Новый год

Агентство лесного хозяйство подвело итоги охраны елочек в предновогодний период

Погода

В Бурятию этой ночью до 45 мороза, прогнозируются наледные явления и провал под лед

Отопительный сезон

С 19 января ТГК-14 отключит от тепла объекты Минобороны в Бурятии и Забайкальском крае

Будь бдителен

В пригороде Улан-Удэ утром маньяк изнасиловал и ограбил женщину

Новости Азии

Выращивать орхидеи и производить пляжные зонтики будут в Бурятии новые инвесторы из Китая

Новости на бурятском языке

Буряад орондо залуу олзо эрхилэгшэд Наговицындэ өөрын түсэлнүүдые харуулаа

Парламентское обозрение

Депутаты Народного Хурала оценили ситуацию на АО «Молоко Бурятии»

Образование | Главное

Школа 21 века: детей нельзя заставлять

Образование 30 Ноября 2010 г., 13:11

Школьный день начинается рано, жизнь по звонку, как в армии. Это приучает к порядку. Порядок и в кабинете литературы. На окнах цветы, на столе ровная стопка учебников, а у стены – идеально чистое пианино. Видеть музыкальный инструмент в кабинете русского языка и литературы немного странно. Удивляешься еще больше, когда узнаешь, что инструмент рабочий и используется на занятиях.  

- Мы сейчас проходим Пушкина, а вот в следующей четверти как раз доберемся до Лермонтова. Его стихи - одни из самых музыкальных, они прекрасно ложатся на музыку, - раскладывая тетрадки на столе, охотно объясняет присутствие пианино Людмила Алексеева, учитель русского языка и литературы школы №9 Улан-Удэ. 

У нее сегодня пять уроков и классный час. И так – почти все пять дней в неделю. Людмила Алексеева – музыкант по первому образованию, учитель русского языка и литературы по второму и юрист по третьему. «На юриста выучилась, когда однажды решила сменить профессию, - говорит она, - но после стажировки поняла, что это не мое и вернулась в школу».

- Когда решила стать учителем? – она как будто даже немного удивляется вопросу, - еще в детстве. Кто-то хотел стать космонавтом, кто-то летчиком. А я – учителем. Не люблю громких слов, но, наверное, это мое призвание.

«В детстве», как Людмила Батоевна пояснила чуть позже, это в 10 лет. Тогда подружка Наташа заболела, пропустила месяц занятий и Людмилу попросили позаниматься с девочкой – помочь, подтянуть. «Я ходила с ней заниматься, - рассказала Людмила Батоевна, - и она, несмотря на то, что сильно отстала, подтянулась. Меня похвалили и сказали, что у меня педагогический дар. Я поверила и больше никем не хотела стать так, как учителем. Но моя мама, понимаете, видела меня на сцене, в свете прожекторов за исполнением Баха и Шуберта - я училась в музыкальной школе. Так что по настоянию мамы, которой сказали, что у ее дочери большой талант, поступила в музыкальное училище по классу фортепьяно. На третьем курсе поняла, что не гений, а быть посредственным музыкантом – лучше уж вообще не занимать свое время. И я поступила, все-таки, в педагогический институт на филологическое отделение. Мне казалось, и я до сих пор так думаю, что литература и музыка это два вида искусства очень близкие, они прекрасно дополняют руг друга».

Звенит звонок. Шум и гам, царящие в коридоре, стихают прямо перед дверью, а вместе с ними пропадает и ощущение присутствия в зоопарке: в класс входят уже вполне себе ученического вида дети. С сумками и вежливым «здравствуйте». Пока идет урок, борюсь с желанием поднять руку и выйти к доске. Наверное, такое чувство знакомо каждому взрослому, нечаянно  попавшему в класс на урок. В перерывах между уроками продолжаем разговор.

Не надо лукавить с детьми 

Дебютировала в качестве учителя Людмила Алексеева в школе №9, в Улан-Удэ – 27 лет назад. Сначала учителем музыки, а после получения диплома стала преподавать русский и литературу. Музыка в преподавании очень помогала, особенно в первое время:

- Я устраивала целые постановки на уроках, с музыкальным сопровождением, организовывала инсценировки, приглашала музыкантов из нашей филармонии (благо, там было много моих знакомых), музейных работников. Согласитесь – одно дело, когда ты читаешь поэму, совсем другое, когда еще и смотришь и слушаешь, как ее спели. Такие вещи очень помогают – от этого учебный процесс только выигрывает. Эта работа не пропала даром: по ней я разработала авторскую программу «Искусство Бурятии» и потом внедряла ее в своей школе. Тогда эта тема, воспитание нравственности, была особенно актуальной.

«Тогда» - это в 90-е годы. Перестройка, смена режима, с нравственностью в стране была «напряженка». А ученики Людмилы Батоевны писали стихи, которые затем издавали, чуть ли не методом «самиздата», небольшими сборниками, публиковали в газетах, посвящали любимой учительнице. «С детьми, - говорит она, - нужно общаться на равных, не надо лукавить. Они сразу чувствуют, когда учитель искренен и заинтересован в ребенке, а когда просто делает свою работу, без шага вправо и влево, я так это объясняю».

В 1992 году она выиграла первый в истории Бурятии конкурс «классных» руководителей. Именно с программой по воспитанию нравственности: ее ученики прекрасно декламировали стихи, разбирались в искусстве, одним словом, выделялись среди своих сверстников.          

Семья и школа: только вместе 

- Классным руководителям даны такие рычаги воздействия на ребенка, что он может очень многое, - говорит Алексеева, - У меня сейчас девятый класс, некоторые из моих нынешних ребят – это дети моих же учеников. Мне, возможно, именно поэтому, проще работать и находить общий язык с детьми – мы заодно с родителями. Я, например, категорически не согласна с утверждением, что школа должна воспитывать ребенка. Нет, я нисколько не отрицаю роль учителя, но воспитать полноценную личность школа без поддержки семьи не в состоянии, так же, как семья без школы. Только вместе. Только так.

В 1990-х Людмила Алексеева увлеклась системой развивающего обучения. «Этих систем довольно много разработано,  - поясняет она, - но мне ближе других система Эльконина и Давыдова. Я лично знакома с авторами учебника развивающего обучения по русскому языку, проходила специальные курсы. Эта программа принципиально отличается от системы так называемого «советского» метода обучения, по которому учились многие поколения наших граждан. Сам принцип иной, это новая технология, где во главе всего учебного процесса не учитель, а ученик. Он не объект, которому надо в голову знаний натолкать, и, желательно, как можно больше, а субъект, который обучается сам. Задача учителя при этом – дать ему необходимые инструменты. Научить самоконтролю, самооценке, умению задавать правильные вопросы, научить подать себя. В этом плане наша школа – девятая – на сегодня единственная в республике, обеспечившая преемственность систем развивающего обучения между начальной и подростковой школой».

С этой темой - развивающего обучения – Людмила Алексеева побывала в Москве, на российском конкурсе, стала дипломантом, а когда приехала, внедрила еще одно новшество: стала приглашать на уроки представителей общественности.

Открытый урок для министра 

- Школа – это не закрытое сообщество, само по себе существовать не может. Есть ведь общество, в нем происходят процессы, на которые она должна отзываться. И это тоже было новым делом – это сейчас попечительские и общественные советы в школах стали делом привычным. Тогда мы были первыми, кто заговорил о том, что в образование нужно привлекать общественность.

На открытых уроках у Людмилы Алексеевой побывал чуть ли не весь свет республиканских политиков, чиновников. Среди них – Татьяна Быкова, ныне руководитель администрации Советского района Улан-Удэ, Виктор Кукшинов, сейчас руководитель Торгово-промышленной палаты, Татьяна Думнова, министр экономики. «Поначалу у многих настрой был скептический, сами знаете, в каком непростом районе мы расположены (школа находится в районе «Батарейка», - ред), - но с  уроков уходили совсем с другим чувством. Они видели разницу. Возможно даже между тем, как учили их и как учим теперь мы. Это новая школа. Школа 21 века».

- А как вы это выражение понимаете? – спрашиваю, - Вот в стране идет модернизация системы образования, компьютеры, интерактивные доски. Это все входит в понятие школы 21 века?  

- Только постольку поскольку. Новые технологии, конечно, нужны в том плане, что нынешние дети и те, которые учились в школе лет 10-20 назад, очень отличаются друг от друга. Они пользуется всеми техническими новинками, и учить их посредством доски и мела – это уже прошлый век. Но не компьютер в классе главный. Сейчас дети более самостоятельные, они более информированы -  у них же есть целый Интернет – но (и это большая проблема для нас, учителей литературы) они мало читают.

- Так может, им неинтересно?   

- А нужно заинтересовать. Ведь на то и учитель: как, скажем, подать «Евгения Онегина» так, чтобы ребенок сам потянулся его прочесть? Продекламировать отрывок и остановиться на самом интересном месте – тогда ребенок захочет хотя бы пролистать и дочитать, чем там дело закончилось. А там и весь роман прочет.

- А если заставить? Ну, двойкой пригрозить, - продолжаю провокацию.

- Я вообще против ситуаций, когда нужно детей заставлять. Нельзя заставлять, это не  выход. Вот возвращаясь к теме о школе 21 века. Новая школа – это не только нашпигованный современной техникой кабинет. Это в корне другая система: когда учитель - это посредник между ребенком и человечеством.  Какой ребенок войдет в этот мир, во многом зависит от учителя. Мы все хотим, чтобы наш сын или дочь стали успешными, а что мы вкладываем в это понятие? Каким он вырастет - будет эгоистом или человеком с большой душой, «без лжи и укоризны»? Станет патриотом или человеком, которого, кроме себя, ничего не волнует? Наша задача – воспитать «Человека Неравнодушного» – всесторонне развитого, коммуникабельного, отрытого ко всему миру, к рядом стоящему, толерантного. И школа должна формовать такого человека. Вот такая школа и имеет право называться школой 21 века. Она дышит и думает совершенно по-новому.

Помолчали. Людмила Батоевна проверяет тетради – последним уроком был русский язык.

- Хотя вы знаете, - посмотрев в окно, добавила вдруг она, - есть одна вещь, делать которую я детей заставляю – учить стихи. Например, 10 стихов Пушкина. В  выборе стихотворений не ограничиваю: какое нравится, такое выбирают. Я считаю, что дети должны знать классику. Чтобы не было такого, что иностранцы знакомы с нашей  литературой лучше, чем мы сами. Это неправильно.

Занятия на сегодня у Людмилы Батуевны закончились, и классный час прошел, но в кабинете осталось несколько мальчишек. «Да мы просто так, поговорить», - ничуть не смущаясь объясняют они свое присутствие. О чем? Мало ли - о стихосложении или работе на олимпиаду. Наверное, когда не хочется после занятий уходить из класса – это и есть новая школа.

Марина Иванова-Денисова, ИРА «Восток-Телеинформ»

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

19 Января 2017 г.

В Бурятии займутся проблемой сокращения отчетности учителей

Разработать предложения по освобождению учителей от излишней отчетности поручил глава Бурятии Вячеслав Наговицын министерству образования и науки РБ. Свои предложения он попросил выдвинуть и профсоюз РБ, с активом которого накануне провел традиционную встречу.

19 Января 2017 г.

В Улан-Удэ может появиться памятник учителю

В Улан-Удэ может появиться памятник учителю - рассмотреть вопрос о его открытии предложила на встрече с главой Бурятии Вячеславом Наговицыным председатель БРО профсоюза Лариса Жанаева. Наговицын предложил Ларисе Жанаевой создать инициативную группу, после этого предложение будет рассмотрено.

19 Января 2017 г.

Всероссийское родительское собрание по вопросам ЕГЭ пройдет 15 февраля в интернете

Всероссийская встреча с родителями по вопросам проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования в 2017 году пройдет 15 февраля. Общероссийское собрание проведет руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

18 Января 2017 г.

ВСГУТУ в Улан-Удэ весной ожидают выборы ректора

Выборы нового ректора Восточно-Сибирского государственного технологического университета технологий и управления пройдут в мае 2017 года. Об этом корреспонденту ИА «Восток-Телеинформ» сообщил действующий ректор вуза Владимир Сактоев.  Срок его полномочий истекает в мае.

18 Января 2017 г.

Управление ФСБ приглашает выпускников школ на учебу в пограничные институты

Управление ФСБ России по Республике Бурятия приглашает выпускников школ, годных по состоянию здоровья к военной службе для поступления в пограничные институты ФСБ России и обучения по программам среднего и высшего профессионального образования.

Лента новостей
20.01.2017

12:30 Происшествия

В Чите пенсионерка спугнула из банка грабителя с пистолетом

12:20 Происшествия

В Бурятии Роспотребнадзор оштрафовал кадетскую школу-интернат

12:00 Происшествия

В Иркутской области мать задушила двух своих детей 2 и 5 лет и вызвала полицию

11:45 Погода

В Бурятию этой ночью до 45 мороза, прогнозируются наледные явления и провал под лед

11:37 Происшествия

В пригороде Улан-Удэ утром маньяк изнасиловал и ограбил женщину

11:26 Происшествия

В Бурятии изъяли свыше 18 тонн непищевой спиртосодержащей продукции

11:12 Экономика, бизнес

ТГК-14 отключило от тепла еще 4 объекта Минобороны

10:23 Спорт

В Центре стрелковой подготовки в Улан-Удэ откроют новый тир

10:15 Культура

Более 21 миллиона рублей выделят на строительство спортивных объектов в Бурятии

09:55 Общество

В Бурятии с приходом зимы стали чаще гореть автомобили

09:47 Культура

Артист русского драматического театра Николай Брагин проведет бенефис в честь 20-летия

09:37 Общество

277 электронных полисов ОСАГО продали в Бурятии с начала года

09:15 Общество

Агентство лесного хозяйство подвело итоги охраны елочек в предновогодний период

08:22 Происшествия

Одна из трех пострадавших в ДТП на Селенигнском мосту Улан-Удэ отпущена домой

08:09 Общество

Олимпийская чемпионка Инна Степанова купит квартиру в центре Улан-Удэ

07:54 Происшествия

В Еравнинском районе Бурятии поймали вора-домушника

07:42 Экономика, бизнес

Улан-Удэнский авиазавод поставит вертолёты Ми-8АМТШ на вооружение Нацгвардии России

07:20 Общество

В Бурятии устранили угрозу затопления домов в Гусином озере

07:11 Общество

В Иркутской области на смену «Боярышнику» пришел 40-градусный спиртовой ароматизатор

07:06 Общество

В Бурятии студенты вышли в рейд с сотрудниками ГИБДД

06:50 Происшествия

В Улан-Удэ на Селенгинском мосту произошло крупное ДТП

06:19 Эко-Новости

Глава Бурятии представит Владимир Путину концепцию создания центра изучения пресной воды

06:09 Происшествия

В Бурятии прокопали бульдозером реку, чтобы спасти от затопления поселок Гусиное озеро (видео)

05:58 Общество

В Бурятии электричку в восточном направлении предлагают запускать только в дачный сезон

05:54 Спорт

В Бурятии пройдет олимпиада по физкультуре

05:49 Экономика, бизнес

В Бурятии реконструируют крупные подстанции в столице и турзоне «Байкальская гавань»

05:48 Общество

В Бурятии многодетные семьи получат деньги на открытие бизнеса

05:40 Экономика, бизнес

Три миллиарда рублей выделят в Бурятии на ремонт дорог и мостов в 2017 году

05:37 Происшествия

В Бурятии мужчина на микроавтобусе врезался в забор

05:33 Экономика, бизнес

Выращивать орхидеи и производить пляжные зонтики будут в Бурятии новые инвесторы из Китая

«« Январь 2017 »»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 

Людмила Тимофеева

20.01 05:19

Уважаемый Арнольд Кириллович! Я глубоко уважаю Вашу активную деятельность в высших эшелонах власти! Выражаю благодарность за высокую оценку Вашей  работы. Горда за всю Бурятию! Ждём у себя на Родине. Международный форум, который пройдёт в июле на Байкале, даст новый импульс к развитию нашей республики!  

Арнольд Тулохонов: Я не Барак Обама

Людмила Алексеевна

20.01 05:07

Давно назрела необходимость сокращения отчётности учителей!

В Бурятии займутся проблемой сокращения отчетности учителей

Александр

19.01 10:41

Да вы хоть 50 сессий Проведите, толку 0. Посмотрите вокруг на проблемы жизни народа, сидите жирные коты. Послушать Чепика мы в Сингапуре живем. Позор.

Депутаты Народного Хурала Бурятии в 2016 году провели 10 сессий

Сергей

17.01 07:11

Байкало-Ангарская прокуратура проверяла и выявила, что 25 рыболовецких совхозов деньги под квоту получали, обратной связи нет. То есть омуль реально не выпускался. Вот тут вообще не понятно, какая связь между рыбодобывающими предприятиями и рыборазведением? Рыбоводные заводы не могут производителей и икру заготовить только по причине того что омуля в реках нет. Вылавливается он! Посмотрите на трассе М55 сколько икры продается! Запрет нужен тотальный!

В Бурятии проверят результативность разведения омуля

Система Orphus