Политическая Бурятия: районы готовятся к масштабному съезду депутатов

Баунтовский район просит рассмотреть на съезде депутатов вопрос о вольном приносе золота

Погода

В Улан-Удэ днем небольшой дождь, отмечается годовщина памятника Петру Первому

Выборы в Бурятии

Бато Багдаев: Время побеждать

Сельское хозяйство Бурятии

И камыш, и ветки, и крапиву: в Бурятии подняли вопрос об альтернативных кормах для скота

Лесные пожары

В лесах четырех районов Бурятии отменили режим ЧС

Будь бдителен

Два мешка марихуаны изъяли в Бурятии

Новости Азии

100 единиц техники и 500 военных: Восточный военный округ завершил подготовку к учениям «Селенга-2017»

Парламентское обозрение

В Бурятии предложили учредить грант главы для разработок молодых ученых

Общество | Главное

Двойное интервью: Антон Лубченко и Тимур Цыбиков

Общество 30 Августа 2011 г., 15:08

Фото: с сайта russianstock.ru

Источник: Газета «Вечерний Улан-Удэ»

Сам собою названный «кризис-менеджер» уехал. Министр культуры Бурятии вышел из отпуска. А Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова, вокруг которого несколько недель ходят различные слухи, готовится к открытию в октябре 73-го театрального сезона.

Ситуацию, сложившуюся в театре в связи с уходом с поста художественного руководителя Антона Лубченко, в местном минкульте не драматизируют: «Обычная, рабочая», - характеризует её министр культуры РБ Тимур Цыбиков. Однако не хотелось бы, чтобы последним эпизодом совместного сотрудничества между композитором и дирижёром Лубченко и ведомством Цыбикова стало так называемое обращение артистов Оперного к местным коммунистам. Письмо «от группы артистов» в Сети одиноко подписано неким Валерием Бадмаевым, которого не знает никто из вышеперечисленных, включая самих артистов. Оппонировать некому. Да и незачем, беря во внимание видимую сфабрикованность текста, который тянет местами на беспроигрышное судебное разбирательство (беспроигрышное - для тех, чьи имена склоняются в «челобитной»).
«Вечёрка» представляет двойное интервью -два мнения: того, кто уехал, и того, кто остался.

АНТОН ЛУБЧЕНКО: «ВПРЕДЬ БУДУ УМНЕЕ»

- Антон Владимирович, какие цели и задачи Вы лично ставили перед собой, когда соглашались на предложение при¬ехать в Бурятию в качестве художественного руководителя Оперного?

- Моей целью было выполнять задачи, которые ставило передо мной министерство культуры России при назначении меня на эту должность: привести в порядок оркестр, подготовить труппу театра к открытию, запустить рабочий процесс и поставить его, как говорится, «на рельсы». То есть запустить рабочий маховик. И - думаю, что теперь об этом можно рассказывать - найти возможность избавить театр от госпожи Намсараевой, о некомпетентности в вопросах культуры которой по нашему Минкульту (РФ. - Прим. авт.) ходят анекдоты. Мне было сказано дел с ней не иметь, потому как славу она имеет более чем дурную.
Что касается личных целей, они у меня всегда одни и те же, независимо от географического места пребывания: работать честно и порядочно, развивать и пропагандировать современное российское искусство, при этом оставляя место для собственного развития.

- Ваш подход был революционным, когда Вы сократили существенную часть репертуара театра... Может быть, это стало началом конфликта с коллективом?

- Я не планировал совершать революций. Искусство - не политика. Если политика допускает определённую долю дипломатии, где-то даже - дальновидную политическую интригу на перспективу, то в искусстве всё должно быть честно именно здесь и сейчас, и потому - предельно откровенно. Если я вижу непрофессионализм, некачественную постановку, старые декорации, фальшивую игру - в общем, несоответствие запросам, которые ставят перед нами время, композиторы, мировые достижения, - говорю об этом прямо. Именно поэтому восемь спектаклей было мною снято - невозможно было вывешивать такие деко¬рации в таком прекрасном зале, как Оперный, невозможно демонстрировать такие спектакли гостям, которых мы приглашаем. В таком виде наша труппа не продемонстрировала бы себя в лучшем виде.
А вызвало это революцию или нет - какая разница? Руководитель не должен бегать по театру и спрашивать у коллектива, снимать ли ему спектакль и какой взамен него ставить. У меня был план новых постановок: «Пиковая дама», «Паяцы», «Летучий голландец», «Щелкунчик», «Дон Кихот». Часть из них уже была бы поставлена, если бы реконструкция не затянулась. Теперь сцена открыта, и, независимо от того, кто будет у руля театра, новые постановки будут. Может, конечно, и старые вернутся, которые я снял - но это уже не моё дело.
Как художественный руководитель я счастлив тем, что за месяц существования от¬реставрированной сцены мне удалось сделать постановку балетов Питера Куанца и оперы М. Фролова. Остальное оставляю моему преемнику.

- Как сегодня оцениваете своё пребывание в должности? Что удалось, что, может быть, не очень?

- В работе руководителя в любой структуре существуют достоинства и недостатки. Что, на мой взгляд, удалось сделать - укомплектовать оркестр до, хотя бы, минимального состава исполнителей. До уровня Лондона ему ещё далеко, потому как просто людей нет, но существующим составом нам удалось убедить гостей в собственной состоятельности. Во время одного из посещений Ханс Фрай отметил: «Это невероятно! Они играют Вагнера не хуже, чем в Дрездене!». Количество концертов, которое мы сыграли за девять месяцев, приближается к 25, и всё это с разными программами - оперными и симфоническими.
Удалось вызвать к театру неподдельный интерес. Большое количество гостей приезжало специально, чтобы нас послушать. Это австрийский атташе по культуре, гости из Большого театра, хореограф из Венской оперы, Ханс Фрай, который в итоге загорелся регионом настолько, что впервые провёл у нас свой конкурс вокалистов, благодаря которому Улан-Удэ вошёл в список таких сто¬лиц, как Москва, Петербург, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Берлин, Вена, Варшава, Пекин.
Удалось обеспечить качественную и профессиональную закупку новых музыкальных инструментов. Впервые артисты оркестра специально выезжали в Германию, непосредственно на фирму, для проверки инструментария.
Удалось повысить зарплаты оркестрантов в среднем в два раза - это зависело от места в группе. Удалось добиться приглашения нашего театра на гастроли в Большой театр и приглашения провести гала-концерт в рамках Дней культуры Бурятии в Москве, также на сцене Большого театра, в октябре 2011-го.
Благодаря мне, кстати, у нас появились, наконец, профессиональные настройщики роялей. Представьте, что до этого их не было! В июле этого года артисты нашего оркестра (за счёт театра) специально езди¬ли в Москву и Нижний Новгород, в школу настройщиков при фирме Steinway&Sons, о чём получили сертификаты.
И, наконец, после шести лет реконструкции этот театр открылся при мне. На взгляд столичный - открылся очень достойно, на взгляд региональной публики - не знаю.
К своим ошибкам, безусловно, отношу зачастую грубое, хамское поведение и не очень внимательное отношение к общественному мнению. Мне нужно было, конечно, понимать, что одно дело - разговаривать на кухне, а другое - перед камерами. Особенно если ты общественный деятель. Впредь буду умнее.
Не удалось полностью решить вопрос с повышением зарплат для всего коллектива театра. Не удалось довести до конца проекты с западными гастролями - это, в основном, связано с тем, что открытие затягивалось, и мы не имели возможности сделать новые постановки.
Но, как бы там ни было, деятельность театра и, в частности, мою деятельность, не говоря уже о деятельности министерства культуры Бурятии, высоко оценил во время своего визита министр культуры России Александр Авдеев. Значит, не всё так плохо.

- В чём всё-таки причина ухода? Кто инициатор - Вы лично, минкульт РБ... Или это обоюдное желание?

- Не стоит расценивать это как уход. Срок моего контракта истёк. Мы с Тимуром Гомбожаповичем не сочли необходимым продлевать его. Я изначально говорил (в Бурятии и в Министерстве культуры России), что надолго поехать не смогу. Тяжело находиться далеко от дома, от близких людей, с которыми связывают давние личные и рабоием в одном городе. Моя функция - так называемый «кризис-менеджер». В театре был кризис. Я приехал - театр зазвучал, оркестр заиграл, балет затанцевал. О театре стали писать, творче¬ский продукт театра стал вызывать интерес, зарплаты - хоть и частично - повысились, «старый плохой» директор ушёл, пришёл новый хороший - чего ещё желать? Площадка для дирижёра готова, теперь театра не испугаются (как в своё время его испугался я). В добрый путь! А я поехал дальше.

- Сожалеете ли о чём-нибудь? Может, стоило иногда выбирать выражения, общаясь с коллегами, журналистами и т. д.?

- Безусловно, стоило. Об этом я уже говорил выше. Но иногда это было делать достаточно трудно. Знаете, я много в каких коллективах работал (хоть г-жа Намсараева и считает, что я в Бурятии впервые палочку взял в руки и нотную грамоту выучил). И ни в одном коллективе в «нецензурщине» замечен не был. Наверное, потому что и другие коллективы мною не были замечены в халтуре, приходе на работу в нетрезвом виде, в пропусках рабочих дней. В Бурятии стала классикой одна моя фраза, выдернутая в своё время из контекста: «В Оперном театре работает много...», и далее по тексту. Так вот. Доля правды была там. К моему приходу в театре царила некомпетентность, непрофессионализм, отсутствие вкуса, знаний. Один рекламный, так называемый, отдел чего стоил! Вспоминать страшно. Понимаю - отвыкли работать. Но, знаете ли, из болота бегемота тащить тоже не просто. Ему говоришь: «Уважаемый бегемот, сделай милость, передвинь ногами пару раз!», а он с места не двигается, потому как нормальных слов не понимает. Приходится и матом. Хотя, мат - тоже не самый понятный язык... Говорю же, не прав был!

- Нельзя не отметить, что улан-удэнцы потянулись к искусству, стали посещать симфонические концерты... Пообещав сначала приехать с прощальными выступлениями, Вы лишили их этого. Почему?

- А кому это нужно? Нет смысла играть Чайковского и Шостаковича в обществе, где официальные телеканалы могут позволить себе нарушение прав и законов, где политическая партия, которая имеет мандаты в Государственной Думе России, размещает на своём сайте материал, достойный не государственного аппарата, а газеты «СПИД-инфо» или телепередачи «Ты не поверишь!». Знаете, как поёт Алла Борисовна - «уходя, уходи».

- Думаете, за жалобным письмом коммунистам стоят реальные члены коллектива театра? Или это профанация, провокация? Тогда кому и зачем, по-Вашему, это нужно?

- КПРФ и не скрывает, что главным инициа¬тором этого «плевка» в спину была госпожа Намсараева, а некоторые недовольные лица из театра к этому примкнули. Не думаю, что это позиция всего театра. Но всем нравиться невозможно. И, конечно, недовольные были - это нормально.
А нужно зачем - спросите у них. Что они могли ещё сделать? Решение о том, что не буду продлять контракт, я принял ещё в мае. Они поняли, что «свергнуть» меня у них не вышло. А КПРФ было бы это очень на руку в предвыборной гонке. После этого письмеца я, как патриот, должен был бы, в принципе, досидеть в Бурятии хотя бы до того, как пройдут выборы в Госдуму, чтобы не давать коммунистам в руки лишнюю карту делать вид, что они сильнее «Единой России». Как сочувствующий интересам «единороссов» и пользующийся их поддержкой. Но искусство вне политики. А в регионе всё равно, как известно, «красный» пояс. До поры до времени.

- Чем Вы заняты сейчас?

- Сочинительством музыки. У меня несколько крупных, и не очень, музыкальных заказов. В начале осени готовлюсь дирижировать ряд концертов в Петербурге, Москве и Киеве с сочинениями Шостаковича и собственными. Ещё записываю проект в жанре поп-музыки, который может стать вполне интересным. В сентябре принимаю участие в жюри сразу двух международных конкурсов - вокалистов в Большом театре и пианистов в Ганновере (Германия). А пока наслаждаюсь редкими минутами пребывания дома. В моей родной Москве сейчас свежо, льёт приятный летний дождик. Я отвечаю на Ваши вопросы у открытого окна, пью кофе и слушаю симфонию Малера. Чем не сказка?

- Будете скучать по Бурятии? Как-то сотрудничать с театром в дальнейшем?

- Безусловно, мне будет не хватать любимого оркестра, который за год стал мне родным. Там много замечательных людей и действительно талантливых музыкантов. Но я уверен, что некоторые из них продолжат работать со мной в дальнейшем на других площадках. А насчёт сотрудничества с театром - не знаю. Я мог бы подумать, скажем, о месте главного приглашённого дирижёра. Эта должность не обязывает постоянно пребывать в одном городе и нести глобальную ответственность, но позволяет осуществлять какие-то красивые проекты. Такая практика обычна для большинства российских театров, а на Западе - даже обязательна. Но это вопрос не моих планов, а планов министерства культуры. Пригласят - с удовольствием приеду.

- Вы не раз давали понять, что зрите¬ли - приоритет Вашей деятельности. Что бы сказали обычным жителям республики, которые посещали Ваши концерты?

- Я люблю вас.


ТИМУР ЦЫБИКОВ: «БУРЯТИИ НЕ ХВАТАЕТ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ»

- Тимур Гомбожапович, кто откро¬ет очередной театральный сезон в Оперном в паре с директором театра Аюной Цыбикдоржиевой? Расскажите о кандидатах, пожалуйста.

- Озвучивать кандидатуры ещё не время. Их две, в обоих случаях - люди приезжие. Нас часто спрашивают, почему приезжие. Дело в том, что на сегодняшний день у нас нет своих дирижёров. Жаргал Токтонов, главный дирижёр оркестра бурятских народных инструментов (БНИ) театра «Байкал», учился оперно-симфоническому дирижированию, даже начинал работать в Театре оперы и балета. Но ушёл в оркестр бурятских народных инструментов - он изначально «народник» по образованию, баянист, и на сегодняшний день в очень хорошей форме держит оркестр. Мы говорили с Жаргалом о том, что можно пробоваться вторым дирижёром, если вдруг будет интерес. Пока он работает в оркестре БНИ и чувствует себя достаточно комфортно. Валерий Волчанецкий, кстати, тоже приезжий - из Питера.

- Чем на этот раз будете руководствоваться при выборе художественного руководителя Оперного?

- Всё тем же. Ошибиться здесь всегда очень легко. Довериться можно только рекомендациям из учреждений, где работали люди, рекомендациям экспертов в этой области, опыту и послужному списку кандидата. В этот раз мы хотим, чтобы у художественного руководителя театра было больше опыта, практики.

- Каким Вы видите направление развития театра в дальнейшем? Что сегодня, на Ваш взгляд, необходимо театру, наиболее актуально для него?

- Сегодня очень сложная ситуация с кадрами. В Бурятии существует несколько предвзятое мнение о том, что у нас деятелей культуры очень много. На самом деле их очень мало. Это проблема, которую мы решали в прошлом сезоне, с артистами оркестра - много приглашённых музыкантов, потому что просто людей играющих нет. Эта проблема есть не только в симфоническом оркестре.
И в оркестре БНИ не все инструменты есть - уехал человек, который играет на их-хуре, кто сейчас будет играть, не знаем, монгольского товарища приглашаем пока.
В Оперном театре существует и другая кадровая проблема - с голосами. Казалось бы, много у нас молодых и заслуженных вокалистов, а на самом деле их не хватает - теноров, баритонов, басов, сопрано. Не хватает режиссёров, дирижёров. Дирижёров должно быть человека три - главный, который за оперные спектакли отвечает, за балетные спектакли отвечает отдельный человек, и так далее. Не хватает балетмейстеров. Мы должны решать общую кадровую проблему - укомплектовываться. Направление, в котором чётко нужно двигаться, - развитие международного сотрудничества. Нужно развивать то, что мы начали с Антоном Владимировичем. Этот сезон мы будем открывать постановкой - возобновлением «Кармен» с участием испанского дирижёра, испанской солистки. Это то, что мы реализуем через Министерство культуры Российской Федерации и посольство Испании в Москве в рамках Года Испании в России. Мы должны открыться миру, мир должен увидеть нас. Очень долгие годы, несмотря на то что были какие-то гастроли, мы были очень замкнуты. Нужно делать совместные проекты. Очень важно, чтобы наши тоже двигались - ездили, видели, слышали. Нужны изменения в политике продвижения - маркетинге спектаклей. В России не всегда приживается этот принцип, когда один спектакль проходит в три дня. До¬пустим, «Кармен» сейчас прошла в октябре три дня, все силы маркетинга брошены на неё - всё, потом она возвращается только в мае. Когда через несколько месяцев у зрителя снова может возникнуть интерес. Я думаю, этот принцип должен внедряться, как будет считать новый художественный руководитель - посмотрим. Для маленьких городов сложно, когда репертуарный театр работает в режиме: вторник - «Иоланта», среда - «Кармен», четверг - «Лебединое» озеро, пятница - ещё что-нибудь. Мы не можем набрать зрителя, когда работаем в ежедневном режиме.
Очень много нужно работать над репертуаром. С одной стороны, это должны быть хиты - самая известная мировая классика, с другой - мы должны дотягивать до этого уровня. Постановочному процессу нужно уделить внимание.

- Антон Лубченко оправдал Ваши ожидания?

- Что касается профессиональной точки зрения, он оправдал наши надежды. Первостепенная задача, которая перед ним ставилась, когда мы приглашали его,
- подготовка театра к открытию. Он про¬вёл очень серьёзную работу с оркестром. До его прихода республиканские газеты писали о том, что оркестр «сдох». На сегодняшний момент, по крайней мере, у меня, как у многих горожан, появилось иное мнение об оркестре: что он «жив» и способен играть самые серьёзные произведения. Программа, которую впервые Лубченко здесь представил, - более чем серьёзная.
Серьёзная работа была проведена по сбору музыкантов, которые приехали и остаются работать. Всё, что касается международных вещей, тоже хорошо от¬работали с Антоном. Ставить в его заслуги приобретение музыкальных инструментов - по меньшей мере, странно.

- Какова Ваша реакция на «обращение артистов театра» к коммунистам? Дело вполне подсудное. Будете предпринимать что-нибудь в отношении этого письма?
- Каких-то действий предпринимать мы не будем, потому что считаем это ниже нашего достоинства. На официальный депутатский запрос даём ответ. Смущает то, что опубликовано, скажем так, обращение артистов, а артистов там не видно - оно не подписано никем и очень похоже на анонимку, которая используется в политической борьбе. Мы видим здесь, скорее, реакцию обиженных людей, в силу некоторых обстоятельств покинувших театр. Имя артистов здесь кто-то использует в своих корыстных целях.

- Не продлевать контракт - инициатива Лубченко или всё-таки министерства?

- В определённой мере это больше инициатива министерства. Часть слухов о неадекватном поведении художественно¬го руководителя, в том числе, послужила этому.

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

19 Мая 2016 г.

Криминальная история Бурятии: наследники хунхузов

В свет вышла книга очерков известного бурятского журналиста Александра Махачкеева «Криминальная история Бурятии» — со времен древних хунну до сегодняшних дней.

14 Апреля 2016 г.

Замять и забыть: как не искали Колина Мэдсена

Ранним утром в субботу, 26 марта, Колин Мэдсен приехал в курортный городок Аршан, расположенный в республике Бурятия, в сопровождении трех друзей – двух иркутян и одного американца. Ребята планировали сходить на «Пик любви» - маршрут протяженностью 3,5 километра. В ночь перед прогулкой Колин пропал, а потом его нашли мертвым в 1,5 километрах от окраины поселка.

13 Февраля 2016 г.

Почему детдомовцы в Забайкалье живут по понятиям и не боятся тюрьмы

В президентском Совете по правам человека озабочены ситуацией в Забайкальском крае. В последнее время в регионе участились преступления в отношении воспитанников детдомов, причем совершают их такие же детдомовцы — как нынешние, так и бывшие. В молодежной среде набирает популярность Арестантское уркаганское единство (АУЕ), предлагающее жизнь по воровским понятиям. Регулярные сборы денег в общак распространились с детдомов на обычные школы. Большая часть собранных средств отправляется в колонии, где отбывают срок местные преступные авторитеты.

10 Февраля 2016 г.

Американский Pfizer обвиняет российских фармацевтов в продаже подделок

Письма на бланках Следственного комитета получают российские аптеки – в обращениях говорится, что несколько биодобавок отечественного производства являются фальсификатом и торговля ими приравнивается к противоправной деятельности. Впрочем, по мнению специалистов, медицинские представители, по всей вероятности, имеют непосредственное отношение к американскому концерну Pfizer, а речь может идти о конкурентной борьбе, сообщает издание «Версия».  

22 Сентября 2015 г.

Лента новостей
17.08.2017

12:15 Экономика, бизнес

МТС и «Лаборатории Касперского» запустили бесплатный мобильный антивирус

12:02 Город

В Аэропорту «Байкал» день воздушного флота отметят воздушными прогулками, шоу-программой и авиавыставкой

10:33 Происшествия

В Бурятии на директора детской клинической больницы Баира Балханова заведено два уголовных дела

10:32 Город

По центру Улан-Удэ разгуливало стадо коров

10:31 Общество

В Улан-Удэ отметят День Государственного флага Российской Федерации

10:27 Общество

Больная СПИДом жительница Бурятии пришла на федеральный канал, чтобы найти приемную мать своему сыну

10:14 Монголия

100 единиц техники и 500 военных: Восточный военный округ завершил подготовку к учениям «Селенга-2017»

09:50 Экономика, бизнес

И.о. министра экономики Зандра Сангадиев об инновациях: Бурятии нужны проекты с быстрой отдачей

09:42 Погода

В Бурятии в пятницу местами дожди и грозы

09:38 Происшествия

В Бурятии мужчина получил отравление на пожаре

09:28 Общество

В Сибири завершили подготовку к российско-монгольскому военному учению «Селенга-2017»

09:23 Общество

Хотел покормить сгущенкой: В Иркутской области медведь откусил руку пьяному посетителю кафе

08:48 Общество

Судебные приставы Бурятии сняли хоррор о должниках и мании преследования

08:30 Здравоохранение

Фонд, возглавляемый Валентиной Терешковой, передаст Улан-Удэ две современные палаты для ветеранов

07:55 Общество

Житель Улан-Удэ сдал внаем съемную квартиру, в которой жил

07:30 Экономика, бизнес

Дмитрию Рогозину в Улан-Удэ продемонстрируют новейший многоцелевой вертолет Ми-171А2

07:30 Общество

В Джидинском районе Бурятии пресекли незаконную добычу рыбы

07:05 Экономика, бизнес

Минспорта Бурятии: Для идей молодых ученых необходимо госазадание

07:04 Общество

В Бурятии ремонт дорог в Иволгинском районе идет с опережением графика, сообщают подрядчики

07:00 Экономика, бизнес

Жители Бурятии пожаловались на перебои с электроэнергией

07:00

Бато Багдаев: Время побеждать

06:54 Культура

Русский драматический театр Улан-Удэ готовится к открытию нового сезона

06:39 Экономика, бизнес

Очистные сооружения в Баргузинском районе Бурятии начнут строить в 2017 году

06:33 Общество

В Баргузинском районе Бурятии на нерестовый период запретят моторные лодки

06:19 Общество

В Бурятии глава сельского поселения заплатил штрафы за счет бюджета

06:05 Экономика, бизнес

17% улан-удэнцев ежедневно испытывают стресс на работе

06:00 Экономика, бизнес

ВСЖД предлагает билеты по цене рубль за километр

05:54 Общество

В лесах четырех районов Бурятии отменили режим ЧС

05:43 Общество

В Бурятии продолжает гореть Забайкальский нацпарк

04:41 Город

Жителей микрорайона Стеклозавод из-за аварии отключили от горячей воды

Система Orphus