Новый год

Агентство лесного хозяйство подвело итоги охраны елочек в предновогодний период

Погода

В Бурятию этой ночью до 45 мороза, прогнозируются наледные явления и провал под лед

Отопительный сезон

С 19 января ТГК-14 отключит от тепла объекты Минобороны в Бурятии и Забайкальском крае

Будь бдителен

В пригороде Улан-Удэ утром маньяк изнасиловал и ограбил женщину

Новости Азии

Выращивать орхидеи и производить пляжные зонтики будут в Бурятии новые инвесторы из Китая

Новости на бурятском языке

Буряад орондо залуу олзо эрхилэгшэд Наговицындэ өөрын түсэлнүүдые харуулаа

Парламентское обозрение

Депутаты Народного Хурала оценили ситуацию на АО «Молоко Бурятии»

Финансы | Главное

Что мешает малому бизнесу работать с госзаказами?

Финансы 16 Октября 2009 г., 00:10

Фото: c cfqnf .biz.kr.ua

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (Москва) опубликовало аналитическую записку, посвященную проблемам малых предприятий к государственным и муниципальным заказам - "Проблемы доступа малых предприятий к государственным и муниципальным заказам: законодательство и реальная практика"  

Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует вот уже 3 года. С момента вступления в силу закон претерпел более 10 редакций.  Инициативы по дальнейшей доработке закона и приведению его в соответствие с потребностями практики продолжают поступать от самых разнообразных лиц и организаций.

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства также включается в дискуссию по вопросам совершенствования законодательства о государственном и муниципальном заказе и начинает серию публикаций, посвященных возможным решениям накопленных в этой сфере противоречий.

Уже стал общим местом тезис о том, что основополагающей функцией государственного и муниципального заказа является стимулирующая функция. Через заказ стимулируются определенные отрасли хозяйства, обеспечивается проведение научных разработок в индустрии высоких технологий, внедряются новые технологии в наукоемких отраслях, обеспечивается ценовая политика и управление материальными потоками, а также создаются новые рынки. Во многих странах государственные и муниципальные заказы используются как средство поддержки малого предпринимательства.

Именно некоторым вопросам поддержки малого бизнеса с помощью государственных и муниципальных заказов и посвящена наша первая публикация.

 Текущее состояние:

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа регулируются статьей 15 Федерального закона«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с указанной статьей государственные и муниципальные заказчики обязаны от 10 до 20 процентов общего годового объема поставок, товаров, выполнения работ, оказания услуг размещать у субъектов малого предпринимательства. Указанный диапазон квоты государственный контрактов не применяется в случае размещения заказа для нужд обороны страны и безопасности государства.

Необходимо отметить, что обязанность размещения определенной доли заказов у субъектов малого предпринимательства была распространена на муниципальных заказчиков лишь в 2009 году.

Этой же статьей регулируются начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа. Ранее эта цена варьировалась в пределах от 2 (в случае оказания услуг) до 3 млн. рублей (в случае поставки товаров, выполнения работ). С 2009 года Постановлением Правительства РФ размер лотов для субъектов малого предпринимательства был увеличен в пять раз с 3 млн. до 15 млн. рублей.

Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ. В 2009 году данный перечень был существенно расширен, в него был включен широкий перечень дополнительных позиций.

Кризисные явления в экономике России стали дополнительным катализатором расширения участия малого бизнеса в государственных закупках.  Государственный заказ на всех уровнях власти был назван одной из приоритетных антикризисных мер поддержки предпринимательского сектора. В связи с этим значительно увеличились предполагаемые объемы размещения заказов у субъектов малого предпринимательства. Как сообщила в своем выступлении на открытии Форума-выставки «Госзаказ-2009» заместитель министра экономического развития А.В. Попова, «объем госзаказа в 2009 году составит 4 триллиона рублей с учетом оборонзаказа, при этом объем государственных закупок у предприятий малого бизнеса составит 800 миллиардов рублей».

Как следствие, в 2009 году количество субъектов малого предпринимательства, участвующих в государственных закупках увеличилось многократно.  

Тем не менее, несмотря на отмеченные благоприятные тенденции в части поддержки малого предпринимательства посредством государственного заказа, существуют вопросы, которые на данный момент остаются без ответа. Остановимся на некоторых их них.

1) Отсутствие эффективного контроля за выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства. Как уже было сказано, существует определенная квота по размещению государственных и муниципальных заказов у субъектов малого предпринимательства. В прошлых периодах указанное требование, как правило, редко соблюдалась, что зачастую обуславливалось отсутствием каких-либо санкций за ее несоблюдение. Административная ответственность за нарушение квоты была введена лишь в середине 2009 года. При этом можно констатировать, что практика применения мер ответственности по отношению к «недобросовестным заказчикам», не соблюдающим квоту, пока не сложилась. По некоторым оценкам, доля стоимости государственных контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, не превышает в 2009 году 2% (причем федеральные заказчики заключили с малыми предприятиями контрактов в стоимостном выражении не более 1% всех контрактов), а доля участия малых предприятий в аукционах – не больше 11%[1]. Несоблюдение законодательно закрепленной квоты снижает действенность государственной поддержки малых предприятий через государственный и муниципальный заказ.

2) Вопрос статистического учета доли малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе. Данный вопрос фактически является смежным с предыдущим вопросом.Существующая система статистического учета (форма отчетности «1-торги») не позволяет более-менее достоверно оценить реальный вес малого бизнеса в государственном и муниципальном заказе. По мнению экспертов, статистическая форма наблюдений «1-торги» дает ответы лишь на три из восьми вопросов, связанных с участием субъектов малого предпринимательства в госзаказе, и то весьма неполно[2]. В связи с этим порядок расчета объема заказов, который следует разместить у субъектов малого предпринимательства, определен нечетко. Сложившаяся ситуация позволяет заказчикам манипулировать квотой заказов, предназначенных для размещения у субъектов малого предпринимательства.

3) Сложности с официальным подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого предпринимательства. Однако заказчики в большинстве случаев не имеютвозможности проверить участников размещения заказа на предмет соответствия этим требованиям[3]. Основной проблемой здесь является отсутствие официального порядка подтверждения информации о статусе субъекта малого предпринимательства в законодательстве о размещении заказов. Такая ситуация увеличивает вероятность возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков.

4) Недостаточный уровень использования государственного заказа для поддержки малого предпринимательства. В настоящее время наблюдается значительный рост объема закупок для государственных нужд. За период 2000-2007 гг. он вырос почти в 9 раз. Сейчас объем государственного заказа составляет порядка 9% ВВП. При этом сфера применения государственного заказа не распространяется на государственные компании и государственные корпорации, в которых действуют внутрикорпоративные правила размещения заказов. В то же время объемы закупок у них составляют значительную величину. Так, например, объемы заказов Газпрома, РЖД и Сбербанка вместе взятых превышают 10% ВВП, а объемы заказов у государственных корпораций – 2% ВВП[4]. Распространение действия Федерального закона № 94-ФЗ на государственные компании и корпорации  позволит расширить сферу применения государственного заказа (а следовательно и возможности участия в государственном заказе малых предприятий) до 15-20% ВВП.

Потенциал поддержки малых предприятий также снижается по причине отсутствия механизмов привлечения субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей у крупных исполнителей государственных и муниципальных контрактов.

5) Низкая доступность информации о государственных и муниципальных закупках. В настоящий момент предусмотрено требования обязательной публикации информации обо всех открыто размещаемых заказах на официальных сайтах в сети Интернет. Более того, статьей 16 Федерального закона«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ввод в 2011 году в эксплуатацию единого информационного ресурса о государственных и муниципальных закупках – Общероссийского сайта. Предполагается, что указанная мера обеспечит значительное расширение информационного поля системы государственных и муниципальных закупок. Общероссийский сайт позволит достичь консолидации ныне разрозненной системы официальных сайтов и обеспечит единый формат предоставления информации о размещении заказов[5]. Пока же сложности с доступом к информации о торгах, предназначенных для субъектов малого предпринимательства, продолжают возникать. . Пока же сложности с доступом к информации о торгах, предназначенных для субъектов малого предпринимательства, продолжают возникать. Получить информацию по всем закупкам с участием малых предприятий на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.ru) фактически невозможно, такая информация доступна лишь за ограниченный период времени и по конкретному способу размещения заказа. С другой стороны, функция поиска информации на региональных сайтах также реализована не очень удобно. По экспертным оценкам, среди 83 субъектов федерации лишь 14% сайтов предоставляют возможность собрать информацию об участии субъектов малого предпринимательства в государственном заказе, 61% региональных сайтов не дают вообще никакой информации об этом[6]. Существует вероятность того, что появление нового Общероссийского сайта вряд ли решит проблему с поиском соответствующей информации.

6) Невысокий уровень осведомленности и низкий уровень доверия предпринимателей к государственному и муниципальному заказу. Как показывает практика, предприниматели могут ничего не знать о госзаказе, а если знать, то не верить в возможность выигрыша. Участие в торгах может ассоциироваться у малых предприятий с большими сложностями и даже с усилением контроля за деятельностью компании.  Многие предприниматели не участвуют в конкурсных процедурах, поскольку не верят, что они проводятся честно[7].

 

Целевое состояние:

В международной практике получили распространение самые разнообразные подходы к расширению участия малого бизнеса в выполнении государственных заказов. В частности, государство может привлекать малые предприятия к выполнению государственных заказов путем:

·        установления императивного требования для крупных поставщиков привлекать малые предприятия на условиях субконтрактации и субподряда;

·        организации специальных торгов для объединений малых предприятий либо объединений крупных и малых предприятий;

·        квотирования части государственного заказа для малого бизнес;

·        выделения в сложной составной продукции простых частей и размещение заказов на эти простые части среди субъектов малого предпринимательства.

Особое внимание в зарубежных странах уделяется широкому использованию механизмов субподряда, развитию практики «прощенного» государственного заказа для малых предприятий. Так, например, в США при заключении контракта с государством на сумму свыше 50 тыс. долларов генеральный подрядчик обязан передавать в порядке промышленной или научно-технической кооперации часть заказа по субподряду: в договорах с генеральными подрядчиками документально фиксируется процент стоимости контракта, выделяемого для малого бизнеса[8].

Программы поддержки малого бизнеса через государственный заказ также предусматривают широкое информационное обеспечение малых предприятий, внедрение информационных технологий участия малого предпринимательства в размещении заказов.

Предлагаемые меры

С целью улучшения  доступа малых предприятий к государственным и муниципальным заказам предлагается осуществить следующие меры:

1)    Рассмотреть возможность увеличения квоты заказов, размещаемых у малых предприятий, с 20 до 35%.

2)    Усовершенствовать статистические формы отчетности, используемые для количественной оценки участия предприятия в закупках, а также разработать порядок расчета квотируемого объема заказа.

3)    Проработать вопрос о дальнейшем ужесточении мер ответственности за нарушение квоты по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства. В частности, предлагается предусмотреть уголовное наказание за неоднократное нарушение данной квоты, для чего необходимо внести изменения в Уголовный кодекс.

4)    Разработать механизм подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства.

5)    Распространить сферу действия Федерального закона 94-ФЗ на заказы государственных компаний и государственных корпораций, обеспечить доступ субъектов малого предпринимательства к получению таких заказов.

6)    Проработать вопрос о применении к победителям торгов требований по привлечению субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей по государственным и муниципальным контрактам.

7)    Расширить информационно-консультационную поддержку предприятий – потенциальных участников закупок. В частности, предлагается:

·       осуществлять активную пропаганду государственного заказа в федеральных СМИ;

·       разрабатывать специальные рекомендации малым предприятиям по участию в торгах;

·       формировать реестры «лучших практик» участия малых предприятий в государственных и муниципальных закупках.

8)    Организовать систему мониторинга размещения заказов у субъектов малого предпринимательства с участием представителей бизнес-ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей. Перспективным направлением в этой связи может статьразработка и формирование общероссийских и региональных рейтингов, оценивающие деятельность заказчиков при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства.



[1] Малому бизнесу нужно больше преференций при участии в госзакупках. – http://allmedia.ru/newsitem.asp?id=859457 (21.09.2009).

[2] Там же.

[3] Воробьева О.М. Размещение заказа у субъектов малого предпринимательства: существующие проблемы и пути их решения. – http://bujet.ru/article/54282.php (10.10.2009).

[4] По оценкам Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

[5] Внедрение Общероссийского официального сайта и электронных торговых площадок в сети Интернет для размещения информации о заказах. – http://www.rcsme.ru/news.asp?sectionid=1&newsid=44190 (01.10.2009).

[6] Малому бизнесу нужно больше преференций при участии в госзакупках. – http://allmedia.ru/newsitem.asp?id=859457 (21.09.2009).

[7] Куликов А. Малышам здесь не место. Российская Бизнес-газета № 705 (21) от 9 июня 2009 г.

[8] Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 36.

Октябрь,2009 г. Москва.

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

24 Марта 2016 г.

Почти 200 миллионов рублей направили в Бурятии за три последних года на поддержку начинающих фермеров

Реализация мероприятий по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм проходит при финансовой поддержке со стороны Правительства России с 2012 года.

06 Ноября 2015 г.

В 2016 году из федерального бюджета Бурятия получит средства на лесопожарную технику и поддержку села

В объеме 17 млрд 676,6 млн. рублей учтен общий объем безвозмездных поступлений в бюджет Бурятии на 2016 год. Из этой суммы 13,4 млрд рублей выделено на прямые дотации, 13,2 млрд рублей на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, 250 млн рублей на меры по обеспечению сбалансированности бюджетов. Об этом сообщает Восток-Телеинформ со ссылкой на проект республиканского бюджета на 2016 год.

20 Апреля 2015 г.

Мэр Улан-Удэ за год стал богаче почти на миллион рублей

Сведения о доходах за 2014 год опубликовали первые лица администрации Улан-Удэ. Так, согласно декларации, размещенной на официальном сайте мэрии, руководитель столицы Бурятии Александр Голков заработал за прошлый год 5,2 млн рублей. В 2013 году его доход составлял 4,3 млн рубелей. Таким образом, доходы мэра увеличились за год на 900 тыс. рублей.

17 Апреля 2015 г.

Депутаты Госдумы от Бурятии раскрыли свои доходы за 2014 год

Сведения о доходах за 2014 год опубликовали депутаты Государственной Думы России от Бурятии. Согласно декларации, опубликованной на официальном сайте Госдумы, больше всех из депутатов нижней палаты парламента от республики заработал Михаил Слипенчук, меньше всего – Иринчей Матханов.

16 Апреля 2015 г.

Министры Бурятии раскрыли сведения о своих доходах за 2014 год

Меньше всех в 2014 году заработал министр природных ресурсов республики Юрий Сафьянов. Его задекларированный доход составил 1,8 млн рублей. В собственности у него зарегистрировано три земельных участка общей площадью 3789 кв. м, жилой дом площадью 250 кв. м, три автомобиля - Toyota Land Cruiser PRADO, Mercеrdes BENZ ML 280, Toyota Land Cruiser 200. Супруга Сафьянова задекларировала два земельных участка площадью 580 и 1000 кв.м, а также дом в 250 кв.м. Дохода за прошедший год не зарегистрировано.

Лента новостей
20.01.2017

12:30 Происшествия

В Чите пенсионерка спугнула из банка грабителя с пистолетом

12:20 Происшествия

В Бурятии Роспотребнадзор оштрафовал кадетскую школу-интернат

12:00 Происшествия

В Иркутской области мать задушила двух своих детей 2 и 5 лет и вызвала полицию

11:45 Погода

В Бурятию этой ночью до 45 мороза, прогнозируются наледные явления и провал под лед

11:37 Происшествия

В пригороде Улан-Удэ утром маньяк изнасиловал и ограбил женщину

11:26 Происшествия

В Бурятии изъяли свыше 18 тонн непищевой спиртосодержащей продукции

11:12 Экономика, бизнес

ТГК-14 отключило от тепла еще 4 объекта Минобороны

10:23 Спорт

В Центре стрелковой подготовки в Улан-Удэ откроют новый тир

10:15 Культура

Более 21 миллиона рублей выделят на строительство спортивных объектов в Бурятии

09:55 Общество

В Бурятии с приходом зимы стали чаще гореть автомобили

09:47 Культура

Артист русского драматического театра Николай Брагин проведет бенефис в честь 20-летия

09:37 Общество

277 электронных полисов ОСАГО продали в Бурятии с начала года

09:15 Общество

Агентство лесного хозяйство подвело итоги охраны елочек в предновогодний период

08:22 Происшествия

Одна из трех пострадавших в ДТП на Селенигнском мосту Улан-Удэ отпущена домой

08:09 Общество

Олимпийская чемпионка Инна Степанова купит квартиру в центре Улан-Удэ

07:54 Происшествия

В Еравнинском районе Бурятии поймали вора-домушника

07:42 Экономика, бизнес

Улан-Удэнский авиазавод поставит вертолёты Ми-8АМТШ на вооружение Нацгвардии России

07:20 Общество

В Бурятии устранили угрозу затопления домов в Гусином озере

07:11 Общество

В Иркутской области на смену «Боярышнику» пришел 40-градусный спиртовой ароматизатор

07:06 Общество

В Бурятии студенты вышли в рейд с сотрудниками ГИБДД

06:50 Происшествия

В Улан-Удэ на Селенгинском мосту произошло крупное ДТП

06:19 Эко-Новости

Глава Бурятии представит Владимир Путину концепцию создания центра изучения пресной воды

06:09 Происшествия

В Бурятии прокопали бульдозером реку, чтобы спасти от затопления поселок Гусиное озеро (видео)

05:58 Общество

В Бурятии электричку в восточном направлении предлагают запускать только в дачный сезон

05:54 Спорт

В Бурятии пройдет олимпиада по физкультуре

05:49 Экономика, бизнес

В Бурятии реконструируют крупные подстанции в столице и турзоне «Байкальская гавань»

05:48 Общество

В Бурятии многодетные семьи получат деньги на открытие бизнеса

05:40 Экономика, бизнес

Три миллиарда рублей выделят в Бурятии на ремонт дорог и мостов в 2017 году

05:37 Происшествия

В Бурятии мужчина на микроавтобусе врезался в забор

05:33 Экономика, бизнес

Выращивать орхидеи и производить пляжные зонтики будут в Бурятии новые инвесторы из Китая

«« Январь 2017 »»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 

Людмила Тимофеева

20.01 05:19

Уважаемый Арнольд Кириллович! Я глубоко уважаю Вашу активную деятельность в высших эшелонах власти! Выражаю благодарность за высокую оценку Вашей  работы. Горда за всю Бурятию! Ждём у себя на Родине. Международный форум, который пройдёт в июле на Байкале, даст новый импульс к развитию нашей республики!  

Арнольд Тулохонов: Я не Барак Обама

Людмила Алексеевна

20.01 05:07

Давно назрела необходимость сокращения отчётности учителей!

В Бурятии займутся проблемой сокращения отчетности учителей

Александр

19.01 10:41

Да вы хоть 50 сессий Проведите, толку 0. Посмотрите вокруг на проблемы жизни народа, сидите жирные коты. Послушать Чепика мы в Сингапуре живем. Позор.

Депутаты Народного Хурала Бурятии в 2016 году провели 10 сессий

Сергей

17.01 07:11

Байкало-Ангарская прокуратура проверяла и выявила, что 25 рыболовецких совхозов деньги под квоту получали, обратной связи нет. То есть омуль реально не выпускался. Вот тут вообще не понятно, какая связь между рыбодобывающими предприятиями и рыборазведением? Рыбоводные заводы не могут производителей и икру заготовить только по причине того что омуля в реках нет. Вылавливается он! Посмотрите на трассе М55 сколько икры продается! Запрет нужен тотальный!

В Бурятии проверят результативность разведения омуля

Система Orphus