Новый год

Агентство лесного хозяйство подвело итоги охраны елочек в предновогодний период

Погода

В Улан-Удэ днем до-23, отмечается Международный день объятий

Отопительный сезон

С 19 января ТГК-14 отключит от тепла объекты Минобороны в Бурятии и Забайкальском крае

Будь бдителен

В пригороде Улан-Удэ утром маньяк изнасиловал и ограбил женщину

Новости Азии

Выращивать орхидеи и производить пляжные зонтики будут в Бурятии новые инвесторы из Китая

Новости на бурятском языке

Буряад орондо залуу олзо эрхилэгшэд Наговицындэ өөрын түсэлнүүдые харуулаа

Парламентское обозрение

Депутаты Народного Хурала оценили ситуацию на АО «Молоко Бурятии»

Общество | Главное

В ярославской катастрофе наметился пилотский фактор

Общество 09 Сентября 2011 г., 12:09

Фото: с сайта kommersant.ru

Источник: Коммерсант

На месте катастрофы Як-42Д возле ярославского аэропорта Туношна были обнаружены параметрический и речевой самописцы разбившегося лайнера. Полученная с этих приборов информация поможет специалистам достоверно установить причину катастрофы, в которой погибли 43 человека. По предварительным данным, набрать высоту при взлете машине могли помешать помпаж двигателей или неправильно установленный стабилизатор. Обе эти проблемы, хотя и относятся к категории технических, возникают обычно из-за ошибок или невнимательности пилотов.

Опасный помпаж

Речевой самописец Як-42Д, зафиксировавший переговоры экипажа с диспетчером и между собой, а также прибор—регистратор параметров полета были обнаружены в хвостовой части разбившейся машины, оторвавшейся при аварии и улетевшей в устье впадающей в Волгу реки Туношна. Оба "черных ящика" водолазы извлекли вчера днем на поверхность и передали их экспертам Межгосударственного авиационного комитета, занятым в техническом расследовании катастрофы.

Из двух приборов специалистам, по их собственному признанию, больше интересен параметрический самописец, поскольку речевой, скорее всего, окажется пустым. Согласно летным инструкциям, в период времени от начала разбега самолета до набора им 200-метровой высоты переговоры с диспетчером не ведутся, а именно в начале взлета и произошла катастрофа. Бортовой регистратор, в свою очередь, покажет экспертам такие важные для расследования параметры, как скорость машины на взлете, режимы работы ее двигателей, положение рулей, и, что самое главное, восстановит все манипуляции с органами управления, совершенные пилотами перед катастрофой.

Согласно одному из предположений, лайнеру не хватило мощности двигателей для набора высоты из-за возникшего в его силовых установках помпажа — аварийного режима работы турбины, при котором засасываемый ее компрессором наружный воздух начинает завихряться и выталкиваться обратно. Поскольку подача топлива электронасосом в условиях недостатка воздуха продолжается, обогащенная смесь горит, выстреливая через воздухозаборники языки пламени: это явление свидетели с земли обычно принимают за "взрывы в воздухе".

При возникновении помпажа резко падает тяга двигателей, но, самое главное — возникает угроза пожара, поэтому для предотвращения возгорания пилот вынужден убирать режим работы проблемной турбины или вовсе останавливать ее. На эшелоне экипаж может без особых последствий манипулировать режимом двигателей, однако в условиях недостатка высоты и скорости при взлете резкая потеря тяги чревата сваливанием самолета. Эксперты утверждают, что именно это и произошло с Як-42Д — машина, едва оторвавшись от земли, завалилась влево и пошла вниз.

Причиной помпажа, как говорят специалисты, могут быть попавшие в воздухозаборник птицы, оторвавшиеся лопатки компрессора. Спровоцировать это явление может и слишком сильно задранный нос машины — при этом встречный поток воздуха попадает в турбину не прямо, а под углом. Для двигателей Д-36 Як-42Д проблема тангажа, по мнению опытных летчиков, актуальна и просто из-за особенностей их конструкции. Воздушный поток в Д-36 может сорваться даже при резком наборе оборотов, поэтому, например, выводить их на максимальный режим полагается не на земле, а постепенно в процессе взлета.

Установленные на Як-42Д двигатели Д-36 сконструированы на госпредприятии "Ивченко-Прогресс" и построены заводом "Мотор Сич" в Запорожье. Как сообщил "Ъ" заместитель главного конструктора ГП по эксплуатации Валерий Шлеенков, за все время эксплуатации Як-42Д не произошло ни одной катастрофы, связанной с отказами двигателей Д-36. "И сам самолет тоже надежный,— отметил господин Шлеенков.— Он свободно взлетает на двух двигателях, а лететь и садиться может даже на одном".

Нестабильный стабилизатор

Другой возможной причиной катастрофы эксперты называют неправильно установленный стабилизатор Як-42Д — подвижный горизонтальный руль в хвостовой части, с помощью которого можно поднимать или опускать нос машины. При взлете Як-42Д стабилизатор должен быть поднят вверх на угол 8,5 градуса, чтобы помочь машине оторвать переднюю стойку шасси от земли. Если он стоит, например, горизонтально, как требуется в полете на эшелоне, подняться в воздух и набрать высоту лайнеру будет довольно сложно.

О неправильном положении стабилизатора при взлете экипажу Як-42Д сигнализирует специальная желтая лампа на панели приборов, однако в солнечную погоду, как говорят пилоты, ее можно и не заметить. Даже в случае запоздалого обнаружения ошибки быстро исправить ее, по мнению летчиков, не удастся. Дело в том, что вращение стабилизатора происходит не мгновенно, а ступенчато — руль фиксируется во всех промежуточных положениях, поэтому на его передвижку на 8 градусов может уйти до 15 секунд.

О том, как ведет себя на взлете самолет с неправильно установленным стабилизатором, довольно красноречиво разъяснено в информационном письме Росавиации, распространенном 25 октября прошлого года по результатам расследования инцидента с Як-42Д ОАО "Ижавиа", происшедшего в аэропорту Челябинска. Этот лайнер пошел на взлет с неисправным переключателем управления стабилизатором, и командир, пытаясь опустить нос самолета, стал, наоборот, поднимать его. В результате этих манипуляций, говорится в сообщении, "самолет вышел на закритические углы атаки, тангаж увеличился до 40 градусов, скорость упала до 86 км/ч, а крен достиг 84 градусов". Машину и находившихся в ней людей тогда удалось спасти только благодаря профессионализму летчиков — обнаружив неисправность, они перешли на резервное управление стабилизатором.

Следует отметить, что, если одна из этих причин будет официально подтверждена технической комиссией, СКР, уже возбудивший уголовное дело о "нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта" (ст. 263 УК РФ), наверняка поставит вопрос о виновности в катастрофе погибших летчиков. Дело в том, что, согласно летным правилам, в случае возникновения любых проблем технического характера при взлете пилоты обязаны прекратить разгон и начать экстренное торможение. Экипаж Як-42Д, как было установлено, прошел точку "рубеж" на полосе, набрав скорость 215 км/ч, после которой торможение уже невозможно, и продолжил разбег, несмотря на то что передние колеса машины от бетонки не оторвались.

Возможно, летчики понадеялись на собственный опыт, отличную погоду, возможности Як-42Д, который справедливо считается одним из самых "тяговооруженных" (по соотношению мощности двигателей к собственному весу) пассажирских самолетов в мире, и трехкилометровую полосу ярославского аэропорта Туношна. Для нормального взлета Як-42Д, по мнению летчиков, достаточно было бы и половины ее длины.

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

19 Мая 2016 г.

Криминальная история Бурятии: наследники хунхузов

В свет вышла книга очерков известного бурятского журналиста Александра Махачкеева «Криминальная история Бурятии» — со времен древних хунну до сегодняшних дней.

14 Апреля 2016 г.

Замять и забыть: как не искали Колина Мэдсена

Ранним утром в субботу, 26 марта, Колин Мэдсен приехал в курортный городок Аршан, расположенный в республике Бурятия, в сопровождении трех друзей – двух иркутян и одного американца. Ребята планировали сходить на «Пик любви» - маршрут протяженностью 3,5 километра. В ночь перед прогулкой Колин пропал, а потом его нашли мертвым в 1,5 километрах от окраины поселка.

13 Февраля 2016 г.

Почему детдомовцы в Забайкалье живут по понятиям и не боятся тюрьмы

В президентском Совете по правам человека озабочены ситуацией в Забайкальском крае. В последнее время в регионе участились преступления в отношении воспитанников детдомов, причем совершают их такие же детдомовцы — как нынешние, так и бывшие. В молодежной среде набирает популярность Арестантское уркаганское единство (АУЕ), предлагающее жизнь по воровским понятиям. Регулярные сборы денег в общак распространились с детдомов на обычные школы. Большая часть собранных средств отправляется в колонии, где отбывают срок местные преступные авторитеты.

10 Февраля 2016 г.

Американский Pfizer обвиняет российских фармацевтов в продаже подделок

Письма на бланках Следственного комитета получают российские аптеки – в обращениях говорится, что несколько биодобавок отечественного производства являются фальсификатом и торговля ими приравнивается к противоправной деятельности. Впрочем, по мнению специалистов, медицинские представители, по всей вероятности, имеют непосредственное отношение к американскому концерну Pfizer, а речь может идти о конкурентной борьбе, сообщает издание «Версия».  

22 Сентября 2015 г.

Лента новостей
21.01.2017

10:31 Происшествия

Полиция Улан-Удэ раскрыла две похожие кражи

10:20 Общество

Создатели фильма «Эластико» снимают вторую часть, для Интернет-кинотеатра

06:45 Погода

В Улан-Удэ днем до-23, отмечается Международный день объятий

06:32 Происшествия

Улан-удэнец на остановке отобрал у девушки сотовый телефон

06:17 Экономика, бизнес

Водоканал в Улан-Удэ признали банкротом

06:00 Экономика, бизнес

Бурятия планирует получить свыше 400 миллионов от фонда содействия реформированию ЖКХ

05:52 Экономика, бизнес

В Бурятии вдвое пообещали увеличить поддержку молодым специалистам на селе

05:12 Политика и власть

Глава Бурятии обсудил в Москве завершение строительства перинатального центра

04:53 Происшествия

В Бурятии 18-летний вор вынес через разбитое окно ювелирный нож и кольцо

04:33 Происшествия

В улан-Удэ в ДНТ «Оптимист» сгорел мужчина

20.01.2017

12:30 Происшествия

В Чите пенсионерка спугнула из банка грабителя с пистолетом

12:20 Происшествия

В Бурятии Роспотребнадзор оштрафовал кадетскую школу-интернат

12:00 Происшествия

В Иркутской области мать задушила двух своих детей 2 и 5 лет и вызвала полицию

11:45 Погода

В Бурятию этой ночью до 45 мороза, прогнозируются наледные явления и провал под лед

11:37 Происшествия

В пригороде Улан-Удэ утром маньяк изнасиловал и ограбил женщину

11:26 Происшествия

В Бурятии изъяли свыше 18 тонн непищевой спиртосодержащей продукции

11:12 Экономика, бизнес

ТГК-14 отключило от тепла еще 4 объекта Минобороны

10:23 Спорт

В Центре стрелковой подготовки в Улан-Удэ откроют новый тир

10:15 Культура

Более 21 миллиона рублей выделят на строительство спортивных объектов в Бурятии

09:55 Общество

В Бурятии с приходом зимы стали чаще гореть автомобили

09:47 Культура

Артист русского драматического театра Николай Брагин проведет бенефис в честь 20-летия

09:37 Общество

277 электронных полисов ОСАГО продали в Бурятии с начала года

09:15 Общество

Агентство лесного хозяйство подвело итоги охраны елочек в предновогодний период

08:22 Происшествия

Одна из трех пострадавших в ДТП на Селенигнском мосту Улан-Удэ отпущена домой

08:09 Общество

Олимпийская чемпионка Инна Степанова купит квартиру в центре Улан-Удэ

07:54 Происшествия

В Еравнинском районе Бурятии поймали вора-домушника

07:42 Экономика, бизнес

Улан-Удэнский авиазавод поставит вертолёты Ми-8АМТШ на вооружение Нацгвардии России

07:20 Общество

В Бурятии устранили угрозу затопления домов в Гусином озере

07:11 Общество

В Иркутской области на смену «Боярышнику» пришел 40-градусный спиртовой ароматизатор

07:06 Общество

В Бурятии студенты вышли в рейд с сотрудниками ГИБДД

Система Orphus