Молодые ученые - научный потенциал Бурятии

Аюр Гармаев: В Бурятии нужно больше переносить инновации в бизнес

Погода

Сегодня в Улан-Удэ около 0, в этот день 74 года назад родился Джордж Харрисон

Выборы в Бурятии

Праймериз на главу Бурятии единороссы проведут по закрытой модели

Будь бдителен

В Бурятии у 77-летней пенсионерки украли мясо

Новости Азии

СМИ: Китай предлагает провести на свою территорию трубопровод из Байкала

Новости на бурятском языке

Буряад орондо залуу олзо эрхилэгшэд Наговицындэ өөрын түсэлнүүдые харуулаа

Парламентское обозрение

Срок подачи заявлений на пост председателя Конституционного суда завершается в Бурятии в марте

Образование | Главное

Школа 21 века: детей нельзя заставлять

Образование 09 Декабря 2010 г., 12:12

Школьный день начинается рано, жизнь по звонку, как в армии. Это приучает к порядку. Порядок и в кабинете литературы. На окнах цветы, на столе ровная стопка учебников, а у стены – идеально чистое пианино. Видеть музыкальный инструмент в кабинете русского языка и литературы немного странно. Удивляешься еще больше, когда узнаешь, что инструмент рабочий и используется на занятиях. 

- Мы сейчас проходим Пушкина, а вот в следующей четверти как раз доберемся до Лермонтова. Его стихи - одни из самых музыкальных, они прекрасно ложатся на музыку, - раскладывая тетрадки на столе, охотно объясняет присутствие пианино Людмила Алексеева, учитель русского языка и литературы школы №9 Улан-Удэ. 

У нее сегодня пять уроков и классный час. И так – почти все пять дней в неделю. Людмила Алексеева – музыкант по первому образованию, учитель русского языка и литературы по второму и юрист по третьему. «На юриста выучилась, когда однажды решила сменить профессию, - говорит она, - но после стажировки поняла, что это не мое и вернулась в школу».

- Когда решила стать учителем? – она как будто даже немного удивляется вопросу, - еще в детстве. Кто-то хотел стать космонавтом, кто-то летчиком. А я – учителем. Не люблю громких слов, но, наверное, это мое призвание.

«В детстве», как Людмила Батоевна пояснила чуть позже, это в 10 лет. Тогда подружка Наташа заболела, пропустила месяц занятий и Людмилу попросили позаниматься с девочкой – помочь, подтянуть. «Я ходила с ней заниматься, - рассказала Людмила Батоевна, - и она, несмотря на то, что сильно отстала, подтянулась. Меня похвалили и сказали, что у меня педагогический дар. Я поверила и больше никем не хотела стать так, как учителем. Но моя мама, понимаете, видела меня на сцене, в свете прожекторов за исполнением Баха и Шуберта - я училась в музыкальной школе. Так что по настоянию мамы, которой сказали, что у ее дочери большой талант, поступила в музыкальное училище по классу фортепьяно. На третьем курсе поняла, что не гений, а быть посредственным музыкантом – лучше уж вообще не занимать свое время. И я поступила, все-таки, в педагогический институт на филологическое отделение. Мне казалось, и я до сих пор так думаю, что литература и музыка это два вида искусства очень близкие, они прекрасно дополняют руг друга».

 Звенит звонок. Шум и гам, царящие в коридоре, стихают прямо перед дверью, а вместе с ними пропадает и ощущение присутствия в зоопарке: в класс входят уже вполне себе ученического вида дети. С сумками и вежливым «здравствуйте». Пока идет урок, борюсь с желанием поднять руку и выйти к доске. Наверное, такое чувство знакомо каждому взрослому, нечаянно  попавшему в класс на урок. В перерывах между уроками продолжаем разговор.

P1050345.JPG P1050346.JPG 1.JPG

Не надо лукавить с детьми 

Дебютировала в качестве учителя Людмила Алексеева в школе №9, в Улан-Удэ – 27 лет назад. Сначала учителем музыки, а после получения диплома стала преподавать русский и литературу. Музыка в преподавании очень помогала, особенно в первое время:

- Я устраивала целые постановки на уроках, с музыкальным сопровождением, организовывала инсценировки, приглашала музыкантов из нашей филармонии (благо, там было много моих знакомых), музейных работников. Согласитесь – одно дело, когда ты читаешь поэму, совсем другое, когда еще и смотришь и слушаешь, как ее спели. Такие вещи очень помогают – от этого учебный процесс только выигрывает. Эта работа не пропала даром: по ней я разработала авторскую программу «Искусство Бурятии» и потом внедряла ее в своей школе. Тогда эта тема, воспитание нравственности, была особенно актуальной.

«Тогда» - это в 90-е годы. Перестройка, смена режима, с нравственностью в стране была «напряженка». А ученики Людмилы Батоевны писали стихи, которые затем издавали, чуть ли не методом «самиздата», небольшими сборниками, публиковали в газетах, посвящали любимой учительнице. «С детьми, - говорит она, - нужно общаться на равных, не надо лукавить. Они сразу чувствуют, когда учитель искренен и заинтересован в ребенке, а когда просто делает свою работу, без шага вправо и влево, я так это объясняю».

В 1992 году она выиграла первый в истории Бурятии конкурс «классных» руководителей. Именно с программой по воспитанию нравственности: ее ученики прекрасно декламировали стихи, разбирались в искусстве, одним словом, выделялись среди своих сверстников.          

Семья и школа: только вместе 

- Классным руководителям даны такие рычаги воздействия на ребенка, что он может очень многое, - говорит Алексеева, - У меня сейчас девятый класс, некоторые из моих нынешних ребят – это дети моих же учеников. Мне, возможно, именно поэтому, проще работать и находить общий язык с детьми – мы заодно с родителями. Я, например, категорически не согласна с утверждением, что школа должна воспитывать ребенка. Нет, я нисколько не отрицаю роль учителя, но воспитать полноценную личность школа без поддержки семьи не в состоянии, так же, как семья без школы. Только вместе. Только так.

В 1990-х Людмила Алексеева увлеклась системой развивающего обучения. «Этих систем довольно много разработано,  - поясняет она, - но мне ближе других система Эльконина и Давыдова. Я лично знакома с авторами учебника развивающего обучения по русскому языку, проходила специальные курсы. Эта программа принципиально отличается от системы так называемого «советского» метода обучения, по которому учились многие поколения наших граждан. Сам принцип иной, это новая технология, где во главе всего учебного процесса не учитель, а ученик. Он не объект, которому надо в голову знаний натолкать, и, желательно, как можно больше, а субъект, который обучается сам. Задача учителя при этом – дать ему необходимые инструменты. Научить самоконтролю, самооценке, умению задавать правильные вопросы, научить подать себя. В этом плане наша школа – девятая – на сегодня единственная в республике, обеспечившая преемственность систем развивающего обучения между начальной и подростковой школой».

С этой темой - развивающего обучения – Людмила Алексеева побывала в Москве, на российском конкурсе, стала дипломантом, а когда приехала, внедрила еще одно новшество: стала приглашать на уроки представителей общественности. P1050344.JPG

Открытый урок для министра 

- Школа – это не закрытое сообщество, само по себе существовать не может. Есть ведь общество, в нем происходят процессы, на которые она должна отзываться. И это тоже было новым делом – это сейчас попечительские и общественные советы в школах стали делом привычным. Тогда мы были первыми, кто заговорил о том, что в образование нужно привлекать общественность.

На открытых уроках у Людмилы Алексеевой побывал чуть ли не весь свет республиканских политиков, чиновников. Среди них – Татьяна Быкова, ныне руководитель администрации Советского района Улан-Удэ, Виктор Кукшинов, сейчас руководитель Торгово-промышленной палаты, Татьяна Думнова, министр экономики. «Поначалу у многих настрой был скептический, сами знаете, в каком непростом районе мы расположены (школа находится в районе «Батарейка», - ред), - но с  уроков уходили совсем с другим чувством. Они видели разницу. Возможно даже между тем, как учили их и как учим теперь мы. Это новая школа. Школа 21 века».

- А как вы это выражение понимаете? – спрашиваю, - Вот в стране идет модернизация системы образования, компьютеры, интерактивные доски. Это все входит в понятие школы 21 века?  

- Только постольку поскольку. Новые технологии, конечно, нужны в том плане, что нынешние дети и те, которые учились в школе лет 10-20 назад, очень отличаются друг от друга. Они пользуется всеми техническими новинками, и учить их посредством доски и мела – это уже прошлый век. Но не компьютер в классе главный. Сейчас дети более самостоятельные, они более информированы -  у них же есть целый Интернет – но (и это большая проблема для нас, учителей литературы) они мало читают.

- Так может, им неинтересно?   

- А нужно заинтересовать. Ведь на то и учитель: как, скажем, подать «Евгения Онегина» так, чтобы ребенок сам потянулся его прочесть? Продекламировать отрывок и остановиться на самом интересном месте – тогда ребенок захочет хотя бы пролистать и дочитать, чем там дело закончилось. А там и весь роман прочет.

- А если заставить? Ну, двойкой пригрозить, - продолжаю провокацию.

- Я вообще против ситуаций, когда нужно детей заставлять. Нельзя заставлять, это не  выход. Вот возвращаясь к теме о школе 21 века. Новая школа – это не только нашпигованный современной техникой кабинет. Это в корне другая система: когда учитель - это посредник между ребенком и человечеством.  Какой ребенок войдет в этот мир, во многом зависит от учителя. Мы все хотим, чтобы наш сын или дочь стали успешными, а что мы вкладываем в это понятие? Каким он вырастет - будет эгоистом или человеком с большой душой, «без лжи и укоризны»? Станет патриотом или человеком, которого, кроме себя, ничего не волнует? Наша задача – воспитать «Человека Неравнодушного» – всесторонне развитого, коммуникабельного, отрытого ко всему миру, к рядом стоящему, толерантного. И школа должна формовать такого человека. Вот такая школа и имеет право называться школой 21 века. Она дышит и думает совершенно по-новому.

Помолчали. Людмила Батоевна проверяет тетради – последним уроком был русский язык.

- Хотя вы знаете, - посмотрев в окно, добавила вдруг она, - есть одна вещь, делать которую я детей заставляю – учить стихи. Например, 10 стихов Пушкина. В  выборе стихотворений не ограничиваю: какое нравится, такое выбирают. Я считаю, что дети должны знать классику. Чтобы не было такого, что иностранцы знакомы с нашей  литературой лучше, чем мы сами. Это неправильно.

Занятия на сегодня у Людмилы Батуевны закончились, и классный час прошел, но в кабинете осталось несколько мальчишек. «Да мы просто так, поговорить», - ничуть не смущаясь объясняют они свое присутствие. О чем? Мало ли - о стихосложении или работе на олимпиаду. Наверное, когда не хочется после занятий уходить из класса – это и есть новая школа.

Марина Иванова-Денисова, ИРА «Восток-Телеинформ»

P1050350.JPG

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

20 Февраля 2017 г.

В Бурятии треть студентов по окончании вуза не смогли найти работу по специальности

31,4% выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование в Бурятии, за пять последних лет, не смогли найти работу по полученной профессии. 39,4 % работали во время обучения, из них у 20,4 % работа была связана со специальностью, сообщает Восток-Телеинформ со ссылкой на Бурятстат.

19 Февраля 2017 г.

В Бурятии 15,2 тысяч студентов учится по очной форме

В высших учебных заведениях Бурятии обучаются 27,4 тысяч студентов, из них свыше 15,2 тысяч - это студенты-очники. Об этом со ссылкой на и.о. министра образования и науки Республики Бурятия Баира Жалсанова сообщает пресс-служба правительства республики.

17 Февраля 2017 г.

Ио министра образования Баир Жалсанов поставил задачи на 2017 год

Одним из важных документов, который станет основным маршрутом дальнейшего движения республики, в том числе системы образования является стратегия развития Бурятии до 2030 года.  Об этом заявил накануне, 16 февраля, врио министра образования и науки Республики Бурятия Баир Жалсанов, выступая на заседании итоговой коллегии Министерства образования и науки РБ.

16 Февраля 2017 г.

Народный Хурал решил отложить вопрос о новой системе оплаты труда учителей

Народный Хурал Бурятии решил не рассматривать на очередной 22-й сессии, которая назначена на 1 марта, отчет министерства образования и науки Бурятии о результатах внедрения новой системы оплаты труда педагогических работников учреждений общего образования за 2008-2015 годы. В повестку «правительственного» часа его внесла фракция КПРФ.

14 Февраля 2017 г.

Школьникам Бурятии напоминают о сроках подачи заявлений на участие в ГИА-9

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки напоминает, что заявление на участие в государственной итоговой аттестации 2017 года для выпускников 9 классов необходимо подать до 1 марта (включительно). Для участия в ГИА-9 выпускник должен написать в своей школе заявление, в котором указываются выбранные для сдачи учебные предметы и форма итоговой аттестации - основной государственный экзамен (ОГЭ) или государственный выпускной экзамен (ГВЭ).

Лента новостей
25.02.2017

05:26 Спорт

Алиса Жамбалова выступит на чемпионате мира в Финляндии

04:56 Общество

Сангха России опубликовала астрологический прогноз на 2017 год

04:33 Происшествия

В Улан-Удэ водитель пострадал, врезавшись в электроопору

04:12 Культура

Сагаалган и Масленицу отметят в Этнографическом музее народов Забайкалья

04:00 Город

В Улан-Удэ сегодня будет усилена работа общественного транспорта

03:17 Погода

Сегодня в Улан-Удэ около 0, в этот день 74 года назад родился Джордж Харрисон

03:09 Город

Сегодня в буддийских центрах Улан-Удэ пройдут религиозные обряды очищения "Дугжууба"

24.02.2017

05:46 Происшествия

Бдительные жильцы дома в Улан-Удэ не дали украсть колеса автомобиля

05:32 Погода

В Улан-Удэ снег, днем около нуля, 62 года назад в этот день родился Стив Джобс

05:10 Происшествия

В Бурятии у 77-летней пенсионерки украли мясо

04:57 Происшествия

В Улан-Удэ сгорел дачный дом

03:54 Общество

В Бурятии сняли первый Инстаграмм-сериал о Байкале

03:45 Спорт

Спортсмены из Бурятии участвуют в чемпионате России о боевому самбо

23.02.2017

09:04 Происшествия

В горах Бурятии сохраняется опасность схода лавин

05:50 Общество

В Улан-Удэ в честь Дня защитников отечества устроят салют

03:47 Происшествия

В Улан-Удэ автомобиль сбил первоклассника

22.02.2017

11:23 Погода

В Бурятии 23 февраля небольшой снег, местами потеплеет до нуля градусов

11:07 Экономика, бизнес

В Бурятии сообщили о предбанкротном состоянии курортов «Горячинск» и «Аршан»

10:47 Экономика, бизнес

85% дорог в Улан-Удэ к 2025 году обещают привести в порядок

10:27 Экономика, бизнес

Авиакомпания «Ангара» начала выполнять рейсы на север Бурятии

10:11 Общество

Жителей Бурятии просят в режиме онлайн сообщать о местах незаконной продажи «боярышника»

10:07 Общество

В Бурятии создали клуб «настоящих родителей»

09:55 Происшествия

В центре Улан-Удэ произошло крупное ДТП

09:52 Общество

Бурят-монгольский зурхай на неделю, с 22 февраля по 28 февраля

09:34 Общество

Женщинам офицерам УФСИН Бурятии в канун 23 февраля вручили погоны

09:29 Экономика, бизнес

Энергетики Бурятии проведут праздники на «боевом посту»

09:23 Общество

Военным Восточного округа вручили деньги на покупку свыше тысячи квартир

09:19 Общество

МЧС Бурятии на праздники перевели в режим повышенной готовности

08:56 Экономика, бизнес

Сбербанк запустил онлайн-вклад с повышенными ставками

08:46 Общество

В исправительной колонии в Улан-Удэ установили молитвенный барабан

«« Февраль 2017 »»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
18
26
27
28
 
 
 
 
 

АлекГ

23.02 12:29

До Пекина и 10 метровой трубы не хватит, выпьют по дороге. Так что объемы будут большие и ущерб Байкалу будет огромным.

СМИ: Китай предлагает провести на свою территорию трубопровод из Байкала

Альбина Черных

22.02 18:26

      Не понимаю, кто продвигает в массы мысль о том, что в Бурятии какие-то проблемы с бурятским языком. Многие буряты дома между собой общаются на родном языке, в транспорте ежедневно слышна бурятская речь и воспринимается это всеми всегда нормально. В школах язык преподается, учебники и учебные пособия есть, причем весьма адекватные, учителя по этому направлению выпускаются нашим вузом ежегодно. На радио и телевидении передачи на бурятском тоже есть. Кому чего не хватает? К чему все эти разговоры о том, что язык уходит, а то и вообще умирает? Я улан-удэнка в третьем поколении, поэтому мне кажется, что имею моральное право делать выводы, но таких разговоров никогда не понимала.

Врио главы Бурятии Алексей Цыденов рассказал о своей семье

Ган

22.02 18:10

Странно, что ему сразу дали условный срок, так как у него уже имелась судимость. На второй раз обычно не прощают.

Улан-удэнцу, попытавшемуся взорвать банкомат, поменяли срок с условного на реальный

Система Orphus