 5-6 метров, накренился, столкнулся с антенной курсового маяка, загорелся и упал.

Очевидно, главный вопрос, который сейчас ставят перед собой следователи МАК, - что же за "дополнительная сила торможения" не дала самолету взлететь. Иными словами, какая именно ошибка пилотов стоила жизни 44 из 45 пассажиров и членов экипажа, находившимся на борту Як-42.

Вариантов предлагается великое множество - расследование длится уже третью неделю, и все это время СМИ, приводя мнения сторонних экспертов, чуть ли не ежедневно обмениваются взаимоисключающими версиями. Ситуация усугубляется тем, что официальной информации в желаемом объеме и в желаемые сроки не поступает, следовательно, все обсуждаемые в СМИ варианты - не более, чем предположения.

На основании мнений экспертов, а также изучения просочившейся в прессу стенограммы переговоров в кабине (официально ее подлинность, разумеется, не подтверждена) СМИ называли пять ошибок, которые могли допустить пилоты Як-42.

Догадки об ошибках

Первая - экипаж вырулил на взлет с неотключенным стояночным тормозом. Эту версию в МАК опровергли почти сразу же, заявив, что на взлетной полосе не обнаружено следов торможения, которые остались бы, если бы самолет попытался разогнаться с включенным "ручником". Потом, правда, дотошные журналисты следы торможения разыскали. 19 сентября, спустя 12 дней после катастрофы, следы обнаружили и специалисты МАК. Однако в Минтрансе версию о стояночном тормозе все равно опровергли, заявили, что в этом случае следы были бы другими.

Это тут же привело к появлению новой версии: за несколько сотен метров до конца ВПП второй пилот Игорь Жевелов (предполагается, что именно он управлял самолетом - командир борта Андрей Соломенцев якобы передал ему штурвал из-за плохого самочувствия или по другим причинам) резко нажал на тормоз. Очевидно, сделано это было потому, что самолет слишком медленно набирал скорость, а пилоты не смогли определиться, следует им продолжать разбег или, наоборот, попытаться затормозить.

Третья и четвертая ошибки. Перед взлетом пилоты неправильно выставили стабилизаторы или не отжали стопор руля высоты. И то, и другое могло помешать самолету нормально набрать высоту. То, что стабилизатор упоминается в разговоре между членами экипажа, считают авторы этой версии, может свидетельствовать в пользу того, что проблема была именно в нем.

Наконец, пятая возможная ошибка: пилот попытался оторвать самолет от земли при недостаточной тяге двигателей. Выдвинувший эту версию эксперт "Комсомольской правды" заявил, что такую ошибку часто допускают неопытные пилоты, добавив, что у командира Як-42 было всего 1500 часов налета, а у второго пилота - 400. Однако впоследствии СМИ со ссылкой на "Росавиацию" писали, что эти цифры учитывают лишь часы, проведенные членами экипажа за штурвалом самолетов Як-42. В общей сложности Соломенцев налетал 6900 часов, а Жевелов - 13 тысяч часов.

Вообще, единственное, что объединяет все приведенные выше версии - пилотам Як-42 приписываются ошибки, совершить которые могли только очень непрофессиональные летчики. Поверить в то, что ни один из членов экипажа мог не обратить внимание на неотключенный стояночный тормоз, трудно. Честно говоря, если допустить такую возможность, то выводы о положении дел в нашей гражданской авиации можно сделать только самые неутешительные. К сожалению, оснований полагать, что официальное заключение МАК окажется более жизнеутверждающим, нет.

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

19 Мая 2016 г.

Криминальная история Бурятии: наследники хунхузов

В свет вышла книга очерков известного бурятского журналиста Александра Махачкеева «Криминальная история Бурятии» — со времен древних хунну до сегодняшних дней.

14 Апреля 2016 г.

Замять и забыть: как не искали Колина Мэдсена

Ранним утром в субботу, 26 марта, Колин Мэдсен приехал в курортный городок Аршан, расположенный в республике Бурятия, в сопровождении трех друзей – двух иркутян и одного американца. Ребята планировали сходить на «Пик любви» - маршрут протяженностью 3,5 километра. В ночь перед прогулкой Колин пропал, а потом его нашли мертвым в 1,5 километрах от окраины поселка.

13 Февраля 2016 г.

Почему детдомовцы в Забайкалье живут по понятиям и не боятся тюрьмы

В президентском Совете по правам человека озабочены ситуацией в Забайкальском крае. В последнее время в регионе участились преступления в отношении воспитанников детдомов, причем совершают их такие же детдомовцы — как нынешние, так и бывшие. В молодежной среде набирает популярность Арестантское уркаганское единство (АУЕ), предлагающее жизнь по воровским понятиям. Регулярные сборы денег в общак распространились с детдомов на обычные школы. Большая часть собранных средств отправляется в колонии, где отбывают срок местные преступные авторитеты.

10 Февраля 2016 г.

Американский Pfizer обвиняет российских фармацевтов в продаже подделок

Письма на бланках Следственного комитета получают российские аптеки – в обращениях говорится, что несколько биодобавок отечественного производства являются фальсификатом и торговля ими приравнивается к противоправной деятельности. Впрочем, по мнению специалистов, медицинские представители, по всей вероятности, имеют непосредственное отношение к американскому концерну Pfizer, а речь может идти о конкурентной борьбе, сообщает издание «Версия».  

22 Сентября 2015 г.

Лента новостей
18.01.2017

12:45 Общество

В Бурятии с 17 одинокими пенсионерами заключили договоры пожизненной ренты

12:21 Общество

Жительница Бурятии, пострадавшая в ДТП, получила 115 тысяч рублей компенсации

12:11 Политика

Арнольд Тулохонов: Я не Барак Обама

11:56 Актуально

ВСГУТУ ждут выборы ректора, подробности

11:51 Политика и власть

На прощание Арнольд Тулохонов пригласил весь Совет Федерации на Байкал

11:44 Культура

Ехор на арене Большого московского цирка может стать рекордным по количеству участников

11:35 Политика и власть

Валентина Матвиенко предложила Тулохонову стать членом экспертного совета Совета Федерации

11:21 Политика и власть

Арнольд Тулохонов: не Барак Обама, прощальные слова говорить не буду

11:07 Политика и власть

В Народном Хурале обсудили поддержку малых инновационных предприятий

10:57 Город

Водолазы проверили крещенские купели в Улан-Удэ

10:56 Политика и власть

Сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов покинул пост

10:22 Город

ФОТО ДНЯ: в Улан-Удэ скользкий перекресток застелили газеткой

10:22 Общество

Бурят-монгольский зурхай на неделю, с 18 по 24 января

10:00 Общество

РПЦ составила список профессий, несовместимых со священослужением: под запертом врачи, артисты, спортсмены

09:44 Политика и власть

Бывший директор Улан-Удээнерго стал высокопоставленным чиновником мэрии

09:36 Общество

Жителям Бурятии налоговые уведомления на основе кадастровой стоимости недвижимости поступят в 2019 году

09:23 Политика и власть

Вячеслав Наговицын: нужно переходить на адресную поддержку малообеспеченных людей

09:17 Политика и власть

Вячеслав Наговицын провел первое заседание рабочей группы по рассмотрению основных экономических индикаторов роста

09:07 Общество

В Бурятии около 600 полицейских будут работать в Крещенскую ночь

09:00 Общество

На ВСЖД обнаружили более 200 нарушителей правил безопасности

08:48 Погода

По Бурятии в ночь на Крещение ожидается до 45 градусов мороза

08:38 Общество

Жители Сибири после новогодних праздников решили заняться спортом

08:16 Образование

ВСГУТУ в Улан-Удэ весной ожидают выборы ректора

07:25 Общество

В Крещение сотрудники республиканской Госавтоинспекции Бурятии будут работать в усиленном режиме

07:00 Образование

Управление ФСБ приглашает выпускников школ на учебу в пограничные институты

06:45 Образование

Сотрудники технологического университета Бурятии опасаются массовых сокращений

06:31 Экономика, бизнес

Глава Бурятии и гендиректор МРСК Сибири подпишут соглашение

06:24 Политика и власть

Вячеслав Наговицын, вслед за Николаем Будуевым занялся фосфатными стиральными порошками

05:55 Экономика, бизнес

С 19 января ТГК-14 отключит от тепла объекты Минобороны в Бурятии и Забайкальском крае

05:50 Образование

В олимпиаде по физике приняло участие 45 школьников Бурятии

Система Orphus