Молодые ученые - научный потенциал Бурятии

В Народном Хурале прорабатывают механизмы внедрения научных разработок бурятских ученых в массовое применение

Погода

В Бурятии ночью до 41 градуса мороза

Выборы в Бурятии

Праймериз на главу Бурятии единороссы проведут по закрытой модели

Будь бдителен

Житель Бурятии зарезал знакомого за разбитое окно

Новости Азии

За неделю в Монголию и Китай из Бурятии вывозили муку, крупы, комбикорма и приправы

Новости на бурятском языке

Буряад орондо залуу олзо эрхилэгшэд Наговицындэ өөрын түсэлнүүдые харуулаа

Парламентское обозрение

В Бурятии на рубль господдержки привлекли почти 25 рублей инвестиций

Общество | Главное

В ярославской катастрофе наметился пилотский фактор

Общество 09 Сентября 2011 г., 12:09

Фото: с сайта kommersant.ru

Источник: Коммерсант

На месте катастрофы Як-42Д возле ярославского аэропорта Туношна были обнаружены параметрический и речевой самописцы разбившегося лайнера. Полученная с этих приборов информация поможет специалистам достоверно установить причину катастрофы, в которой погибли 43 человека. По предварительным данным, набрать высоту при взлете машине могли помешать помпаж двигателей или неправильно установленный стабилизатор. Обе эти проблемы, хотя и относятся к категории технических, возникают обычно из-за ошибок или невнимательности пилотов.

Опасный помпаж

Речевой самописец Як-42Д, зафиксировавший переговоры экипажа с диспетчером и между собой, а также прибор—регистратор параметров полета были обнаружены в хвостовой части разбившейся машины, оторвавшейся при аварии и улетевшей в устье впадающей в Волгу реки Туношна. Оба "черных ящика" водолазы извлекли вчера днем на поверхность и передали их экспертам Межгосударственного авиационного комитета, занятым в техническом расследовании катастрофы.

Из двух приборов специалистам, по их собственному признанию, больше интересен параметрический самописец, поскольку речевой, скорее всего, окажется пустым. Согласно летным инструкциям, в период времени от начала разбега самолета до набора им 200-метровой высоты переговоры с диспетчером не ведутся, а именно в начале взлета и произошла катастрофа. Бортовой регистратор, в свою очередь, покажет экспертам такие важные для расследования параметры, как скорость машины на взлете, режимы работы ее двигателей, положение рулей, и, что самое главное, восстановит все манипуляции с органами управления, совершенные пилотами перед катастрофой.

Согласно одному из предположений, лайнеру не хватило мощности двигателей для набора высоты из-за возникшего в его силовых установках помпажа — аварийного режима работы турбины, при котором засасываемый ее компрессором наружный воздух начинает завихряться и выталкиваться обратно. Поскольку подача топлива электронасосом в условиях недостатка воздуха продолжается, обогащенная смесь горит, выстреливая через воздухозаборники языки пламени: это явление свидетели с земли обычно принимают за "взрывы в воздухе".

При возникновении помпажа резко падает тяга двигателей, но, самое главное — возникает угроза пожара, поэтому для предотвращения возгорания пилот вынужден убирать режим работы проблемной турбины или вовсе останавливать ее. На эшелоне экипаж может без особых последствий манипулировать режимом двигателей, однако в условиях недостатка высоты и скорости при взлете резкая потеря тяги чревата сваливанием самолета. Эксперты утверждают, что именно это и произошло с Як-42Д — машина, едва оторвавшись от земли, завалилась влево и пошла вниз.

Причиной помпажа, как говорят специалисты, могут быть попавшие в воздухозаборник птицы, оторвавшиеся лопатки компрессора. Спровоцировать это явление может и слишком сильно задранный нос машины — при этом встречный поток воздуха попадает в турбину не прямо, а под углом. Для двигателей Д-36 Як-42Д проблема тангажа, по мнению опытных летчиков, актуальна и просто из-за особенностей их конструкции. Воздушный поток в Д-36 может сорваться даже при резком наборе оборотов, поэтому, например, выводить их на максимальный режим полагается не на земле, а постепенно в процессе взлета.

Установленные на Як-42Д двигатели Д-36 сконструированы на госпредприятии "Ивченко-Прогресс" и построены заводом "Мотор Сич" в Запорожье. Как сообщил "Ъ" заместитель главного конструктора ГП по эксплуатации Валерий Шлеенков, за все время эксплуатации Як-42Д не произошло ни одной катастрофы, связанной с отказами двигателей Д-36. "И сам самолет тоже надежный,— отметил господин Шлеенков.— Он свободно взлетает на двух двигателях, а лететь и садиться может даже на одном".

Нестабильный стабилизатор

Другой возможной причиной катастрофы эксперты называют неправильно установленный стабилизатор Як-42Д — подвижный горизонтальный руль в хвостовой части, с помощью которого можно поднимать или опускать нос машины. При взлете Як-42Д стабилизатор должен быть поднят вверх на угол 8,5 градуса, чтобы помочь машине оторвать переднюю стойку шасси от земли. Если он стоит, например, горизонтально, как требуется в полете на эшелоне, подняться в воздух и набрать высоту лайнеру будет довольно сложно.

О неправильном положении стабилизатора при взлете экипажу Як-42Д сигнализирует специальная желтая лампа на панели приборов, однако в солнечную погоду, как говорят пилоты, ее можно и не заметить. Даже в случае запоздалого обнаружения ошибки быстро исправить ее, по мнению летчиков, не удастся. Дело в том, что вращение стабилизатора происходит не мгновенно, а ступенчато — руль фиксируется во всех промежуточных положениях, поэтому на его передвижку на 8 градусов может уйти до 15 секунд.

О том, как ведет себя на взлете самолет с неправильно установленным стабилизатором, довольно красноречиво разъяснено в информационном письме Росавиации, распространенном 25 октября прошлого года по результатам расследования инцидента с Як-42Д ОАО "Ижавиа", происшедшего в аэропорту Челябинска. Этот лайнер пошел на взлет с неисправным переключателем управления стабилизатором, и командир, пытаясь опустить нос самолета, стал, наоборот, поднимать его. В результате этих манипуляций, говорится в сообщении, "самолет вышел на закритические углы атаки, тангаж увеличился до 40 градусов, скорость упала до 86 км/ч, а крен достиг 84 градусов". Машину и находившихся в ней людей тогда удалось спасти только благодаря профессионализму летчиков — обнаружив неисправность, они перешли на резервное управление стабилизатором.

Следует отметить, что, если одна из этих причин будет официально подтверждена технической комиссией, СКР, уже возбудивший уголовное дело о "нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта" (ст. 263 УК РФ), наверняка поставит вопрос о виновности в катастрофе погибших летчиков. Дело в том, что, согласно летным правилам, в случае возникновения любых проблем технического характера при взлете пилоты обязаны прекратить разгон и начать экстренное торможение. Экипаж Як-42Д, как было установлено, прошел точку "рубеж" на полосе, набрав скорость 215 км/ч, после которой торможение уже невозможно, и продолжил разбег, несмотря на то что передние колеса машины от бетонки не оторвались.

Возможно, летчики понадеялись на собственный опыт, отличную погоду, возможности Як-42Д, который справедливо считается одним из самых "тяговооруженных" (по соотношению мощности двигателей к собственному весу) пассажирских самолетов в мире, и трехкилометровую полосу ярославского аэропорта Туношна. Для нормального взлета Як-42Д, по мнению летчиков, достаточно было бы и половины ее длины.

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

19 Мая 2016 г.

Криминальная история Бурятии: наследники хунхузов

В свет вышла книга очерков известного бурятского журналиста Александра Махачкеева «Криминальная история Бурятии» — со времен древних хунну до сегодняшних дней.

14 Апреля 2016 г.

Замять и забыть: как не искали Колина Мэдсена

Ранним утром в субботу, 26 марта, Колин Мэдсен приехал в курортный городок Аршан, расположенный в республике Бурятия, в сопровождении трех друзей – двух иркутян и одного американца. Ребята планировали сходить на «Пик любви» - маршрут протяженностью 3,5 километра. В ночь перед прогулкой Колин пропал, а потом его нашли мертвым в 1,5 километрах от окраины поселка.

13 Февраля 2016 г.

Почему детдомовцы в Забайкалье живут по понятиям и не боятся тюрьмы

В президентском Совете по правам человека озабочены ситуацией в Забайкальском крае. В последнее время в регионе участились преступления в отношении воспитанников детдомов, причем совершают их такие же детдомовцы — как нынешние, так и бывшие. В молодежной среде набирает популярность Арестантское уркаганское единство (АУЕ), предлагающее жизнь по воровским понятиям. Регулярные сборы денег в общак распространились с детдомов на обычные школы. Большая часть собранных средств отправляется в колонии, где отбывают срок местные преступные авторитеты.

10 Февраля 2016 г.

Американский Pfizer обвиняет российских фармацевтов в продаже подделок

Письма на бланках Следственного комитета получают российские аптеки – в обращениях говорится, что несколько биодобавок отечественного производства являются фальсификатом и торговля ими приравнивается к противоправной деятельности. Впрочем, по мнению специалистов, медицинские представители, по всей вероятности, имеют непосредственное отношение к американскому концерну Pfizer, а речь может идти о конкурентной борьбе, сообщает издание «Версия».  

22 Сентября 2015 г.

Лента новостей
19.02.2017

05:22 Происшествия

Почти 150 бытовых пожаров произошло в Бурятии с начала года

05:00 Образование

В Бурятии 15,2 тысяч студентов учится по очной форме

04:49 Территории

На Байкале открылась еще одна ледовая дорога

04:44 Экономика, бизнес

Селенгинск получил статус ТОРа

04:36 Общество

Лудуб Очиров из Бурятии получил в Москве награду «Горячее сердце»

04:28 Город

Шесть домов в Улан-Удэ на 12,5 часов отключили от холодной воды

04:11 Происшествия

Спасатели Улан-Удэ спасли из пожара шесть человек

03:42 Происшествия

Житель Джидинского района Бурятии избил дядю кочергой

03:23 Происшествия

В Улан-Удэ водитель МАЗа сбил мужчину

17.02.2017

12:13

В Народном Хурале прорабатывают механизмы внедрения научных разработок бурятских ученых в массовое применение

11:47 Происшествия

Житель Бурятии зарезал знакомого за разбитое окно

11:43 Общество

Буроголовая гаичка-пухляк из Бурятии стала символом года птиц

11:29 Культура

В Москве в честь юбилея бурятского скульптора Даши Намдакова готовят выставку

11:17 Политика и власть

Владимир Путин встретился с экс-главой Бурятии Вячеславом Наговицыным

11:11 Экономика, бизнес

Дирекция спортивных сооружений победила в конкурсе «Лучшая услуга года» в Бурятии

11:06 Общество

Бурятия попала в середину блинного рейтинга России

10:53 Погода

В выходные в Бурятии ожидают сильный ветер и метели

10:26 Общество

В Бурятии с бывшего военного взыскали 300 тысяч за ущерб государству

10:24 Общество

ВСЖД продолжит укрепление берегов на юге Байкала

10:12 Общество

В Бурятии мужчина обокрал пенсионерку, в доме которой распивал спиртное

09:50 Экономика, бизнес

За неделю в Монголию и Китай из Бурятии вывозили муку, крупы, комбикорма и приправы

09:35 Общество

За неделю в автомобильном пункте пропуска «Кяхта» досмотрели 87 тонн экспортной продукции

09:20 Город

Точная дата запуска трамваев на кольцевой развязке Улан-Удэ пока неизвестна

09:12 Эко-Новости

Врио главы Бурятии недоволен подготовкой программы региона по сохранению Байкала

09:12 Общество

В Бурятии уничтожили 360 килограммов груш

08:49 Общество

Из Иркутска в Улан-Удэ пытались провезти мясо птицы без документов

08:37 Происшествия

На Алтай, где туристический вертолет упал в озеро, направили глубоководный аппарат

08:29 Общество

В Бурятии снова украли еду

08:21 Общество

Жителей Бурятии ожидает короткая рабочая неделя

08:14 Экономика, бизнес

По просьбе Монголии в Бурятии в начале Сагаалгана пункт пропуска «Монды-Ханх» работать не будет

Система Orphus