Новый год

В новогодние каникулы поездами воспользовались пять миллионов человек

Погода

По Бурятии в ночь на Крещение ожидается до 45 градусов мороза

Отопительный сезон

С 19 января ТГК-14 отключит от тепла объекты Минобороны в Бурятии и Забайкальском крае

Будь бдителен

В Бурятии около 600 полицейских будут работать в Крещенскую ночь

Новости Азии

На границе с Монголией обнаружили сгоревший труп в багажнике автомобиля

Новости на бурятском языке

Буряад орондо залуу олзо эрхилэгшэд Наговицындэ өөрын түсэлнүүдые харуулаа

Парламентское обозрение

В Народном Хурале обсудили поддержку малых инновационных предприятий

Образование | Главное

Школа 21 века: детей нельзя заставлять

Образование 09 Декабря 2010 г., 12:12

Школьный день начинается рано, жизнь по звонку, как в армии. Это приучает к порядку. Порядок и в кабинете литературы. На окнах цветы, на столе ровная стопка учебников, а у стены – идеально чистое пианино. Видеть музыкальный инструмент в кабинете русского языка и литературы немного странно. Удивляешься еще больше, когда узнаешь, что инструмент рабочий и используется на занятиях. 

- Мы сейчас проходим Пушкина, а вот в следующей четверти как раз доберемся до Лермонтова. Его стихи - одни из самых музыкальных, они прекрасно ложатся на музыку, - раскладывая тетрадки на столе, охотно объясняет присутствие пианино Людмила Алексеева, учитель русского языка и литературы школы №9 Улан-Удэ. 

У нее сегодня пять уроков и классный час. И так – почти все пять дней в неделю. Людмила Алексеева – музыкант по первому образованию, учитель русского языка и литературы по второму и юрист по третьему. «На юриста выучилась, когда однажды решила сменить профессию, - говорит она, - но после стажировки поняла, что это не мое и вернулась в школу».

- Когда решила стать учителем? – она как будто даже немного удивляется вопросу, - еще в детстве. Кто-то хотел стать космонавтом, кто-то летчиком. А я – учителем. Не люблю громких слов, но, наверное, это мое призвание.

«В детстве», как Людмила Батоевна пояснила чуть позже, это в 10 лет. Тогда подружка Наташа заболела, пропустила месяц занятий и Людмилу попросили позаниматься с девочкой – помочь, подтянуть. «Я ходила с ней заниматься, - рассказала Людмила Батоевна, - и она, несмотря на то, что сильно отстала, подтянулась. Меня похвалили и сказали, что у меня педагогический дар. Я поверила и больше никем не хотела стать так, как учителем. Но моя мама, понимаете, видела меня на сцене, в свете прожекторов за исполнением Баха и Шуберта - я училась в музыкальной школе. Так что по настоянию мамы, которой сказали, что у ее дочери большой талант, поступила в музыкальное училище по классу фортепьяно. На третьем курсе поняла, что не гений, а быть посредственным музыкантом – лучше уж вообще не занимать свое время. И я поступила, все-таки, в педагогический институт на филологическое отделение. Мне казалось, и я до сих пор так думаю, что литература и музыка это два вида искусства очень близкие, они прекрасно дополняют руг друга».

 Звенит звонок. Шум и гам, царящие в коридоре, стихают прямо перед дверью, а вместе с ними пропадает и ощущение присутствия в зоопарке: в класс входят уже вполне себе ученического вида дети. С сумками и вежливым «здравствуйте». Пока идет урок, борюсь с желанием поднять руку и выйти к доске. Наверное, такое чувство знакомо каждому взрослому, нечаянно  попавшему в класс на урок. В перерывах между уроками продолжаем разговор.

P1050345.JPG P1050346.JPG 1.JPG

Не надо лукавить с детьми 

Дебютировала в качестве учителя Людмила Алексеева в школе №9, в Улан-Удэ – 27 лет назад. Сначала учителем музыки, а после получения диплома стала преподавать русский и литературу. Музыка в преподавании очень помогала, особенно в первое время:

- Я устраивала целые постановки на уроках, с музыкальным сопровождением, организовывала инсценировки, приглашала музыкантов из нашей филармонии (благо, там было много моих знакомых), музейных работников. Согласитесь – одно дело, когда ты читаешь поэму, совсем другое, когда еще и смотришь и слушаешь, как ее спели. Такие вещи очень помогают – от этого учебный процесс только выигрывает. Эта работа не пропала даром: по ней я разработала авторскую программу «Искусство Бурятии» и потом внедряла ее в своей школе. Тогда эта тема, воспитание нравственности, была особенно актуальной.

«Тогда» - это в 90-е годы. Перестройка, смена режима, с нравственностью в стране была «напряженка». А ученики Людмилы Батоевны писали стихи, которые затем издавали, чуть ли не методом «самиздата», небольшими сборниками, публиковали в газетах, посвящали любимой учительнице. «С детьми, - говорит она, - нужно общаться на равных, не надо лукавить. Они сразу чувствуют, когда учитель искренен и заинтересован в ребенке, а когда просто делает свою работу, без шага вправо и влево, я так это объясняю».

В 1992 году она выиграла первый в истории Бурятии конкурс «классных» руководителей. Именно с программой по воспитанию нравственности: ее ученики прекрасно декламировали стихи, разбирались в искусстве, одним словом, выделялись среди своих сверстников.          

Семья и школа: только вместе 

- Классным руководителям даны такие рычаги воздействия на ребенка, что он может очень многое, - говорит Алексеева, - У меня сейчас девятый класс, некоторые из моих нынешних ребят – это дети моих же учеников. Мне, возможно, именно поэтому, проще работать и находить общий язык с детьми – мы заодно с родителями. Я, например, категорически не согласна с утверждением, что школа должна воспитывать ребенка. Нет, я нисколько не отрицаю роль учителя, но воспитать полноценную личность школа без поддержки семьи не в состоянии, так же, как семья без школы. Только вместе. Только так.

В 1990-х Людмила Алексеева увлеклась системой развивающего обучения. «Этих систем довольно много разработано,  - поясняет она, - но мне ближе других система Эльконина и Давыдова. Я лично знакома с авторами учебника развивающего обучения по русскому языку, проходила специальные курсы. Эта программа принципиально отличается от системы так называемого «советского» метода обучения, по которому учились многие поколения наших граждан. Сам принцип иной, это новая технология, где во главе всего учебного процесса не учитель, а ученик. Он не объект, которому надо в голову знаний натолкать, и, желательно, как можно больше, а субъект, который обучается сам. Задача учителя при этом – дать ему необходимые инструменты. Научить самоконтролю, самооценке, умению задавать правильные вопросы, научить подать себя. В этом плане наша школа – девятая – на сегодня единственная в республике, обеспечившая преемственность систем развивающего обучения между начальной и подростковой школой».

С этой темой - развивающего обучения – Людмила Алексеева побывала в Москве, на российском конкурсе, стала дипломантом, а когда приехала, внедрила еще одно новшество: стала приглашать на уроки представителей общественности. P1050344.JPG

Открытый урок для министра 

- Школа – это не закрытое сообщество, само по себе существовать не может. Есть ведь общество, в нем происходят процессы, на которые она должна отзываться. И это тоже было новым делом – это сейчас попечительские и общественные советы в школах стали делом привычным. Тогда мы были первыми, кто заговорил о том, что в образование нужно привлекать общественность.

На открытых уроках у Людмилы Алексеевой побывал чуть ли не весь свет республиканских политиков, чиновников. Среди них – Татьяна Быкова, ныне руководитель администрации Советского района Улан-Удэ, Виктор Кукшинов, сейчас руководитель Торгово-промышленной палаты, Татьяна Думнова, министр экономики. «Поначалу у многих настрой был скептический, сами знаете, в каком непростом районе мы расположены (школа находится в районе «Батарейка», - ред), - но с  уроков уходили совсем с другим чувством. Они видели разницу. Возможно даже между тем, как учили их и как учим теперь мы. Это новая школа. Школа 21 века».

- А как вы это выражение понимаете? – спрашиваю, - Вот в стране идет модернизация системы образования, компьютеры, интерактивные доски. Это все входит в понятие школы 21 века?  

- Только постольку поскольку. Новые технологии, конечно, нужны в том плане, что нынешние дети и те, которые учились в школе лет 10-20 назад, очень отличаются друг от друга. Они пользуется всеми техническими новинками, и учить их посредством доски и мела – это уже прошлый век. Но не компьютер в классе главный. Сейчас дети более самостоятельные, они более информированы -  у них же есть целый Интернет – но (и это большая проблема для нас, учителей литературы) они мало читают.

- Так может, им неинтересно?   

- А нужно заинтересовать. Ведь на то и учитель: как, скажем, подать «Евгения Онегина» так, чтобы ребенок сам потянулся его прочесть? Продекламировать отрывок и остановиться на самом интересном месте – тогда ребенок захочет хотя бы пролистать и дочитать, чем там дело закончилось. А там и весь роман прочет.

- А если заставить? Ну, двойкой пригрозить, - продолжаю провокацию.

- Я вообще против ситуаций, когда нужно детей заставлять. Нельзя заставлять, это не  выход. Вот возвращаясь к теме о школе 21 века. Новая школа – это не только нашпигованный современной техникой кабинет. Это в корне другая система: когда учитель - это посредник между ребенком и человечеством.  Какой ребенок войдет в этот мир, во многом зависит от учителя. Мы все хотим, чтобы наш сын или дочь стали успешными, а что мы вкладываем в это понятие? Каким он вырастет - будет эгоистом или человеком с большой душой, «без лжи и укоризны»? Станет патриотом или человеком, которого, кроме себя, ничего не волнует? Наша задача – воспитать «Человека Неравнодушного» – всесторонне развитого, коммуникабельного, отрытого ко всему миру, к рядом стоящему, толерантного. И школа должна формовать такого человека. Вот такая школа и имеет право называться школой 21 века. Она дышит и думает совершенно по-новому.

Помолчали. Людмила Батоевна проверяет тетради – последним уроком был русский язык.

- Хотя вы знаете, - посмотрев в окно, добавила вдруг она, - есть одна вещь, делать которую я детей заставляю – учить стихи. Например, 10 стихов Пушкина. В  выборе стихотворений не ограничиваю: какое нравится, такое выбирают. Я считаю, что дети должны знать классику. Чтобы не было такого, что иностранцы знакомы с нашей  литературой лучше, чем мы сами. Это неправильно.

Занятия на сегодня у Людмилы Батуевны закончились, и классный час прошел, но в кабинете осталось несколько мальчишек. «Да мы просто так, поговорить», - ничуть не смущаясь объясняют они свое присутствие. О чем? Мало ли - о стихосложении или работе на олимпиаду. Наверное, когда не хочется после занятий уходить из класса – это и есть новая школа.

Марина Иванова-Денисова, ИРА «Восток-Телеинформ»

P1050350.JPG

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

18 Января 2017 г.

ВСГУТУ в Улан-Удэ весной ожидают выборы ректора

Выборы нового ректора Восточно-Сибирского государственного технологического университета технологий и управления пройдут в мае 2017 года. Об этом корреспонденту ИА «Восток-Телеинформ» сообщил действующий ректор вуза Владимир Сактоев.  Срок его полномочий истекает в мае.

18 Января 2017 г.

Управление ФСБ приглашает выпускников школ на учебу в пограничные институты

Управление ФСБ России по Республике Бурятия приглашает выпускников школ, годных по состоянию здоровья к военной службе для поступления в пограничные институты ФСБ России и обучения по программам среднего и высшего профессионального образования.

18 Января 2017 г.

Сотрудники технологического университета Бурятии опасаются массовых сокращений

Сотрудники и преподаватели Восточно-Сибирского государственного технологического университета технологий и управлений в Бурятии опасаются массовых сокращений. По данным источника ИА «Восток-Телеинформ» в университете, накануне был издан указ об оптимизации штата, сегодня он представлен для ознакомления преподавателям и сотрудникам.

18 Января 2017 г.

В олимпиаде по физике приняло участие 45 школьников Бурятии

В Улан-Удэ состоялся шестой день проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. В стенах Бурятского государственного университета прошел первый тур олимпиады по физике.Открытие олимпиады традиционно прошло в Бурятском педагогическом колледже. Юных знатоков приветствовали артисты вокально-хореографического ансамбля «Сюрприз» школы №25 г. Улан-Удэ.

17 Января 2017 г.

Школьники Бурятии приняли участие в олимпиаде по праву и бурятской литературе

В Бурятии завершился пятый день регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Как сообщает пресс-служба министерства образования и науки республики, учащиеся продемонстрировали свои знания в области права и  бурятской литературе.

Лента новостей
18.01.2017

12:45 Общество

В Бурятии с 17 одинокими пенсионерами заключили договоры пожизненной ренты

12:21 Общество

Жительница Бурятии, пострадавшая в ДТП, получила 115 тысяч рублей компенсации

12:11 Политика

Арнольд Тулохонов: Я не Барак Обама

11:56 Актуально

ВСГУТУ ждут выборы ректора, подробности

11:51 Политика и власть

На прощание Арнольд Тулохонов пригласил весь Совет Федерации на Байкал

11:44 Культура

Ехор на арене Большого московского цирка может стать рекордным по количеству участников

11:35 Политика и власть

Валентина Матвиенко предложила Тулохонову стать членом экспертного совета Совета Федерации

11:21 Политика и власть

Арнольд Тулохонов: не Барак Обама, прощальные слова говорить не буду

11:07 Политика и власть

В Народном Хурале обсудили поддержку малых инновационных предприятий

10:57 Город

Водолазы проверили крещенские купели в Улан-Удэ

10:56 Политика и власть

Сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов покинул пост

10:22 Город

ФОТО ДНЯ: в Улан-Удэ скользкий перекресток застелили газеткой

10:22 Общество

Бурят-монгольский зурхай на неделю, с 18 по 24 января

10:00 Общество

РПЦ составила список профессий, несовместимых со священослужением: под запертом врачи, артисты, спортсмены

09:44 Политика и власть

Бывший директор Улан-Удээнерго стал высокопоставленным чиновником мэрии

09:36 Общество

Жителям Бурятии налоговые уведомления на основе кадастровой стоимости недвижимости поступят в 2019 году

09:23 Политика и власть

Вячеслав Наговицын: нужно переходить на адресную поддержку малообеспеченных людей

09:17 Политика и власть

Вячеслав Наговицын провел первое заседание рабочей группы по рассмотрению основных экономических индикаторов роста

09:07 Общество

В Бурятии около 600 полицейских будут работать в Крещенскую ночь

09:00 Общество

На ВСЖД обнаружили более 200 нарушителей правил безопасности

08:48 Погода

По Бурятии в ночь на Крещение ожидается до 45 градусов мороза

08:38 Общество

Жители Сибири после новогодних праздников решили заняться спортом

08:16 Образование

ВСГУТУ в Улан-Удэ весной ожидают выборы ректора

07:25 Общество

В Крещение сотрудники республиканской Госавтоинспекции Бурятии будут работать в усиленном режиме

07:00 Образование

Управление ФСБ приглашает выпускников школ на учебу в пограничные институты

06:45 Образование

Сотрудники технологического университета Бурятии опасаются массовых сокращений

06:31 Экономика, бизнес

Глава Бурятии и гендиректор МРСК Сибири подпишут соглашение

06:24 Политика и власть

Вячеслав Наговицын, вслед за Николаем Будуевым занялся фосфатными стиральными порошками

05:55 Экономика, бизнес

С 19 января ТГК-14 отключит от тепла объекты Минобороны в Бурятии и Забайкальском крае

05:50 Образование

В олимпиаде по физике приняло участие 45 школьников Бурятии

«« Январь 2017 »»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 

Сергей

17.01 07:11

Байкало-Ангарская прокуратура проверяла и выявила, что 25 рыболовецких совхозов деньги под квоту получали, обратной связи нет. То есть омуль реально не выпускался. Вот тут вообще не понятно, какая связь между рыбодобывающими предприятиями и рыборазведением? Рыбоводные заводы не могут производителей и икру заготовить только по причине того что омуля в реках нет. Вылавливается он! Посмотрите на трассе М55 сколько икры продается! Запрет нужен тотальный!

В Бурятии проверят результативность разведения омуля

Волан

17.01 01:17

Во-первых Сбер и без помощи главы Бурятии, в сельской местности не собирался делать сокращения офисов и своих устройств. Это они ранее официально заявляли. Во-вторых Наговицин отмечает, что из-за наличия проблем информационно-телекоммуникационного обеспечения некоторая категория населения полноценно не может пользоваться банковскими услугами, а вот уже эта забота непосредственно касается его самого, а не банка, потому что именно текущая власть должна налаживать уровень жизни в регионе.

Глава Бурятии попросил Германа Грефа сохранить филиалы Сбербанка в селах

костя

12.01 04:52

вам же сказали виноват хозяин , чего вы испугались!
Причиной пожара стало нарушение правил при монтаже теплогенерирующих агрегатов и устройств, виновным лицом оказался сам хозяин

Три пожара произошло в Улан-Удэ за минувшие сутки

Система Orphus