Политическая Бурятия: районы готовятся к масштабному съезду депутатов

Баунтовский район просит рассмотреть на съезде депутатов вопрос о вольном приносе золота

Погода

В Улан-Удэ сегодня небольшой дождь, отмечается День Воздушного Флота России

Выборы в Бурятии

Врио главы Бурятии Алексей Цыденов отказался от теледебатов

Сельское хозяйство Бурятии

И камыш, и ветки, и крапиву: в Бурятии подняли вопрос об альтернативных кормах для скота

Лесные пожары

Лесной пожар – он как живой организм: лесник из Бурятии рассказал, как тушат огонь

Будь бдителен

Житель Улан-Удэ убил знакомую за то, что она шумела

Новости Азии

Путин поручил Минэнерго и Бурятии подготовить доклад о продаже электроэнергии в Монголию взамен ГЭС

Парламентское обозрение

В Бурятии предложили учредить грант главы для разработок молодых ученых

Образование | Главное

Школа 21 века: детей нельзя заставлять

Образование 09 Декабря 2010 г., 12:12

Школьный день начинается рано, жизнь по звонку, как в армии. Это приучает к порядку. Порядок и в кабинете литературы. На окнах цветы, на столе ровная стопка учебников, а у стены – идеально чистое пианино. Видеть музыкальный инструмент в кабинете русского языка и литературы немного странно. Удивляешься еще больше, когда узнаешь, что инструмент рабочий и используется на занятиях. 

- Мы сейчас проходим Пушкина, а вот в следующей четверти как раз доберемся до Лермонтова. Его стихи - одни из самых музыкальных, они прекрасно ложатся на музыку, - раскладывая тетрадки на столе, охотно объясняет присутствие пианино Людмила Алексеева, учитель русского языка и литературы школы №9 Улан-Удэ. 

У нее сегодня пять уроков и классный час. И так – почти все пять дней в неделю. Людмила Алексеева – музыкант по первому образованию, учитель русского языка и литературы по второму и юрист по третьему. «На юриста выучилась, когда однажды решила сменить профессию, - говорит она, - но после стажировки поняла, что это не мое и вернулась в школу».

- Когда решила стать учителем? – она как будто даже немного удивляется вопросу, - еще в детстве. Кто-то хотел стать космонавтом, кто-то летчиком. А я – учителем. Не люблю громких слов, но, наверное, это мое призвание.

«В детстве», как Людмила Батоевна пояснила чуть позже, это в 10 лет. Тогда подружка Наташа заболела, пропустила месяц занятий и Людмилу попросили позаниматься с девочкой – помочь, подтянуть. «Я ходила с ней заниматься, - рассказала Людмила Батоевна, - и она, несмотря на то, что сильно отстала, подтянулась. Меня похвалили и сказали, что у меня педагогический дар. Я поверила и больше никем не хотела стать так, как учителем. Но моя мама, понимаете, видела меня на сцене, в свете прожекторов за исполнением Баха и Шуберта - я училась в музыкальной школе. Так что по настоянию мамы, которой сказали, что у ее дочери большой талант, поступила в музыкальное училище по классу фортепьяно. На третьем курсе поняла, что не гений, а быть посредственным музыкантом – лучше уж вообще не занимать свое время. И я поступила, все-таки, в педагогический институт на филологическое отделение. Мне казалось, и я до сих пор так думаю, что литература и музыка это два вида искусства очень близкие, они прекрасно дополняют руг друга».

 Звенит звонок. Шум и гам, царящие в коридоре, стихают прямо перед дверью, а вместе с ними пропадает и ощущение присутствия в зоопарке: в класс входят уже вполне себе ученического вида дети. С сумками и вежливым «здравствуйте». Пока идет урок, борюсь с желанием поднять руку и выйти к доске. Наверное, такое чувство знакомо каждому взрослому, нечаянно  попавшему в класс на урок. В перерывах между уроками продолжаем разговор.

P1050345.JPG P1050346.JPG 1.JPG

Не надо лукавить с детьми 

Дебютировала в качестве учителя Людмила Алексеева в школе №9, в Улан-Удэ – 27 лет назад. Сначала учителем музыки, а после получения диплома стала преподавать русский и литературу. Музыка в преподавании очень помогала, особенно в первое время:

- Я устраивала целые постановки на уроках, с музыкальным сопровождением, организовывала инсценировки, приглашала музыкантов из нашей филармонии (благо, там было много моих знакомых), музейных работников. Согласитесь – одно дело, когда ты читаешь поэму, совсем другое, когда еще и смотришь и слушаешь, как ее спели. Такие вещи очень помогают – от этого учебный процесс только выигрывает. Эта работа не пропала даром: по ней я разработала авторскую программу «Искусство Бурятии» и потом внедряла ее в своей школе. Тогда эта тема, воспитание нравственности, была особенно актуальной.

«Тогда» - это в 90-е годы. Перестройка, смена режима, с нравственностью в стране была «напряженка». А ученики Людмилы Батоевны писали стихи, которые затем издавали, чуть ли не методом «самиздата», небольшими сборниками, публиковали в газетах, посвящали любимой учительнице. «С детьми, - говорит она, - нужно общаться на равных, не надо лукавить. Они сразу чувствуют, когда учитель искренен и заинтересован в ребенке, а когда просто делает свою работу, без шага вправо и влево, я так это объясняю».

В 1992 году она выиграла первый в истории Бурятии конкурс «классных» руководителей. Именно с программой по воспитанию нравственности: ее ученики прекрасно декламировали стихи, разбирались в искусстве, одним словом, выделялись среди своих сверстников.          

Семья и школа: только вместе 

- Классным руководителям даны такие рычаги воздействия на ребенка, что он может очень многое, - говорит Алексеева, - У меня сейчас девятый класс, некоторые из моих нынешних ребят – это дети моих же учеников. Мне, возможно, именно поэтому, проще работать и находить общий язык с детьми – мы заодно с родителями. Я, например, категорически не согласна с утверждением, что школа должна воспитывать ребенка. Нет, я нисколько не отрицаю роль учителя, но воспитать полноценную личность школа без поддержки семьи не в состоянии, так же, как семья без школы. Только вместе. Только так.

В 1990-х Людмила Алексеева увлеклась системой развивающего обучения. «Этих систем довольно много разработано,  - поясняет она, - но мне ближе других система Эльконина и Давыдова. Я лично знакома с авторами учебника развивающего обучения по русскому языку, проходила специальные курсы. Эта программа принципиально отличается от системы так называемого «советского» метода обучения, по которому учились многие поколения наших граждан. Сам принцип иной, это новая технология, где во главе всего учебного процесса не учитель, а ученик. Он не объект, которому надо в голову знаний натолкать, и, желательно, как можно больше, а субъект, который обучается сам. Задача учителя при этом – дать ему необходимые инструменты. Научить самоконтролю, самооценке, умению задавать правильные вопросы, научить подать себя. В этом плане наша школа – девятая – на сегодня единственная в республике, обеспечившая преемственность систем развивающего обучения между начальной и подростковой школой».

С этой темой - развивающего обучения – Людмила Алексеева побывала в Москве, на российском конкурсе, стала дипломантом, а когда приехала, внедрила еще одно новшество: стала приглашать на уроки представителей общественности. P1050344.JPG

Открытый урок для министра 

- Школа – это не закрытое сообщество, само по себе существовать не может. Есть ведь общество, в нем происходят процессы, на которые она должна отзываться. И это тоже было новым делом – это сейчас попечительские и общественные советы в школах стали делом привычным. Тогда мы были первыми, кто заговорил о том, что в образование нужно привлекать общественность.

На открытых уроках у Людмилы Алексеевой побывал чуть ли не весь свет республиканских политиков, чиновников. Среди них – Татьяна Быкова, ныне руководитель администрации Советского района Улан-Удэ, Виктор Кукшинов, сейчас руководитель Торгово-промышленной палаты, Татьяна Думнова, министр экономики. «Поначалу у многих настрой был скептический, сами знаете, в каком непростом районе мы расположены (школа находится в районе «Батарейка», - ред), - но с  уроков уходили совсем с другим чувством. Они видели разницу. Возможно даже между тем, как учили их и как учим теперь мы. Это новая школа. Школа 21 века».

- А как вы это выражение понимаете? – спрашиваю, - Вот в стране идет модернизация системы образования, компьютеры, интерактивные доски. Это все входит в понятие школы 21 века?  

- Только постольку поскольку. Новые технологии, конечно, нужны в том плане, что нынешние дети и те, которые учились в школе лет 10-20 назад, очень отличаются друг от друга. Они пользуется всеми техническими новинками, и учить их посредством доски и мела – это уже прошлый век. Но не компьютер в классе главный. Сейчас дети более самостоятельные, они более информированы -  у них же есть целый Интернет – но (и это большая проблема для нас, учителей литературы) они мало читают.

- Так может, им неинтересно?   

- А нужно заинтересовать. Ведь на то и учитель: как, скажем, подать «Евгения Онегина» так, чтобы ребенок сам потянулся его прочесть? Продекламировать отрывок и остановиться на самом интересном месте – тогда ребенок захочет хотя бы пролистать и дочитать, чем там дело закончилось. А там и весь роман прочет.

- А если заставить? Ну, двойкой пригрозить, - продолжаю провокацию.

- Я вообще против ситуаций, когда нужно детей заставлять. Нельзя заставлять, это не  выход. Вот возвращаясь к теме о школе 21 века. Новая школа – это не только нашпигованный современной техникой кабинет. Это в корне другая система: когда учитель - это посредник между ребенком и человечеством.  Какой ребенок войдет в этот мир, во многом зависит от учителя. Мы все хотим, чтобы наш сын или дочь стали успешными, а что мы вкладываем в это понятие? Каким он вырастет - будет эгоистом или человеком с большой душой, «без лжи и укоризны»? Станет патриотом или человеком, которого, кроме себя, ничего не волнует? Наша задача – воспитать «Человека Неравнодушного» – всесторонне развитого, коммуникабельного, отрытого ко всему миру, к рядом стоящему, толерантного. И школа должна формовать такого человека. Вот такая школа и имеет право называться школой 21 века. Она дышит и думает совершенно по-новому.

Помолчали. Людмила Батоевна проверяет тетради – последним уроком был русский язык.

- Хотя вы знаете, - посмотрев в окно, добавила вдруг она, - есть одна вещь, делать которую я детей заставляю – учить стихи. Например, 10 стихов Пушкина. В  выборе стихотворений не ограничиваю: какое нравится, такое выбирают. Я считаю, что дети должны знать классику. Чтобы не было такого, что иностранцы знакомы с нашей  литературой лучше, чем мы сами. Это неправильно.

Занятия на сегодня у Людмилы Батуевны закончились, и классный час прошел, но в кабинете осталось несколько мальчишек. «Да мы просто так, поговорить», - ничуть не смущаясь объясняют они свое присутствие. О чем? Мало ли - о стихосложении или работе на олимпиаду. Наверное, когда не хочется после занятий уходить из класса – это и есть новая школа.

Марина Иванова-Денисова, ИРА «Восток-Телеинформ»

P1050350.JPG

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие новости

18 Августа 2017 г.

Бурятские школьники попали в финал всероссийской военно-спортивной игры «Победа»

Школьники из Бурятии участвуют в финале Всероссийской военно-спортивной игры «Победа». Он проходит  с 15 по 19 августа в Московской области, в парке культуры и отдыха Вооруженных ил России. В мероприятии принимают участие более 700 человек из разных регионов России, сообщает министерство образования и науки РБ.

18 Августа 2017 г.

В Еравнинском районе Бурятии выявили небезопасные школьные автобусы

Прокуратурой Еравнинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности при осуществлении организованных перевозок детей автомобильным транспортом. Установлены факты несоответствия технического состояния отдельных транспортных средств, состоящих на балансе муниципальных образовательных учреждений, требованиям безопасности дорожного движения.

16 Августа 2017 г.

Педагог детсада из Улан-Удэ выиграла грант Выготского в 100 тысяч рублей

Старший методист детского сада №89 «Журавленок» из Улан-Удэ Любовь Комиссарова выиграла всероссийский конкурс стипендий и грантов им. Л.С. Выготского. Ей достался грант в 100 тысяч рублей и участие в летней школе «Рыбаков Фонда», проходившей в Москве, сообщает министерство образования и науки РБ.

15 Августа 2017 г.

Педагоги из Бурятии примут участие в съезде учителей-предметников в Москве

Педагоги из Бурятии примут участие во Всероссийском съезде представителей общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций). Он состоится 21 – 22 августа в Москве, сообщает пресс-служба министерства образования и науки РБ.

12 Августа 2017 г.

Проблемы дополнительного образования обсудили в Бурятии на межрегиональной конференции

Межрегиональная конференция «Модернизация дополнительного образования: проблемы, решения и перспективы» прошла в Улан-Удэ 10 августа. Обсудить развитие дополнительного образования прибыли директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, а также ведущие эксперты и работники образования из Астраханской области, Забайкальского края, Республик Алтай, Саха (Якутия) и Бурятии, сообщает пресс-служба главы и правительства РБ.

Лента новостей
21.08.2017

09:46 Экономика, бизнес

В Бурятии запустили еще одну электричку

09:39 Общество

Улан-удэнцам рекомендуют не выходить из домов в связи с задымлением

09:33 Происшествия

В Бурятии мужчина украл у покупателя магазина алкоголь

09:26 Экономика, бизнес

Служба ГИМС Бурятии выступит за Сибирь на российских соревнованиях

09:19 Культура

Знаменитая кукольница из Японии представит в Улан-Удэ трехминутный спектакль

09:15 Погода

В Бурятии сохранится прохладная погода

09:12 Происшествия

В Бурятии мужчина во дворе дома отобрал у пенсионерки золотые серьги

09:06 Происшествия

В Бурятии задержали подозреваемого в серии краж на берегу Байкала

08:57 Экономика, бизнес

Путин поручил Минэнерго и Бурятии подготовить доклад о продаже электроэнергии в Монголию взамен ГЭС

08:51 Политика и власть

Обнародованы поручения Владимира Путина по итогам совещания на Байкале в Бурятии

08:20 Общество

Высокоскоростной интернет провели в Баунтовский район Бурятии

08:00 Общество

Александр Голков поздравил работников Улан-Удэнского авиационного завода

07:20 Политика и власть

Дмитрий Медведев прилетел в Иркутск, чтобы отдохнуть на Байкале

06:59 Культура

Бурятский театр кукол «Ульгэр» оставят в «аварийном» здании

06:48 Общество

В Улан-Удэ для съемок программы о Юрии Власко просят отозваться его друзей и близких

06:43

Лесной пожар – он как живой организм: лесник из Бурятии рассказал, как тушат огонь

06:18 Общество

Жителям Бурятии подарили снимок Улан-Удэ из космоса

06:16 Общество

Врио главы Бурятии Алексей Цыденов обсудил в Еравне производство пеллетов

06:11 Политика и власть

Врио главы Бурятии Алексей Цыденов отказался от теледебатов

05:59 Общество

«Пролетел через капот»: Велопутешественник из Калининграда попал в аварию в Улан-Удэ

05:49 Общество

На трассе «Байкал» временно ограничат движение между Слюдянкой и Байкальском

05:46 Город

Центр Улан-Удэ остается без горячей и холодной воды

05:43 Город

На Байкале стартовал Молодежный Форум «Будущее за нами!»

05:27 Общество

Опровержение на материал «Жители Бурятии обеспокоены возможным появлением новой секты»

05:14 Политика и власть

ФОТО ДНЯ: В Бурятии министры для поездки в район переобулись в резиновые сапоги

05:05 Политика и власть

Вода, дороги и аптека: Алексей Цыденов ответил на вопросы жителей Еравнинского района Бурятии

05:01 Происшествия

В Бурятии задержали сбежавшего виновника ДТП

04:55 Происшествия

В воскресенье в Бурятии на трассе "Байкал" водитель сбил двух девочек

04:42 Происшествия

РАЛХ: дым над Бурятией от пожаров в соседних регионах

04:41 Происшествия

За выходные в Бурятии новых лесных пожаров не обнаружено

«« Август 2017 »»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 

Борис

16.08 10:36

Только после статьи вышли на уборку городские власти ....правда убрались только со стороны лестницы ...другую часть забыли ...;))))

Житель Улан-Удэ возмущен многолетней свалкой в самом центре города

Вера Николаевна

15.08 14:12

Если не говорят результаты конкретно по каждому производителю,значит это кому-то нужно...А что покупает и ест покупатель никого не интересует.

В Бурятии один из девяти образцов тушёнки соответствует ГОСТу

виктор

10.08 12:09

К сожалению в давние времена выполненные тампонажные работы не устранили накопление воды на дне карьера.трубки МИР

Выходец из Бурятии рассказал, как идет спасение шахтеров в Якутии

Людмила

10.08 09:07

Этого выходца из Бурятии надо выпороть публично за это интервью. Как можно делать вывод о том, что четверо горняков "скорее всего погибли". Да и Восток-Телеинформ зачем публикует бред. Ведь, как официальные источники, так и неофициальные подтверждают, что местоположение пропавших горняков найдено на уровнях -210 и -310. Я на сайте ОК в группе "мирный" ищу и публикую материалы о благополучных исходах аварий на шахтах разных стран. Шахтеры выживали и после 6, 17, 23 дней заточения под землей, и без воды, и стоящие по пояс в холодной воде.

Выходец из Бурятии рассказал, как идет спасение шахтеров в Якутии

Система Orphus