Политическая Бурятия: районы готовятся к масштабному съезду депутатов

Нужны единые нормативы отчислений НДФЛ, считают депутаты Еравнинского района Бурятии

Погода

В Улан-Удэ воздух прогреется до +8, отмечается День повара

Выборы в Бурятии

В России началась подготовка к выборам президента страны

Сельское хозяйство Бурятии

28 миллиардов рублей составят доходы АПК Бурятии в 2017 году

Лесные пожары

В Бурятии подвели предварительные итоги пожароопасного сезона

Будь бдителен

Первый канал рассказал историю девушек-убийц из Бурятии

Новости Азии

Моноспектакль режиссера из Улан-Удэ в Монголии чуть не сорвался из-за снежной бури

Парламентское обозрение

Школа плавания пожаловалась на руководство ФСК Народному Хуралу Бурятии

Общество | Главное

В ярославской катастрофе наметился пилотский фактор

Общество 09 Сентября 2011 г., 12:09

Фото: с сайта kommersant.ru

Источник: Коммерсант

На месте катастрофы Як-42Д возле ярославского аэропорта Туношна были обнаружены параметрический и речевой самописцы разбившегося лайнера. Полученная с этих приборов информация поможет специалистам достоверно установить причину катастрофы, в которой погибли 43 человека. По предварительным данным, набрать высоту при взлете машине могли помешать помпаж двигателей или неправильно установленный стабилизатор. Обе эти проблемы, хотя и относятся к категории технических, возникают обычно из-за ошибок или невнимательности пилотов.

Опасный помпаж

Речевой самописец Як-42Д, зафиксировавший переговоры экипажа с диспетчером и между собой, а также прибор—регистратор параметров полета были обнаружены в хвостовой части разбившейся машины, оторвавшейся при аварии и улетевшей в устье впадающей в Волгу реки Туношна. Оба "черных ящика" водолазы извлекли вчера днем на поверхность и передали их экспертам Межгосударственного авиационного комитета, занятым в техническом расследовании катастрофы.

Из двух приборов специалистам, по их собственному признанию, больше интересен параметрический самописец, поскольку речевой, скорее всего, окажется пустым. Согласно летным инструкциям, в период времени от начала разбега самолета до набора им 200-метровой высоты переговоры с диспетчером не ведутся, а именно в начале взлета и произошла катастрофа. Бортовой регистратор, в свою очередь, покажет экспертам такие важные для расследования параметры, как скорость машины на взлете, режимы работы ее двигателей, положение рулей, и, что самое главное, восстановит все манипуляции с органами управления, совершенные пилотами перед катастрофой.

Согласно одному из предположений, лайнеру не хватило мощности двигателей для набора высоты из-за возникшего в его силовых установках помпажа — аварийного режима работы турбины, при котором засасываемый ее компрессором наружный воздух начинает завихряться и выталкиваться обратно. Поскольку подача топлива электронасосом в условиях недостатка воздуха продолжается, обогащенная смесь горит, выстреливая через воздухозаборники языки пламени: это явление свидетели с земли обычно принимают за "взрывы в воздухе".

При возникновении помпажа резко падает тяга двигателей, но, самое главное — возникает угроза пожара, поэтому для предотвращения возгорания пилот вынужден убирать режим работы проблемной турбины или вовсе останавливать ее. На эшелоне экипаж может без особых последствий манипулировать режимом двигателей, однако в условиях недостатка высоты и скорости при взлете резкая потеря тяги чревата сваливанием самолета. Эксперты утверждают, что именно это и произошло с Як-42Д — машина, едва оторвавшись от земли, завалилась влево и пошла вниз.

Причиной помпажа, как говорят специалисты, могут быть попавшие в воздухозаборник птицы, оторвавшиеся лопатки компрессора. Спровоцировать это явление может и слишком сильно задранный нос машины — при этом встречный поток воздуха попадает в турбину не прямо, а под углом. Для двигателей Д-36 Як-42Д проблема тангажа, по мнению опытных летчиков, актуальна и просто из-за особенностей их конструкции. Воздушный поток в Д-36 может сорваться даже при резком наборе оборотов, поэтому, например, выводить их на максимальный режим полагается не на земле, а постепенно в процессе взлета.

Установленные на Як-42Д двигатели Д-36 сконструированы на госпредприятии "Ивченко-Прогресс" и построены заводом "Мотор Сич" в Запорожье. Как сообщил "Ъ" заместитель главного конструктора ГП по эксплуатации Валерий Шлеенков, за все время эксплуатации Як-42Д не произошло ни одной катастрофы, связанной с отказами двигателей Д-36. "И сам самолет тоже надежный,— отметил господин Шлеенков.— Он свободно взлетает на двух двигателях, а лететь и садиться может даже на одном".

Нестабильный стабилизатор

Другой возможной причиной катастрофы эксперты называют неправильно установленный стабилизатор Як-42Д — подвижный горизонтальный руль в хвостовой части, с помощью которого можно поднимать или опускать нос машины. При взлете Як-42Д стабилизатор должен быть поднят вверх на угол 8,5 градуса, чтобы помочь машине оторвать переднюю стойку шасси от земли. Если он стоит, например, горизонтально, как требуется в полете на эшелоне, подняться в воздух и набрать высоту лайнеру будет довольно сложно.

О неправильном положении стабилизатора при взлете экипажу Як-42Д сигнализирует специальная желтая лампа на панели приборов, однако в солнечную погоду, как говорят пилоты, ее можно и не заметить. Даже в случае запоздалого обнаружения ошибки быстро исправить ее, по мнению летчиков, не удастся. Дело в том, что вращение стабилизатора происходит не мгновенно, а ступенчато — руль фиксируется во всех промежуточных положениях, поэтому на его передвижку на 8 градусов может уйти до 15 секунд.

О том, как ведет себя на взлете самолет с неправильно установленным стабилизатором, довольно красноречиво разъяснено в информационном письме Росавиации, распространенном 25 октября прошлого года по результатам расследования инцидента с Як-42Д ОАО "Ижавиа", происшедшего в аэропорту Челябинска. Этот лайнер пошел на взлет с неисправным переключателем управления стабилизатором, и командир, пытаясь опустить нос самолета, стал, наоборот, поднимать его. В результате этих манипуляций, говорится в сообщении, "самолет вышел на закритические углы атаки, тангаж увеличился до 40 градусов, скорость упала до 86 км/ч, а крен достиг 84 градусов". Машину и находившихся в ней людей тогда удалось спасти только благодаря профессионализму летчиков — обнаружив неисправность, они перешли на резервное управление стабилизатором.

Следует отметить, что, если одна из этих причин будет официально подтверждена технической комиссией, СКР, уже возбудивший уголовное дело о "нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта" (ст. 263 УК РФ), наверняка поставит вопрос о виновности в катастрофе погибших летчиков. Дело в том, что, согласно летным правилам, в случае возникновения любых проблем технического характера при взлете пилоты обязаны прекратить разгон и начать экстренное торможение. Экипаж Як-42Д, как было установлено, прошел точку "рубеж" на полосе, набрав скорость 215 км/ч, после которой торможение уже невозможно, и продолжил разбег, несмотря на то что передние колеса машины от бетонки не оторвались.

Возможно, летчики понадеялись на собственный опыт, отличную погоду, возможности Як-42Д, который справедливо считается одним из самых "тяговооруженных" (по соотношению мощности двигателей к собственному весу) пассажирских самолетов в мире, и трехкилометровую полосу ярославского аэропорта Туношна. Для нормального взлета Як-42Д, по мнению летчиков, достаточно было бы и половины ее длины.

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

19 Мая 2016 г.

Криминальная история Бурятии: наследники хунхузов

В свет вышла книга очерков известного бурятского журналиста Александра Махачкеева «Криминальная история Бурятии» — со времен древних хунну до сегодняшних дней.

14 Апреля 2016 г.

Замять и забыть: как не искали Колина Мэдсена

Ранним утром в субботу, 26 марта, Колин Мэдсен приехал в курортный городок Аршан, расположенный в республике Бурятия, в сопровождении трех друзей – двух иркутян и одного американца. Ребята планировали сходить на «Пик любви» - маршрут протяженностью 3,5 километра. В ночь перед прогулкой Колин пропал, а потом его нашли мертвым в 1,5 километрах от окраины поселка.

13 Февраля 2016 г.

Почему детдомовцы в Забайкалье живут по понятиям и не боятся тюрьмы

В президентском Совете по правам человека озабочены ситуацией в Забайкальском крае. В последнее время в регионе участились преступления в отношении воспитанников детдомов, причем совершают их такие же детдомовцы — как нынешние, так и бывшие. В молодежной среде набирает популярность Арестантское уркаганское единство (АУЕ), предлагающее жизнь по воровским понятиям. Регулярные сборы денег в общак распространились с детдомов на обычные школы. Большая часть собранных средств отправляется в колонии, где отбывают срок местные преступные авторитеты.

10 Февраля 2016 г.

Американский Pfizer обвиняет российских фармацевтов в продаже подделок

Письма на бланках Следственного комитета получают российские аптеки – в обращениях говорится, что несколько биодобавок отечественного производства являются фальсификатом и торговля ими приравнивается к противоправной деятельности. Впрочем, по мнению специалистов, медицинские представители, по всей вероятности, имеют непосредственное отношение к американскому концерну Pfizer, а речь может идти о конкурентной борьбе, сообщает издание «Версия».  

22 Сентября 2015 г.

Лента новостей
20.10.2017

10:03 Происшествия

Житель Бурятии из ломбарда пылесос, чтобы подарить жене

09:53 Общество

Первый канал рассказал историю девушек-убийц из Бурятии

09:18 Общество

Уполномоченный по правам человека откроет в Улан-Удэ три площадки по оказанию правовой помощи

09:12 Культура

В Бурятии театр «Ульгэр» получит миллион рублей на технику, гастроли и мастер-классы

09:01 Экономика, бизнес

28 миллиардов рублей составят доходы АПК Бурятии в 2017 году

08:51 Экономика, бизнес

В Улан-Удэ наградили лучшие сельхозорганизации

08:47 Общество

Загруженность, депрессия и хроническая усталость: В Улан-Удэ выяснили, что мешает работать горожанам

08:36 Происшествия

Жителя Бурятии с килограммом марихуаны поймали ночью в поле

08:20 Культура

В Улан-Удэ презентовали книгу «Мифы и легенды бурятского народа»

07:37 Общество

В Бурятии пропавшую влюбленную пару нашли в подъезде

07:33 Происшествия

Сотрудник полиции погиб в ДТП в Прибайкальском районе Бурятии

07:22 Город

Горсовет Улан-Удэ выделил деньги на подвоз школьников из отдаленных районов

07:06 Экономика, бизнес

В Улан-Удэ клиентов Сбербанка проконсультируют специалисты центра занятости населения

07:00 Происшествия

В Бурятии столкнулись два «Форда», один из водителей погиб

06:56 Политика и власть

Алексей Цыденов назначил министра образования Бурятии

06:40 Город

В Улан-Удэ временно перекроют ул. Трубачеева

06:37 Происшествия

В Бурятии пенсионера ограбил нанятый им же работник

06:30 Общество

Свыше 20 дизайнеров подали заявки на участие в неделе моды Baikal Fashion Week 2017

06:25 Здравоохранение

Нейрохирурги Бурятии провели уникальную операцию мужчине с тяжелой патологией головного мозга

06:11 Общество

У лидера ЛДПР в Бурятии Сергея Дороша родился сын

05:49 Спорт

Школа плавания пожаловалась на руководство ФСК Народному Хуралу Бурятии

05:45 Происшествия

В Улан-Удэ в дорожной аварии чуть не пострадал трёхмесячный ребенок

05:40 Здравоохранение

В Бурятии почти 25 тысяч человек получили льготные лекарства

05:31 Политика и власть

Свыше 10 человек подали документы на должность министра туризма Бурятии

05:25 Экономика, бизнес

Президент Сбербанка Герман Греф назвал передовые технологии будущего

05:22 Город

В Улан-Удэ снова выберут лучшего водителя автобуса

05:05 Происшествия

Два жителя Бурятии на машине упали с обрыва в реку, продолжаются поиски одного из утонувших

05:01 Общество

Жителя Улан-Удэ ложно обвинили в избиении

04:49 Здравоохранение

701 житель Бурятии нуждается в дорогостоящих лекарствах

04:40 Город

Мэрия Улан-Удэ берет кредит еще на 300 миллионов рублей

Система Orphus