Погода

В Улан-Удэ в четверг 12 мороза, сегодня день художника и день казначейства

Отопительный сезон

Пресс-служба ВВО: На котельные военных городков в Бурятии начал поступать уголь

Последние новости по БайкалБанку

Проверка выявила вывод активов БайкалБанка на 4,2 миллиарда рублей

Будь бдителен

В Бурятии во время уроков покончила жизнь самоубийством 15-летняя девочка

Новости Азии

Российско-монгольские учения «Селенга-2017» пройдут в Монголии

Новости на бурятском языке

Буряад орондо шэнэ жэлһээ хүүгэдэй сэсэрлигэй түлөө түрэлхидэй түлбэриин зарим хубиие тэхэрюулхэ гурим хубилха

Парламентское обозрение

Народный Хурал Бурятии попросит Счетную палату проверить эффективность работы фонда капремонта

Общество | Главное

Двойное интервью: Антон Лубченко и Тимур Цыбиков

Общество 30 Августа 2011 г., 15:08

Фото: с сайта russianstock.ru

Источник: Газета «Вечерний Улан-Удэ»

Сам собою названный «кризис-менеджер» уехал. Министр культуры Бурятии вышел из отпуска. А Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова, вокруг которого несколько недель ходят различные слухи, готовится к открытию в октябре 73-го театрального сезона.

Ситуацию, сложившуюся в театре в связи с уходом с поста художественного руководителя Антона Лубченко, в местном минкульте не драматизируют: «Обычная, рабочая», - характеризует её министр культуры РБ Тимур Цыбиков. Однако не хотелось бы, чтобы последним эпизодом совместного сотрудничества между композитором и дирижёром Лубченко и ведомством Цыбикова стало так называемое обращение артистов Оперного к местным коммунистам. Письмо «от группы артистов» в Сети одиноко подписано неким Валерием Бадмаевым, которого не знает никто из вышеперечисленных, включая самих артистов. Оппонировать некому. Да и незачем, беря во внимание видимую сфабрикованность текста, который тянет местами на беспроигрышное судебное разбирательство (беспроигрышное - для тех, чьи имена склоняются в «челобитной»).
«Вечёрка» представляет двойное интервью -два мнения: того, кто уехал, и того, кто остался.

АНТОН ЛУБЧЕНКО: «ВПРЕДЬ БУДУ УМНЕЕ»

- Антон Владимирович, какие цели и задачи Вы лично ставили перед собой, когда соглашались на предложение при¬ехать в Бурятию в качестве художественного руководителя Оперного?

- Моей целью было выполнять задачи, которые ставило передо мной министерство культуры России при назначении меня на эту должность: привести в порядок оркестр, подготовить труппу театра к открытию, запустить рабочий процесс и поставить его, как говорится, «на рельсы». То есть запустить рабочий маховик. И - думаю, что теперь об этом можно рассказывать - найти возможность избавить театр от госпожи Намсараевой, о некомпетентности в вопросах культуры которой по нашему Минкульту (РФ. - Прим. авт.) ходят анекдоты. Мне было сказано дел с ней не иметь, потому как славу она имеет более чем дурную.
Что касается личных целей, они у меня всегда одни и те же, независимо от географического места пребывания: работать честно и порядочно, развивать и пропагандировать современное российское искусство, при этом оставляя место для собственного развития.

- Ваш подход был революционным, когда Вы сократили существенную часть репертуара театра... Может быть, это стало началом конфликта с коллективом?

- Я не планировал совершать революций. Искусство - не политика. Если политика допускает определённую долю дипломатии, где-то даже - дальновидную политическую интригу на перспективу, то в искусстве всё должно быть честно именно здесь и сейчас, и потому - предельно откровенно. Если я вижу непрофессионализм, некачественную постановку, старые декорации, фальшивую игру - в общем, несоответствие запросам, которые ставят перед нами время, композиторы, мировые достижения, - говорю об этом прямо. Именно поэтому восемь спектаклей было мною снято - невозможно было вывешивать такие деко¬рации в таком прекрасном зале, как Оперный, невозможно демонстрировать такие спектакли гостям, которых мы приглашаем. В таком виде наша труппа не продемонстрировала бы себя в лучшем виде.
А вызвало это революцию или нет - какая разница? Руководитель не должен бегать по театру и спрашивать у коллектива, снимать ли ему спектакль и какой взамен него ставить. У меня был план новых постановок: «Пиковая дама», «Паяцы», «Летучий голландец», «Щелкунчик», «Дон Кихот». Часть из них уже была бы поставлена, если бы реконструкция не затянулась. Теперь сцена открыта, и, независимо от того, кто будет у руля театра, новые постановки будут. Может, конечно, и старые вернутся, которые я снял - но это уже не моё дело.
Как художественный руководитель я счастлив тем, что за месяц существования от¬реставрированной сцены мне удалось сделать постановку балетов Питера Куанца и оперы М. Фролова. Остальное оставляю моему преемнику.

- Как сегодня оцениваете своё пребывание в должности? Что удалось, что, может быть, не очень?

- В работе руководителя в любой структуре существуют достоинства и недостатки. Что, на мой взгляд, удалось сделать - укомплектовать оркестр до, хотя бы, минимального состава исполнителей. До уровня Лондона ему ещё далеко, потому как просто людей нет, но существующим составом нам удалось убедить гостей в собственной состоятельности. Во время одного из посещений Ханс Фрай отметил: «Это невероятно! Они играют Вагнера не хуже, чем в Дрездене!». Количество концертов, которое мы сыграли за девять месяцев, приближается к 25, и всё это с разными программами - оперными и симфоническими.
Удалось вызвать к театру неподдельный интерес. Большое количество гостей приезжало специально, чтобы нас послушать. Это австрийский атташе по культуре, гости из Большого театра, хореограф из Венской оперы, Ханс Фрай, который в итоге загорелся регионом настолько, что впервые провёл у нас свой конкурс вокалистов, благодаря которому Улан-Удэ вошёл в список таких сто¬лиц, как Москва, Петербург, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Берлин, Вена, Варшава, Пекин.
Удалось обеспечить качественную и профессиональную закупку новых музыкальных инструментов. Впервые артисты оркестра специально выезжали в Германию, непосредственно на фирму, для проверки инструментария.
Удалось повысить зарплаты оркестрантов в среднем в два раза - это зависело от места в группе. Удалось добиться приглашения нашего театра на гастроли в Большой театр и приглашения провести гала-концерт в рамках Дней культуры Бурятии в Москве, также на сцене Большого театра, в октябре 2011-го.
Благодаря мне, кстати, у нас появились, наконец, профессиональные настройщики роялей. Представьте, что до этого их не было! В июле этого года артисты нашего оркестра (за счёт театра) специально езди¬ли в Москву и Нижний Новгород, в школу настройщиков при фирме Steinway&Sons, о чём получили сертификаты.
И, наконец, после шести лет реконструкции этот театр открылся при мне. На взгляд столичный - открылся очень достойно, на взгляд региональной публики - не знаю.
К своим ошибкам, безусловно, отношу зачастую грубое, хамское поведение и не очень внимательное отношение к общественному мнению. Мне нужно было, конечно, понимать, что одно дело - разговаривать на кухне, а другое - перед камерами. Особенно если ты общественный деятель. Впредь буду умнее.
Не удалось полностью решить вопрос с повышением зарплат для всего коллектива театра. Не удалось довести до конца проекты с западными гастролями - это, в основном, связано с тем, что открытие затягивалось, и мы не имели возможности сделать новые постановки.
Но, как бы там ни было, деятельность театра и, в частности, мою деятельность, не говоря уже о деятельности министерства культуры Бурятии, высоко оценил во время своего визита министр культуры России Александр Авдеев. Значит, не всё так плохо.

- В чём всё-таки причина ухода? Кто инициатор - Вы лично, минкульт РБ... Или это обоюдное желание?

- Не стоит расценивать это как уход. Срок моего контракта истёк. Мы с Тимуром Гомбожаповичем не сочли необходимым продлевать его. Я изначально говорил (в Бурятии и в Министерстве культуры России), что надолго поехать не смогу. Тяжело находиться далеко от дома, от близких людей, с которыми связывают давние личные и рабоием в одном городе. Моя функция - так называемый «кризис-менеджер». В театре был кризис. Я приехал - театр зазвучал, оркестр заиграл, балет затанцевал. О театре стали писать, творче¬ский продукт театра стал вызывать интерес, зарплаты - хоть и частично - повысились, «старый плохой» директор ушёл, пришёл новый хороший - чего ещё желать? Площадка для дирижёра готова, теперь театра не испугаются (как в своё время его испугался я). В добрый путь! А я поехал дальше.

- Сожалеете ли о чём-нибудь? Может, стоило иногда выбирать выражения, общаясь с коллегами, журналистами и т. д.?

- Безусловно, стоило. Об этом я уже говорил выше. Но иногда это было делать достаточно трудно. Знаете, я много в каких коллективах работал (хоть г-жа Намсараева и считает, что я в Бурятии впервые палочку взял в руки и нотную грамоту выучил). И ни в одном коллективе в «нецензурщине» замечен не был. Наверное, потому что и другие коллективы мною не были замечены в халтуре, приходе на работу в нетрезвом виде, в пропусках рабочих дней. В Бурятии стала классикой одна моя фраза, выдернутая в своё время из контекста: «В Оперном театре работает много...», и далее по тексту. Так вот. Доля правды была там. К моему приходу в театре царила некомпетентность, непрофессионализм, отсутствие вкуса, знаний. Один рекламный, так называемый, отдел чего стоил! Вспоминать страшно. Понимаю - отвыкли работать. Но, знаете ли, из болота бегемота тащить тоже не просто. Ему говоришь: «Уважаемый бегемот, сделай милость, передвинь ногами пару раз!», а он с места не двигается, потому как нормальных слов не понимает. Приходится и матом. Хотя, мат - тоже не самый понятный язык... Говорю же, не прав был!

- Нельзя не отметить, что улан-удэнцы потянулись к искусству, стали посещать симфонические концерты... Пообещав сначала приехать с прощальными выступлениями, Вы лишили их этого. Почему?

- А кому это нужно? Нет смысла играть Чайковского и Шостаковича в обществе, где официальные телеканалы могут позволить себе нарушение прав и законов, где политическая партия, которая имеет мандаты в Государственной Думе России, размещает на своём сайте материал, достойный не государственного аппарата, а газеты «СПИД-инфо» или телепередачи «Ты не поверишь!». Знаете, как поёт Алла Борисовна - «уходя, уходи».

- Думаете, за жалобным письмом коммунистам стоят реальные члены коллектива театра? Или это профанация, провокация? Тогда кому и зачем, по-Вашему, это нужно?

- КПРФ и не скрывает, что главным инициа¬тором этого «плевка» в спину была госпожа Намсараева, а некоторые недовольные лица из театра к этому примкнули. Не думаю, что это позиция всего театра. Но всем нравиться невозможно. И, конечно, недовольные были - это нормально.
А нужно зачем - спросите у них. Что они могли ещё сделать? Решение о том, что не буду продлять контракт, я принял ещё в мае. Они поняли, что «свергнуть» меня у них не вышло. А КПРФ было бы это очень на руку в предвыборной гонке. После этого письмеца я, как патриот, должен был бы, в принципе, досидеть в Бурятии хотя бы до того, как пройдут выборы в Госдуму, чтобы не давать коммунистам в руки лишнюю карту делать вид, что они сильнее «Единой России». Как сочувствующий интересам «единороссов» и пользующийся их поддержкой. Но искусство вне политики. А в регионе всё равно, как известно, «красный» пояс. До поры до времени.

- Чем Вы заняты сейчас?

- Сочинительством музыки. У меня несколько крупных, и не очень, музыкальных заказов. В начале осени готовлюсь дирижировать ряд концертов в Петербурге, Москве и Киеве с сочинениями Шостаковича и собственными. Ещё записываю проект в жанре поп-музыки, который может стать вполне интересным. В сентябре принимаю участие в жюри сразу двух международных конкурсов - вокалистов в Большом театре и пианистов в Ганновере (Германия). А пока наслаждаюсь редкими минутами пребывания дома. В моей родной Москве сейчас свежо, льёт приятный летний дождик. Я отвечаю на Ваши вопросы у открытого окна, пью кофе и слушаю симфонию Малера. Чем не сказка?

- Будете скучать по Бурятии? Как-то сотрудничать с театром в дальнейшем?

- Безусловно, мне будет не хватать любимого оркестра, который за год стал мне родным. Там много замечательных людей и действительно талантливых музыкантов. Но я уверен, что некоторые из них продолжат работать со мной в дальнейшем на других площадках. А насчёт сотрудничества с театром - не знаю. Я мог бы подумать, скажем, о месте главного приглашённого дирижёра. Эта должность не обязывает постоянно пребывать в одном городе и нести глобальную ответственность, но позволяет осуществлять какие-то красивые проекты. Такая практика обычна для большинства российских театров, а на Западе - даже обязательна. Но это вопрос не моих планов, а планов министерства культуры. Пригласят - с удовольствием приеду.

- Вы не раз давали понять, что зрите¬ли - приоритет Вашей деятельности. Что бы сказали обычным жителям республики, которые посещали Ваши концерты?

- Я люблю вас.


ТИМУР ЦЫБИКОВ: «БУРЯТИИ НЕ ХВАТАЕТ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ»

- Тимур Гомбожапович, кто откро¬ет очередной театральный сезон в Оперном в паре с директором театра Аюной Цыбикдоржиевой? Расскажите о кандидатах, пожалуйста.

- Озвучивать кандидатуры ещё не время. Их две, в обоих случаях - люди приезжие. Нас часто спрашивают, почему приезжие. Дело в том, что на сегодняшний день у нас нет своих дирижёров. Жаргал Токтонов, главный дирижёр оркестра бурятских народных инструментов (БНИ) театра «Байкал», учился оперно-симфоническому дирижированию, даже начинал работать в Театре оперы и балета. Но ушёл в оркестр бурятских народных инструментов - он изначально «народник» по образованию, баянист, и на сегодняшний день в очень хорошей форме держит оркестр. Мы говорили с Жаргалом о том, что можно пробоваться вторым дирижёром, если вдруг будет интерес. Пока он работает в оркестре БНИ и чувствует себя достаточно комфортно. Валерий Волчанецкий, кстати, тоже приезжий - из Питера.

- Чем на этот раз будете руководствоваться при выборе художественного руководителя Оперного?

- Всё тем же. Ошибиться здесь всегда очень легко. Довериться можно только рекомендациям из учреждений, где работали люди, рекомендациям экспертов в этой области, опыту и послужному списку кандидата. В этот раз мы хотим, чтобы у художественного руководителя театра было больше опыта, практики.

- Каким Вы видите направление развития театра в дальнейшем? Что сегодня, на Ваш взгляд, необходимо театру, наиболее актуально для него?

- Сегодня очень сложная ситуация с кадрами. В Бурятии существует несколько предвзятое мнение о том, что у нас деятелей культуры очень много. На самом деле их очень мало. Это проблема, которую мы решали в прошлом сезоне, с артистами оркестра - много приглашённых музыкантов, потому что просто людей играющих нет. Эта проблема есть не только в симфоническом оркестре.
И в оркестре БНИ не все инструменты есть - уехал человек, который играет на их-хуре, кто сейчас будет играть, не знаем, монгольского товарища приглашаем пока.
В Оперном театре существует и другая кадровая проблема - с голосами. Казалось бы, много у нас молодых и заслуженных вокалистов, а на самом деле их не хватает - теноров, баритонов, басов, сопрано. Не хватает режиссёров, дирижёров. Дирижёров должно быть человека три - главный, который за оперные спектакли отвечает, за балетные спектакли отвечает отдельный человек, и так далее. Не хватает балетмейстеров. Мы должны решать общую кадровую проблему - укомплектовываться. Направление, в котором чётко нужно двигаться, - развитие международного сотрудничества. Нужно развивать то, что мы начали с Антоном Владимировичем. Этот сезон мы будем открывать постановкой - возобновлением «Кармен» с участием испанского дирижёра, испанской солистки. Это то, что мы реализуем через Министерство культуры Российской Федерации и посольство Испании в Москве в рамках Года Испании в России. Мы должны открыться миру, мир должен увидеть нас. Очень долгие годы, несмотря на то что были какие-то гастроли, мы были очень замкнуты. Нужно делать совместные проекты. Очень важно, чтобы наши тоже двигались - ездили, видели, слышали. Нужны изменения в политике продвижения - маркетинге спектаклей. В России не всегда приживается этот принцип, когда один спектакль проходит в три дня. До¬пустим, «Кармен» сейчас прошла в октябре три дня, все силы маркетинга брошены на неё - всё, потом она возвращается только в мае. Когда через несколько месяцев у зрителя снова может возникнуть интерес. Я думаю, этот принцип должен внедряться, как будет считать новый художественный руководитель - посмотрим. Для маленьких городов сложно, когда репертуарный театр работает в режиме: вторник - «Иоланта», среда - «Кармен», четверг - «Лебединое» озеро, пятница - ещё что-нибудь. Мы не можем набрать зрителя, когда работаем в ежедневном режиме.
Очень много нужно работать над репертуаром. С одной стороны, это должны быть хиты - самая известная мировая классика, с другой - мы должны дотягивать до этого уровня. Постановочному процессу нужно уделить внимание.

- Антон Лубченко оправдал Ваши ожидания?

- Что касается профессиональной точки зрения, он оправдал наши надежды. Первостепенная задача, которая перед ним ставилась, когда мы приглашали его,
- подготовка театра к открытию. Он про¬вёл очень серьёзную работу с оркестром. До его прихода республиканские газеты писали о том, что оркестр «сдох». На сегодняшний момент, по крайней мере, у меня, как у многих горожан, появилось иное мнение об оркестре: что он «жив» и способен играть самые серьёзные произведения. Программа, которую впервые Лубченко здесь представил, - более чем серьёзная.
Серьёзная работа была проведена по сбору музыкантов, которые приехали и остаются работать. Всё, что касается международных вещей, тоже хорошо от¬работали с Антоном. Ставить в его заслуги приобретение музыкальных инструментов - по меньшей мере, странно.

- Какова Ваша реакция на «обращение артистов театра» к коммунистам? Дело вполне подсудное. Будете предпринимать что-нибудь в отношении этого письма?
- Каких-то действий предпринимать мы не будем, потому что считаем это ниже нашего достоинства. На официальный депутатский запрос даём ответ. Смущает то, что опубликовано, скажем так, обращение артистов, а артистов там не видно - оно не подписано никем и очень похоже на анонимку, которая используется в политической борьбе. Мы видим здесь, скорее, реакцию обиженных людей, в силу некоторых обстоятельств покинувших театр. Имя артистов здесь кто-то использует в своих корыстных целях.

- Не продлевать контракт - инициатива Лубченко или всё-таки министерства?

- В определённой мере это больше инициатива министерства. Часть слухов о неадекватном поведении художественно¬го руководителя, в том числе, послужила этому.

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

19 Мая 2016 г.

Криминальная история Бурятии: наследники хунхузов

В свет вышла книга очерков известного бурятского журналиста Александра Махачкеева «Криминальная история Бурятии» — со времен древних хунну до сегодняшних дней.

14 Апреля 2016 г.

Замять и забыть: как не искали Колина Мэдсена

Ранним утром в субботу, 26 марта, Колин Мэдсен приехал в курортный городок Аршан, расположенный в республике Бурятия, в сопровождении трех друзей – двух иркутян и одного американца. Ребята планировали сходить на «Пик любви» - маршрут протяженностью 3,5 километра. В ночь перед прогулкой Колин пропал, а потом его нашли мертвым в 1,5 километрах от окраины поселка.

13 Февраля 2016 г.

Почему детдомовцы в Забайкалье живут по понятиям и не боятся тюрьмы

В президентском Совете по правам человека озабочены ситуацией в Забайкальском крае. В последнее время в регионе участились преступления в отношении воспитанников детдомов, причем совершают их такие же детдомовцы — как нынешние, так и бывшие. В молодежной среде набирает популярность Арестантское уркаганское единство (АУЕ), предлагающее жизнь по воровским понятиям. Регулярные сборы денег в общак распространились с детдомов на обычные школы. Большая часть собранных средств отправляется в колонии, где отбывают срок местные преступные авторитеты.

10 Февраля 2016 г.

Американский Pfizer обвиняет российских фармацевтов в продаже подделок

Письма на бланках Следственного комитета получают российские аптеки – в обращениях говорится, что несколько биодобавок отечественного производства являются фальсификатом и торговля ими приравнивается к противоправной деятельности. Впрочем, по мнению специалистов, медицинские представители, по всей вероятности, имеют непосредственное отношение к американскому концерну Pfizer, а речь может идти о конкурентной борьбе, сообщает издание «Версия».  

22 Сентября 2015 г.

Лента новостей
10.12.2016

07:08 Город

Добровольцем года в Улан-Удэ стал председатель Центра молодежного туризма «Байкал»

07:02 Общество

В 2017 году в Улан-Удэ сохранят льготные проездные для дачников-пенсионеров

06:51 Общество

Роскомнадзор предупреждает об "опасных письмах" к Деду Морозу

06:39 Спорт

В Улан-Удэ пройдет турнир по боксу среди юношей

06:24 Общество

Стельки из орехов: В Бурятии молодые предприниматели представили Наговицыну свои проекты

06:19 Общество

Как безопасно украсить новогоднюю елку советует МЧС Бурятии

06:07 Спорт

В Бурятии сформируют команду по вольной борьбе для участия в первенстве СФО

05:56 Общество

В январе Почта России начнет доставку единовременных выплат пенсионерам Бурятии

05:36 Происшествия

В Бурятии у черных лесорубов отобрали бензопилу и срубленный лес

05:27 Общество

29-летнюю женщину, выбросившую новорожденного ребенка в туалет, судят в Иркутской области

05:07 Погода

В Улан-Удэ сегодня 15 мороза, сегодня День футбола

04:20 Происшествия

Два пожара на дачах произошло за минувшие сутки в Улан-Удэ

09.12.2016

12:02 Город

Пресс-служба ВВО: На котельные военных городков в Бурятии начал поступать уголь

12:00 Общество

В Бурятии полицейские поймали БОМЖа с наркотиками

11:40 Политика и власть

В Бурятии Вячеслав Наговицын встретился с молодыми бизнесменами

11:32 Погода

В Бурятии завтра местами небольшой снег, днем до -17

11:25 Общество

В Бурятии во время уроков покончила жизнь самоубийством 15-летняя девочка

11:25 Экономика, бизнес

В Бурятии обсудили увеличение поставок продукции местного производства в районы

11:20 Экономика, бизнес

Вячеслав Наговицын и глава Муйского района обсудили помощь в закупке угля

10:49 Город

Жителей Улан-Удэ предлагают наказывать за балконы и покраску фасадов

10:34 Политика и власть

Дмитрий Ивайловский вновь возглавил Избирком Бурятии

10:25 Общество

30% населения понятия не имеют, какой праздник отмечается в России 12 декабря

10:07 Культура

Русский драматический театр приглашает жителей Бурятии на «Ночь в театре»

09:57 Культура

В Улан-Удэ стартовал Международный фестиваль хорового искусства

09:45 Политика и власть

В Бурятии ужесточат борьбу с экстремизмом в интернете

09:30 Общество

Российско-монгольские учения «Селенга-2017» пройдут в Монголии

09:18 Происшествия

В Бурятии с 2013 года идет рост числа убийств

09:10 Экономика, бизнес

УФАС проверило работу АО «Разрез Тугнуйский», нарушений нет

08:58 Экономика, бизнес

Народный Хурал Бурятии попросит Счетную палату проверить эффективность работы фонда капремонта

08:05 Общество

Московские ученые нашли уникальные полезные микробы в молоке из Бурятии

Система Orphus