Политическая Бурятия: районы готовятся к масштабному съезду депутатов

Баунтовский район просит рассмотреть на съезде депутатов вопрос о вольном приносе золота

Погода

В эти выходные в Бурятии ожидается до +40

Сельское хозяйство Бурятии

Депутат Баир Гармаев: Мы по-прежнему очень мало выделяем на сельское хозяйство

Лесные пожары

700 человек тушат 25 лесных пожаров в Бурятии, сообщает РАЛХ

Будь бдителен

В Бурятии у «черного лесоруба» забрали трактор и топор

Новости Азии

В Бурятии руководители туротраслей России, Монголии и Китая заложили камень дружбы и посадили деревья в «Байкальской Гавани»

Новости на бурятском языке

Цырен Доржиев: 2018 оной мүнгэн һангаа бүридхэхэдөө олзо оршодо анхаралаа хандуулха шухала

Парламентское обозрение

Депутат Баир Гармаев: Мы по-прежнему очень мало выделяем на сельское хозяйство

Подробности | Главное

Независимые АЗС Бурятии жалуются на притеснения со стороны монополиста

06 Июня 2012 г., 05:36

Вопросы обеспечения нефтепродуктами независимых автозаправочных станций Бурятии обсудили 5 июня в правительстве республики на «круглом столе». Участие в мероприятии приняли представители Российского топливного союза (РТС), в состав которого с недавнего времени входит и Бурятия. О том, почему продажа топлива для некоторых участников рынка остается убыточным бизнесом и что будет с ценами на бензин в ближайшем будущем – в материале нашего корреспондента.

Российский топливный Союз (РТС) – некоммерческая организация, учрежденная в октябре 1998 года в Москве. Его членами являются некоммерческие организации (Союзы и Ассоциации), созданные участниками рынка нефтепродуктов различных регионов Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность в сфере добычи, хранения, транспортировки и реализации нефти, газа и нефтепродуктов, строительства и эксплуатации автозаправочных комплексов, хранилищ различных видов топлива и так далее. В ее состав на сегодня входят 18 регионов, среди которых Алтай, Камчатка, Сахалин, Тюмень и с недавних пор – Бурятия. Обсуждения ситуации на топливном рынке РТС проводит 3-4 раза в год, в различных регионах – в 2012 году подобный «круглый стол» прошел в Москве, осенью эти же вопросы планируется обсудить в Южном федеральном округе. Пока же представители РТС впервые собрались в Бурятии, ситуация в которой далека от идеальной.  

Маленьким здесь делать нечего?

2011 год стал кризисным для российского автозаправочного бизнеса. Одна из причин этого в политических нюансах, когда в ряде российских регионов власти всеми правдами и неправдами стремились в преддверии выборов удержать цены от повышения. Так было на Алтае, в Кемерово, Новосибирске, на Сахалине. Например, при цене на АИ-92 в Бурятии в 27 рублей, в том же Кемерово литр такого бензина обходится покупателям в 22 рубля. Такой жесткий демпинг негативно сказывается не только на деятельности этих компаний, но и на экономике региона. Фактически это означает, отметил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, что поставки топлива в регион не осуществляются, а имеющееся на заправках топливо, как правило, плохого качества. К чести Бурятии и ее руководства, в республике все прошло довольно спокойно, по крайней мере, административного сдерживания цен не было. Однако в регионе свои проблемы, связанные с монополизацией рынка.

По словам директора независимых автозаправочных станций Бурятии Егора Алхунсаева, на сегодня в Бурятии ситуация достаточно сложная из-за того, что обеспечение большей части независимых АЗС осуществляется одним мелкооптовым поставщиком, которым является ОАО «Бурятнефтепродукт» (БНП). Компания входит в состав вертикально интегрированной нефтяной компании «Роснефть», имеет наибольшую сеть нефтебаз, емкостей резервуарного парка и составить конкуренцию ей не может ни один другой участник мелкооптового рынка. На сегодня в Бурятии зарегистрировано 167 АЗС: 49 из них (в том числе 10 – в Улан-Удэ) принадлежит БНП, остальные (причем, большая часть в районах) – независимым операторам. Тем не менее, по данным антимонопольной службы, на БНП приходится до 90% объемов продаж на оптовом рынке республики и до 60% - на розничном.

На сегодня в Бурятии зарегистрировано 167 АЗС: 49 из них (в том числе 10 – в Улан-Удэ) принадлежит БНП, остальные (причем, большая часть в районах) – независимым операторам. Тем не менее, по данным антимонопольной службы, на БНП приходится до 90% объемов продаж на оптовом рынке республики и до 60% - на розничном.

С учетом постоянного роста парка транспортных средств, в Бурятии изначально шел рост числа АЗС – как в столице региона, так и по республике в целом. Однако 4 года назад остро встал вопрос о дальнейшем топливном обеспечении мелких станций. Наиболее показательным в этом плане стал 2011 год, в апреле и мае которого поставка наиболее популярного вида топлива (АИ-92) на небольшие АЗС была Бурятнефтепродуктом полностью остановлена и некоторые заправочные станции были вынуждены прекратить работу.

- На сегодня ситуация изменилась, - отмечает Алхунсаев, - но не сказать, чтобы это носило глобальный характер: ограничения все еще вводятся и поставки периодически прекращается на разное время. Обращения в БНП не дают результата, у независимых АЗС полностью отсутствует информация о возможных сроках введения ограничений поставки, у них нет возможности создать запасы, они не могут строить планы, делать прогнозы и нормально развиваться. Кроме того, договорные условия работы с БНП предусматривают необходимость предварительной заявки, которую малые АЗС должны подать на БНП за 35 дней. Но при этом они не получают информации о том, принята ли заявка и в каком объеме она будет удовлетворена. Это тоже не оставляет возможностей для маневра.

Еще одна проблема – ценообразование. Формирует рынок розничных цен БНП, как доминирующее предприятие на рынке. Владельцы независимых АЗС, как и население республики, заинтересованы в обеспечении недорогим качественным топливом. К сожалению, в условиях проводимой на сегодня политики формирования цен это кажется невыполнимым. Завышенные оптовые цены и заниженные розничные не позволяют независимым операторам работать. Справедливости ради стоит отметить, что здесь Роснефть и сама «не в шоколаде»: по словам Евгения Аркуши,  сбытовые структуры компании с февраля прошлого года работали с убытками, обусловленными политическими предвыборными процессами. Но если крупная компания, занимающаяся одновременно и сбытом и поставками, может в случае необходимости позволить себе перераспределить средства между разными направлениями своего бизнеса, то у независимых операторов, живущих только от продажи купленного бензина, такой возможности нет.    

- Розничная цена зависит от оптовой, - поясняет заместитель председателя РТС Олег Ашихмин, - если опт высокий, а розница низкая, прибыли нет. Вот в прошлом году многие так и работали: только чтобы сохранить бизнес. Малые АЗС не могут позволить себе поставить цены выше, чем у крупного игрока – в таком случае у них просто не будет сбыта.

- Можно даже сказать, что они идут к разорению: бывают периоды, когда торговля осуществляется на грани убыточности. Впоследствии это повлечет за собой закрытие станций, сокращение персонала, а, учитывая количество независимых АЗС в Бурятии, это существенный фактор для экономики республики. На сегодня ряд частных владельцев уже заявили о продаже своих объектов, но никаких сделок пока не совершено, насколько мне известно. Нет инвесторов, этот рынок не интересен никому, поэтому малый и средний бизнес эту отрасль покидает, - подчеркнул Алхунсаев.

- В Бурятию заходит еще одна крупная копания – «Альянс Нефтесбыт», которая ведет себя подобно БНП. Мелкие АЗС уже столкнулись с этим – предприниматели, владеющие одной-двумя станциями, сдаются, те, у кого станций несколько, еще пытаются что-то сделать, - соглашается с ним другой предприниматель, владелец независимых АЗС, Александр Красовский. 

- Невыдача топлива – это что?  - возмущается предприниматель, президент Ассоциации АЗС Бурятии Вероника Шородок, - это защита своих предпринимательских интересов или ограничение конкуренции? На рынке нефтепродуктов должно действовать соотношение между оптовой и розничной ценами, чтобы любой субъект зарабатывал деньги. Независимые операторы тоже вносят вклад в формирование регионального бюджета. А нам очень тяжело работать, даже при работе антимонопольной службы, лояльности правительства, мы зависим от них (БНП, - ред.) полностью.

- Невыдача топлива – это что?  - возмущается предприниматель, президент Ассоциации АЗС Бурятии Вероника Шородок, - это защита своих предпринимательских интересов или ограничение конкуренции?

БНП: мы экспансией не занимаемся

У антимонопольщиков на происходящее своя точка зрения. 

- Два года назад, - отметила руководитель Управления ФАС России по Бурятии Елизавета Потапова, - была ситуация, когда оптовые цены росли, соответственно, повысилась и розничная цена. Потом ситуация на оптовом рынке изменилась, но владельцы АЗС не спешили снижать цены на заправках. На наш вопрос «Почему?», мы получили ответ, что они «долгое время работали себе в убыток и вот теперь, наконец, начали зарабатывать». Так что вряд ли стоит винить во всем БНП. Хотя, действительно, на сегодня нормы законов, регулирующих рынок, несовершенны и никто не запрещает заниматься одновременно и  оптовыми поставками топлива и его розничной продажей. Проблема эта стоит остро и сказывается на конкурентной средой рынка независимых операторов. Управление ФАС по Бурятии сейчас подало беспрецедентный иск: о понуждении БНП выделить либо опт, либо розницу, пока решения по этому вопросу нет.   

Что до самого БНП, то в компании особой проблемы, как и пользы от проведенного «круглого стола» не видят. Как сообщил генеральный директор ОАО «БНП» Евгений Сорокин, «Роснефть» ведет политику умеренных цен, в ближайшее время повышения цен не ожидает, но и не планирует значительно увеличивать отпуск топлива независимым операторам.  

- На сегодня ни одна станция не простаивает, хотя по закону мы и не обязаны всех обеспечивать, но мы это делаем и нам это создает серьезные сложности. Мы фактически выполняем роль министерства топлива, которое обязано обеспечить топливом весь рынок. А это тоже не рыночная позиция. Цена мелкого опта в Улан-Удэ не самая высокая, что касается разницы между оптовыми и розничными ценами, то закон нам этой разницы не диктует. Есть позиция Минэнерго, где эта разница сформулирована на уровне 3,5 тыс. рублей за тонну, мы этой позиции придерживаемся. На сегодня БНП везет дизтопливо с Самары и продает здесь с убытком в 3,5 тысячи рублей – только чтобы не допустить повторения ситуации прошлого года. Мы не занимаемся экспансией на рынке, а весь этот «круглый стол» превратился в договоренность о том, «как мы будем работать против нефтяных компаний». И работа антимонопольного органа вызывает у меня недоумение: цены на рынке умеренные, - недоумевал Сорокин.

БНП: Мы не занимаемся экспансией на рынке

Что будет с ценами

Как отметил президент РТС Евгений Аркуша, непонятная ситуация с топливом наблюдается и в целом по стране. И хотя кризисные явления прошлого года  закончились, завершились политические нюансы, которые влияли на рыночные отношения, по оценкам Министерства энергетики РФ, ситуация будет сложной еще в течение ближайших пяти лет. Одна из причин этого заключается в быстром росте автопарка по стране: число машин увеличивается на 8-10% ежегодно, а собственная переработка нефтепродуктов за пять последних лет выросла только на 14%, то есть рост составляет всего 3-4% в год. В итоге сегодня в стране производится 30 млн тонн топлива в год, а потребляется 33-34 млн тонн. И чтобы ситуация выровнялась, необходимо провести модернизацию нефтеперерабатывающих предприятий.

- В настоящее время в Минэнерго работает оперативный штаб по мониторингу ситуации и, благодаря усилиям министерства, топливо осталось в стране. Был существенно сокращен экспорт – причем как формальными методами, путем увеличения экспортной пошлины, так и неформальными – через запрет на экспорт. Удалось удержать топливо внутри страны и ситуация сейчас нормальная, хотя и далека от идеальной, - подчеркнул Аркуша.

Что касается прогнозов уровня цен на рынке нефтепродуктов в стране, то, отметил Аркуша, нужно учитывать ряд факторов. Во-первых, это изменения в Налоговом Кодексе: с июня этого года вводятся повышенные акцизы на топливо низкого, второго класса – а именно топливо этого класса производится на заводах Роснефти, основного поставщика в российские регионы. С другой стороны, политическая ситуация после выборов в России изменилась, что позволяет надеяться на возвращение компаний в регионах к рыночным условиям.

- В третьих, мировые цены резко пошли вниз. Все ожидали снижения цен и на внутреннем рынке, но пока нефтяные компании не торопятся ронять цены, отрабатывая потери, полученные в предыдущий период. Но если такая ситуация сохранится, то в будущем цены все же должны пойти вниз, - отметил Аркуша.

Впрочем, пока особой надежды на это нет. Как нет никаких гарантий, что в один прекрасный день заправочные шланги вновь не окажутся сухими.

Марина Денисова, Улан-Удэ, Восток-Телеинформ

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие подробности

21 Июня 2017

Город и долги: Вопрос о межбюджетных отношениях рассмотрят на сессии Народного Хурала

Законопроект о межбюджетных отношениях планируют рассмотреть на очередной сессии Народного Хурала Бурятии в конце июня. Уже второй год на принятии документа, который увеличил бы поступления в местные бюджеты по УСНО, настаивает закредитованный Улан-Удэ. Подробности в материале.      

19 Июня 2017

«Куда дальше»: Развитие целебных курортов Бурятии обсудили в Народном Хурале

Развитие целебных курортов Бурятии обсудили в Народном Хурале. На «круглом столе» депутаты, представители профильных министерств и ведомств, ученые обсудили реализацию закона «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и природных лечебных ресурсах в республике», который был принят в 1997 году. На заседании решили проанализировать, в каком состоянии находится реализация закона, какие есть проблемы и куда двигаться дальше в развитии лечебного туризма.

18 Июня 2017

Жители Мухоршибирского района попросили построить им морг

Врио главы Бурятии Алексей Цыденов продолжает знакомиться с республикой. Мухоршибирский район стал 13-ым по счету, куда он выехал с рабочей поездкой.  

17 Июня 2017

Земля, тепло и деньги: В Народном Хурале готовятся к июньской сессии

Подготовка к июньской сессии идет в Народном Хурале. В предварительной повестке последнего перед летними каникулами заседания на сегодня числится 48 вопросов, еще два планируют рассмотреть в рамках «правительственного часа».  

16 Июня 2017

В Бурятии продолжают объединять малые села

В повестку июньской сессии Народного Хурала внесен также законопроект, предусматривающий объединение в Закаменском районе двух сельских поселений «Михайловское» и «Усть-Бургултайское». Инициатором преобразования выступил глава Закаменского района с согласия органов местного самоуправления этих поселений.

Лента новостей
23.06.2017

06:59 Происшествия

В карьере поселка Тулунжа в Улан-Удэ утонул 32-летний мужчина

06:55 Общество

В Бурятии у «черного лесоруба» забрали трактор и топор

06:51 Город

Мэрия Улан-Удэ во время внезапной проверки капремонта теплосетей не обнаружила на месте рабочих

06:38 Экономика, бизнес

Запуск туристского поезда «Пекин-Улан-Батор-Улан-Удэ» обсудили на встрече трех министров в Улан-Удэ

06:22 Культура

Даша Гаузер рассказала, чем ее поразили работы юного дизайнера из Улан-Удэ

06:06 Общество

700 человек тушат 25 лесных пожаров в Бурятии, сообщает РАЛХ

04:30 Экономика, бизнес

Сбербанк выиграл еще одну награду Каннского фестиваля – Бронзового льва

03:40

Аркадий Цыбиков: закону о ВИП-пенсиях нужна серьезная реформа

03:08 Экономика, бизнес

В Бурятии доля отказов при регистрации прав к концу 2017 года должна составить не более 1,2%

02:59 Происшествия

В Бурятии разыскивают мужчин, ограбивших подростка

02:51 Экономика, бизнес

В Бурятии компанию наказали за то, что шахтные воды размыли мост и подтопили дворы Закаменска

02:44 Общество

Жителю Бурятии за оскорбление судьи добавили срок

02:38 Экономика, бизнес

В Бурятии прокуратура через суд заставила компанию выплатить работникам зарплату

02:23 Экономика, бизнес

Житель Кижингинского района привлечен к ответственности за непредставление декларации о сделках с древесиной

02:09 Погода

Аномально сильную жару обещают в Бурятии в ближайшие дни

22.06.2017

13:07

Депутат Народного Хурала Анатолий Кушнарев: Кому-то за державу обидно, а мне за Бурятскую сельхозакадемию

13:06 Политика и власть

Улан-Удэ презентовал свои туристические возможности руководителям туриндустрии России, КНР и Монголии

12:48 Город

В Улан-Удэ с 24 июня перекроют дорогу в «сотые»

12:38 Экономика, бизнес

На севере Бурятии продолжаются разбирательства вокруг энергоснабжающих компаний и должников

12:34 Город

В Улан-Удэ ограничат движение автомобилей под мостом по дороге в Энергетик

12:19 Политика и власть

В Бурятии руководители туротраслей России, Монголии и Китая заложили камень дружбы и посадили деревья в «Байкальской Гавани»

12:17 Политика и власть

В Бурятии на альтернативную энергетику и скважины выделят 25 млн рублей

11:49 Экономика, бизнес

ВСЖД за пять месяцев 2017 года пополнила бюджет РФ на более 4,6 млрд рублей

11:33 Общество

Алексей Цыденов планирует принять участие в проекте «Созвездие улыбок»

11:30 Культура

Бурятский рэпер Хаски попал на страницы модного журнала Vogue

11:18 Погода

Завтра в Бурятии до +36

10:39 Город

Авиарейсы из Улан-Удэ в Монголию стартуют с 25 июня

10:37 Происшествия

20-летний улан-удэнец хотел вернуть угнанную машину за вознаграждение

10:26 Экономика, бизнес

В Бурятии представили наземный космический туризм на космодромах

09:23 Общество

В Улан-Удэ взыскали моральный вред за травму в автобусе

Ольга

22.06 07:19

Девочка утопилась сама, из0за того что завалила егэ по физике....одноклассники и родители теперь сами практически ищут тело...говорят сама вошла в воду и просто ушла подводу

Девочка-подросток утонула в Селенге в Улан-Удэ

ЕлКи

19.06 10:31

Минус учению- могли поставить сотрудников ГАИ для перераспределения потоков автомобилей после моста ул.Революции,32(муз.школа)  и не допускать скопления уже около ЖД вокзала  ул.Революции,51(централизованная бухгалтерия КО), где разъехаться уже практически не возможно было.

В Улан-Удэ железнодорожный вокзал в Улан-Удэ оцепили из-за учений

тима

18.06 13:34

вчера вечером, пока ждала 21 маршрутку, которые закончили работу и им пофиг, что уехать на Восточный запоздавшие не могут без пересадок и потере времени - 1,5 часа добиралась :( (это для городской власти), разговорилась с молодыми ребятами о фонариках: оказывается, что у них вместо огня эл.лампочка. Говорю им, что то, что провозгласили - загадай желание, отправь по воде и оно исполниться - не работает, так как информация о желании уходит в космос-желаний от живого огня, и что это шоу - туфта... не знаю, как восприняли мою инфу, но сели на другую маршрутку, тоже не стали ждать 21, когда одна проскочила мимо...

Общественница Дора Хамаганова пожаловалась Алексею Цыденову на фестиваль водных фонариков в Улан-Удэ

Система Orphus