Погода

В Бурятии сегодня ночью до 35 мороза

Отопительный сезон

Рабочая группа МЧС Бурятии оценит ход отопительного сезона в Муйском районе

Последние новости по БайкалБанку

В Бурятии по факту банкротства БайкалБанка возбуждено уголовное дело, виновным грозит до шести лет

Будь бдителен

В Улан-Удэ мужчина украл дорогой телефон у собутыльницы

Новости Азии

Россия и Монголия согласовали сроки общественных слушаний по строительству ГЭС на Селенге

Новости на бурятском языке

Буряад орондо шэнэ жэлһээ хүүгэдэй сэсэрлигэй түлөө түрэлхидэй түлбэриин зарим хубиие тэхэрюулхэ гурим хубилха

Парламентское обозрение

Подробности: В Бурятии намерены возродить училище олимпийского резерва

Общество | Главное

В ярославской катастрофе наметился пилотский фактор

Общество 09 Сентября 2011 г., 12:09

Фото: с сайта kommersant.ru

Источник: Коммерсант

На месте катастрофы Як-42Д возле ярославского аэропорта Туношна были обнаружены параметрический и речевой самописцы разбившегося лайнера. Полученная с этих приборов информация поможет специалистам достоверно установить причину катастрофы, в которой погибли 43 человека. По предварительным данным, набрать высоту при взлете машине могли помешать помпаж двигателей или неправильно установленный стабилизатор. Обе эти проблемы, хотя и относятся к категории технических, возникают обычно из-за ошибок или невнимательности пилотов.

Опасный помпаж

Речевой самописец Як-42Д, зафиксировавший переговоры экипажа с диспетчером и между собой, а также прибор—регистратор параметров полета были обнаружены в хвостовой части разбившейся машины, оторвавшейся при аварии и улетевшей в устье впадающей в Волгу реки Туношна. Оба "черных ящика" водолазы извлекли вчера днем на поверхность и передали их экспертам Межгосударственного авиационного комитета, занятым в техническом расследовании катастрофы.

Из двух приборов специалистам, по их собственному признанию, больше интересен параметрический самописец, поскольку речевой, скорее всего, окажется пустым. Согласно летным инструкциям, в период времени от начала разбега самолета до набора им 200-метровой высоты переговоры с диспетчером не ведутся, а именно в начале взлета и произошла катастрофа. Бортовой регистратор, в свою очередь, покажет экспертам такие важные для расследования параметры, как скорость машины на взлете, режимы работы ее двигателей, положение рулей, и, что самое главное, восстановит все манипуляции с органами управления, совершенные пилотами перед катастрофой.

Согласно одному из предположений, лайнеру не хватило мощности двигателей для набора высоты из-за возникшего в его силовых установках помпажа — аварийного режима работы турбины, при котором засасываемый ее компрессором наружный воздух начинает завихряться и выталкиваться обратно. Поскольку подача топлива электронасосом в условиях недостатка воздуха продолжается, обогащенная смесь горит, выстреливая через воздухозаборники языки пламени: это явление свидетели с земли обычно принимают за "взрывы в воздухе".

При возникновении помпажа резко падает тяга двигателей, но, самое главное — возникает угроза пожара, поэтому для предотвращения возгорания пилот вынужден убирать режим работы проблемной турбины или вовсе останавливать ее. На эшелоне экипаж может без особых последствий манипулировать режимом двигателей, однако в условиях недостатка высоты и скорости при взлете резкая потеря тяги чревата сваливанием самолета. Эксперты утверждают, что именно это и произошло с Як-42Д — машина, едва оторвавшись от земли, завалилась влево и пошла вниз.

Причиной помпажа, как говорят специалисты, могут быть попавшие в воздухозаборник птицы, оторвавшиеся лопатки компрессора. Спровоцировать это явление может и слишком сильно задранный нос машины — при этом встречный поток воздуха попадает в турбину не прямо, а под углом. Для двигателей Д-36 Як-42Д проблема тангажа, по мнению опытных летчиков, актуальна и просто из-за особенностей их конструкции. Воздушный поток в Д-36 может сорваться даже при резком наборе оборотов, поэтому, например, выводить их на максимальный режим полагается не на земле, а постепенно в процессе взлета.

Установленные на Як-42Д двигатели Д-36 сконструированы на госпредприятии "Ивченко-Прогресс" и построены заводом "Мотор Сич" в Запорожье. Как сообщил "Ъ" заместитель главного конструктора ГП по эксплуатации Валерий Шлеенков, за все время эксплуатации Як-42Д не произошло ни одной катастрофы, связанной с отказами двигателей Д-36. "И сам самолет тоже надежный,— отметил господин Шлеенков.— Он свободно взлетает на двух двигателях, а лететь и садиться может даже на одном".

Нестабильный стабилизатор

Другой возможной причиной катастрофы эксперты называют неправильно установленный стабилизатор Як-42Д — подвижный горизонтальный руль в хвостовой части, с помощью которого можно поднимать или опускать нос машины. При взлете Як-42Д стабилизатор должен быть поднят вверх на угол 8,5 градуса, чтобы помочь машине оторвать переднюю стойку шасси от земли. Если он стоит, например, горизонтально, как требуется в полете на эшелоне, подняться в воздух и набрать высоту лайнеру будет довольно сложно.

О неправильном положении стабилизатора при взлете экипажу Як-42Д сигнализирует специальная желтая лампа на панели приборов, однако в солнечную погоду, как говорят пилоты, ее можно и не заметить. Даже в случае запоздалого обнаружения ошибки быстро исправить ее, по мнению летчиков, не удастся. Дело в том, что вращение стабилизатора происходит не мгновенно, а ступенчато — руль фиксируется во всех промежуточных положениях, поэтому на его передвижку на 8 градусов может уйти до 15 секунд.

О том, как ведет себя на взлете самолет с неправильно установленным стабилизатором, довольно красноречиво разъяснено в информационном письме Росавиации, распространенном 25 октября прошлого года по результатам расследования инцидента с Як-42Д ОАО "Ижавиа", происшедшего в аэропорту Челябинска. Этот лайнер пошел на взлет с неисправным переключателем управления стабилизатором, и командир, пытаясь опустить нос самолета, стал, наоборот, поднимать его. В результате этих манипуляций, говорится в сообщении, "самолет вышел на закритические углы атаки, тангаж увеличился до 40 градусов, скорость упала до 86 км/ч, а крен достиг 84 градусов". Машину и находившихся в ней людей тогда удалось спасти только благодаря профессионализму летчиков — обнаружив неисправность, они перешли на резервное управление стабилизатором.

Следует отметить, что, если одна из этих причин будет официально подтверждена технической комиссией, СКР, уже возбудивший уголовное дело о "нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта" (ст. 263 УК РФ), наверняка поставит вопрос о виновности в катастрофе погибших летчиков. Дело в том, что, согласно летным правилам, в случае возникновения любых проблем технического характера при взлете пилоты обязаны прекратить разгон и начать экстренное торможение. Экипаж Як-42Д, как было установлено, прошел точку "рубеж" на полосе, набрав скорость 215 км/ч, после которой торможение уже невозможно, и продолжил разбег, несмотря на то что передние колеса машины от бетонки не оторвались.

Возможно, летчики понадеялись на собственный опыт, отличную погоду, возможности Як-42Д, который справедливо считается одним из самых "тяговооруженных" (по соотношению мощности двигателей к собственному весу) пассажирских самолетов в мире, и трехкилометровую полосу ярославского аэропорта Туношна. Для нормального взлета Як-42Д, по мнению летчиков, достаточно было бы и половины ее длины.

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

19 Мая 2016 г.

Криминальная история Бурятии: наследники хунхузов

В свет вышла книга очерков известного бурятского журналиста Александра Махачкеева «Криминальная история Бурятии» — со времен древних хунну до сегодняшних дней.

14 Апреля 2016 г.

Замять и забыть: как не искали Колина Мэдсена

Ранним утром в субботу, 26 марта, Колин Мэдсен приехал в курортный городок Аршан, расположенный в республике Бурятия, в сопровождении трех друзей – двух иркутян и одного американца. Ребята планировали сходить на «Пик любви» - маршрут протяженностью 3,5 километра. В ночь перед прогулкой Колин пропал, а потом его нашли мертвым в 1,5 километрах от окраины поселка.

13 Февраля 2016 г.

Почему детдомовцы в Забайкалье живут по понятиям и не боятся тюрьмы

В президентском Совете по правам человека озабочены ситуацией в Забайкальском крае. В последнее время в регионе участились преступления в отношении воспитанников детдомов, причем совершают их такие же детдомовцы — как нынешние, так и бывшие. В молодежной среде набирает популярность Арестантское уркаганское единство (АУЕ), предлагающее жизнь по воровским понятиям. Регулярные сборы денег в общак распространились с детдомов на обычные школы. Большая часть собранных средств отправляется в колонии, где отбывают срок местные преступные авторитеты.

10 Февраля 2016 г.

Американский Pfizer обвиняет российских фармацевтов в продаже подделок

Письма на бланках Следственного комитета получают российские аптеки – в обращениях говорится, что несколько биодобавок отечественного производства являются фальсификатом и торговля ими приравнивается к противоправной деятельности. Впрочем, по мнению специалистов, медицинские представители, по всей вероятности, имеют непосредственное отношение к американскому концерну Pfizer, а речь может идти о конкурентной борьбе, сообщает издание «Версия».  

22 Сентября 2015 г.

Лента новостей
08.12.2016

12:30 Политика и власть

БГСХА попросит объясниться Федора Бураева по фактам плагиата научной публикации

12:25 Общество

В Бурятии незадачливый вор был пойман с украденным товаром на выходе из магазина

12:00 Погода

В Бурятии сегодня ночью до 35 мороза

11:57 Происшествия

Житель Бурятии заманил шестилетнюю девочку в баню и изнасиловал

11:45 Экономика, бизнес

Гусиноозерская ГРЭС опровергла информацию о взрыве на станции

11:22 Политика

Подробности: В Бурятии намерены возродить училище олимпийского резерва

10:56 Экономика, бизнес

В Улан-Удэ мужчина украл дорогой телефон у собутыльницы

10:44 Экономика, бизнес

В Улан-Удэ курсанты автошколы подали в суд на несостоявшегося участника праймериз

10:29 Здравоохранение

В Бурятии врачи провели сложнейшую операцию по удалению опухоли на мозге пенсионера

10:17 Общество

В Бурятии намерены возродить училище олимпийского резерва

09:55 Экономика, бизнес

Рабочая группа МЧС Бурятии оценит ход отопительного сезона в Муйском районе

09:46 Образование

Глава Бурятии наградил молодых предпринимателей

09:40 Общество

Роспотребнадзор Бурятии предупреждает о мошенниках, которые работают от имени управления

09:20 Экономика, бизнес

Олег Сафонов: Бурятия «в нынешнем году не подвела Ростуризм» с кластерами

08:50 Экономика, бизнес

Руководитель Ростуризма назвал работу по развитию отрасли в Бурятии «достаточно активной»

08:40 Общество

Жители Бурятии могут поучаствовать в «Фестивале снежинок»

08:20 Происшествия

В Забайкалье китаец избил гранёным стаканом пассажирку поезда

08:15 Общество

В Иркутскую область прибыл медицинский поезд «Академик Фёдор Углов»

08:15 Политика и власть

Вячеслав Наговицын направил телеграмму родным и близким погибшего в Сирии полковника Руслана Галицкого

08:00 Общество

В Улан-Удэ стали известны новые подробности инцидента с поджогом пункта полиции в центре города

07:57 Политика и власть

Депутаты Народного Хурала Бурятии обратятся к иркутским коллегам по поводу выравнивания тарифов в регионах

07:50 Общество

Буряад орондо шэнэ жэлһээ хүүгэдэй сэсэрлигэй түлөө түрэлхидэй түлбэриин зарим хубиие тэхэрюулхэ гурим хубилха

07:45 Экономика, бизнес

ВСЖД сообщает о новом расписании движения электричек на 2016-2017 годы

07:44 Культура

В Улан-Удэ набирают студентов в школу актерского мастерства для съемок в комедии «Студвесна»

07:38 Общество

В Бурятии с 2012 года число детей-сирот снизилось на 53,5 процента

07:25 Спорт

В Бурятии стало известно, сколько денег получат спортивные федерации в 2017 году

07:15 Экономика, бизнес

ВСЖД разместило график движения электрички на участке Посольская – Мысовая 11 декабря

07:11 Политика и власть

Депутаты Народного Хурала Бурятии утвердили повестку декабрьской сессии

07:00 Экономика, бизнес

Буряад Уласай Арадай Хуралда нефрит шулуу олзобориллхо талаар байдал зүбшэгдэбэ

06:44 Общество

Российско-американский сферический фильм о Байкале покажут на Дубайском кинофестивале

Система Orphus