Молодые ученые - научный потенциал Бурятии

Молодые ученые Бурятии - научное поколение или современные предприниматели, обсудили в Народном Хурале

Погода

В Бурятии завтра воздух прогреется до 20 градусов

Выборы в Бурятии

В Бурятии «Единая Россия» утвердила результаты предварительных праймериз по выборам на депутатское кресло

Будь бдителен

В Улан-Удэ снова убита молодая девушка

Новости Азии

В Бурятии российские и монгольские спасатели подписали план по ликвидации трансграничных ЧС

Новости на бурятском языке

Арадай Хуралай депутадууд дүүрэн үүргэтэй сахим карта тухай хуули буруушааба

Парламентское обозрение

В Бурятии предлагают вернуть финансирование программы развития лечебно-оздоровительных местностей

Интервью | Главное

Азат Максутов: Время дирижеров-диктаторов прошло

09 Сентября 2011 г., 12:09

Новый художественный руководитель Театра оперы и балета приступил 8 сентября к своим обязанностям. О том, какой он видит свою работу и будущее культуры Бурятии – в интервью с Азатом Максутовым.

Справка: Азат Максутов окончил Уральскую государственную консерваторию им.М.П.Мусоргского, г.Екатеринбург. Затем аспирантуру при Уральской консерватории. Год стажировался в качестве стипендиата фонда Немецкой службы академического обмена (DAAD) в высшей школе музыки им.Ф.Листа, Веймар, Германия. Затем три года учился в Аспирантуре в высшей школе музыки им.Ф.Листа г.Веймар Германия. Работал дирижером в Московском Академическом музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко. Затем дирижером в Челябинском Государственном Академическом театре оперы и балета им.М.И.Глинки. В его  репертуаре более 30 опер.    - Что вы знали про Бурятию до того, как вас пригласили сюда?

- Я знал о Бурятском театре оперы и балета, то, что там очень хорошие певцы.  Когда я работал в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, я подружился с солистом из Бурятии Чингизом Аюшеевым, поэтому о театре я был наслышан за долго того, как меня пригласили. О Бурятии вообще говорят, что это такой замечательный край, где люди от  рождения сильные борцы и талантливые певцы. Так же слышал, что это красивейшее место, центр буддизма, что здесь особая энергетика, которая влияет на людей.

- Вы уже успели почувствовать ее влияние?

- Да, я почувствовал уже когда летел сюда в самолете. Ведь когда летишь заграницу, на борту одни пассажиры, когда, например, на Урал - другие…. Мне бросилось в глаза, что у людей, которые живут в Бурятии, есть интерес к жизни, воля и оптимизм. Люди здесь очень открытые! И еще мне очень понравилась улыбка, она не формальная, согласно этикету, а искренняя и добрая.

- Когда вам поступило предложение стать художественным руководителем Бурятского государственного академического театра оперы и балета, какой была ваша реакция?

- Это было неожиданно, я находился в отпуске у своей подруги в Москве, когда мне позвонил Чингиз Аюшеев и сообщил, что мне хотят предложить работу в Бурятии. Я подумал, что надо встретиться, поговорить, посмотреть, заинтересована ли власть в республике в развитии театра или нет, есть ли поддержка министерства культуры Бурятии. Ведь далеко не везде в России власть поддерживает культуру, и не всегда творческим людям удается найти взаимопонимание с представителями власти. Но в Бурятии все иначе. Мне очень понравилась позиция министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова: он всерьез озабочен проблемами театра и намерен их решать. Кроме того, мне было приятно, что человек находится в материале и имеет свое видение по поводу тех или иных постановок. Мы с ним обсуждали и «Травиату», и «Лебединое озеро», и «Кармен»... Мне понравился коллектив театра – солисты,  оркестр, хор, балет. Конечно, в театре сейчас масса проблем, не хватает музыкантов в оркестре, нет  руководителей творческих цехов. Но есть политическая воля со стороны министерства культуры и большое желание коллектива работать. Поэтому у республики есть все основания получить хороший театр.

- Что было в вашей жизни в прошлом сезоне?

- Я работал дирижером в Челябинском Государственном Академическом театре оперы и балета им.М.И.Глинки.  Мы поставили оперу Вагнера «Лоэнгрин», которая была номинирована на «Золотую маску» в шести номинациях. Спектакль был фаворитом конкурсной программы, но мнение комиссии и критиков разошлись. Тем самым мы создали прецедент, и было принято решение в следующем году на фестивале «Золотая маска» будет отдельная номинация «приз   музыкальных критиков».  Еще важным событием прошлого сезона стала для меня постановка оперы «Реквием» Верди, необычайно чувственное произведение…

- Любопытно, что здесь первое произведение, которое вы будете дирижировать тоже Верди. 9 сентября на площади Советов в день города Оперный театр представит публике отрывки из оперы  «Аттила».

- Я люблю Верди. Я ведь специально поехал учиться в Германию, чтобы овладеть спецификой западноевропейской музыкальной школы. Мне очень близки Вагнер, Штарус, Малер, с детства у меня была страсть к музыке  Пуччини. Но это не говорит о том, что Моцарт, Бах и  Чайковский вне сферы моей творческих интересов.

-  Какую музыку вы слушаете дома?

- Когда был студентом, слушал тяжелый рок (Deep Purple, Queen), джаз, был под сильным влиянием Фрэнка Синатры и Элвиса Пресли. В Германии попал под влияние аргентинского  танго. Я просто раньше занимался танцами, да и сейчас бы с удовольствием потанцевал танго. Мне очень нравится эта эмоциональная музыка, плюс еще в танго всегда красивая партнерша. В данный момент ничего не слушаю, придя домой, хочется просто отдыхать в тишине, и все дела оставлять на работе. Правда, сейчас это не получается.

- А  как вы отдыхаете?

- Я занимаюсь  спортом, предпочитаю большой теннис, бассейн, зимой - лыжи. Одно время увлекался боксом, но сейчас переключился на бодибилдинг. 

- Что для дирижера главное – опыт, талант, энергетика?

- Это комплекс разных качеств, но, прежде всего, он должен быть музыкантом. Должна быть хорошая дирижерская школа, чтобы человек понимал специфику дирижирования оперой, балетом и симфонической программой. И еще дирижер должен быть лидером.

- А вы лидер?

"Надо уметь подобрать такие слова, чтобы человека не обидеть, чтобы у него не опустились руки. Нужно уметь общаться, разговаривать и договариваться".

- Да, я считаю себя лидером. Работа дирижера очень сложная, прежде всего, потому что ему необходимо налаживать взаимоотношения с большим количеством людей – оркестром, хором, солистами. Надо уметь подобрать такие слова, чтобы человека не обидеть, чтобы у него не опустились руки. Нужно уметь общаться, разговаривать и договариваться. Я учился и учусь этому. Одному человеку скажешь, что-то жесткое, и он может выпрыгнуть из окна, а другому, что не говори, как с гуся вода. Я всегда стараюсь понять другого человека, выслушать его мнение и найти компромисс.

- А вообще такое, возможно, говорят, что, как правило, дирижеры - деспоты? А вы совсем другой.

- Другой, совершенно верно. В Германии мне еще до экзаменов сказали, что время дирижеров диктаторов прошло, и что в нашей школе музыки им.Ф.Листа диктаторов мы не готовим. А потом я и сам понял, что  деспотизм в работе с музыкантами не эффективен. Если повышать голос на человека, он начинает закрываться, а для работы в оркестре и в театре это не приемлемо. В оркестре важен процесс сомузицирования, а чтобы это произошло, люди должны чувствовать себя комфортно. Одно дело, когда музыканты играют из под палки, и совсем другое, когда они это делают с желанием. Люди, которые приходят в профессию, они же наполнены светлыми чувствами, и надо сделать все, чтобы не убить эти чувства. Я вообще за то, чтобы у нас в мире было максимально большое количество счастливых людей.

"Я вообще за то, чтобы у нас в мире было максимально большое количество счастливых людей".

- Вы хотите всех осчастливить?

- Не совсем так (смеется). Когда нужно, я могу быть жестким, но я не хочу использовать административный тоталитарный  стиль работы. Я свою задачу вижу в том, чтобы нормализовать человеческие взаимоотношения в коллективе, чтобы в театре не было хамства. Все это гораздо более эффективно для успешного творчества.- Вы сейчас заняты формированием концепции развития театра. Скажите оперный театр - это для вас консервативный организм или поле для экспериментов?- В крупных городах, где существует несколько музыкальных театров, могут быть театры только с классической концепцией или только с экспериментальной. В нашем случае мы должны сочетать в себе все. В нашем репертуаре должны быть классические постановки, и спектакли, нарушающие традиции. Нам необходимо сохранить специфику репертуарного театра и гармонично соединить классику с модерном. Я почитал интервью своего коллеги  Теодора Курентзиса, где он сравнивает театр с растением, у которого  корни - это традиции, а крона – эксперименты. И без корней и без кроны дерево не может жить.

- Хорошо, что вы упомянули дирижера Теодора Курензиса, он считает, что задача дирижера - предстать обнаженным, доказав собственную жертвенность. Теодор говорит, что нужно так играть музыку, чтобы человек услышал ее,  влюбился и изменил свою жизнь. Для него музыка – это женщина, и он всерьез озабочен сохранением чувств. А что для вас музыка?

- Да, Теодор Курентзис - харизматичная личность. Но я не могу сказать, что для меня музыка, как женщина. Это будет неполный ответ. Музыка для меня - это взаимоотношения между людьми, со всеми чувствами и характерами.

- Скажите, что для вас источник вдохновения, что дает вам силы творить?

- (Смеется) Вы так высоко говорите, мне больше нравится слово «работать»!

- Хорошо, над чем работаете в настоящий момент?

- Над формированием профессиональной команды. В театре много людей, которые хотят и могут работать, но все равно есть кадровые проблемы, поэтому будем приглашать специалистов из других городов, скорее всего тех, что поблизости - Новосибирск, Красноярск, Казань, Екатеринбург. Сейчас вообще трудно найти, например, хорошего валторниста или гобоиста. Престиж профессии музыканта за последние двадцать лет сошел на нет. Родители не стремятся, чтобы их ребенок стал виолончелистом или контрабасистом, потому что будущее такого специалиста весьма туманно. Но это вопрос глобальный, касающийся всей страны. Так вот наша задача в театре - показать, что если стать первоклассным музыкантом, то вопрос о достойной зарплате будет решен.

- Каким образом?

- Это станет приоритетом политики театра. Если театр начнет создавать интересные спектакли, то в театр будет приходить публика, значит, у театра будет доход. Соответственно, мы сможем повышать зарплату нашим работникам.

- Вы производите впечатление идеального оптимиста. Бывают ситуации, когда у вас опускаются руки, и вы выходите из себя?

- Нет. Просто иногда, чтобы двигаться вперед, нужно отступить назад. Сегодня пожертвовать в одном, чтобы завтра выиграть в другом. Я считаю, что не разрешимых проблем нет. Всегда можно найти выход.

Интервью подготовлено Министерством культуры Бурятии (http://www.minkultrb.ru) 


ДРУГИЕ ИНТЕРВЬЮ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ

Заметили опечатку, выделите и нажмите Ctrl-Enter

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие интервью

24 Марта 2017 г.

Артур Алибеков: история ГЭС на Селенге может перерасти в трансграничный водный конфликт

В Бурятии в самом разгаре общественные слушания предварительных вариантов техзаданий строительства ГЭС на территории Монголии. В качестве независимого эксперта в них участвует гидротехник Артур Алибеков. К каким последствиям может привести реализация проекта, какие альтернативы строительства ГЭС имеет Монголия и какие основные требования российские экологи выдвигают  инициаторам, он рассказал на встрече с журналистами республиканских СМИ. Подробности - в материале ИА «Восток-Телеинформ».

21 Марта 2017 г.

Петр Прозоровский: В театре надо работать, не жалея ни себя, ни своего времени

В Государственном русском драматическом театре имени Н.А.Бестужева служит большое количество актеров, окончивших театральные вузы и академии на Дальнем Востоке. Один из них – молодой, талантливый и перспективный актер Пётр Прозоровский. Как он решил поменять профессию историка на актера и почему шесть лет назад приехал в Улан-Удэ, читайте в материале корреспондента ИА «Восток-Телеинформ».

20 Марта 2017 г.

Эксперт о 12 реальных альтернативах ГЭС в Монголии

В поселке Наушки в Бурятии сегодня, 20 марта, стартовали общественные слушания по проектам строительства ГЭС в бассейне Селенги в Монголии. Их организатор – Группа реализации проекта MINIS (Программа развития инфраструктуры горнодобывающей отрасли в Монголии, работает при поддержке Всемирного банка). Россия последовательно доказывает, что ГЭС на реке, обеспечивающей порядка 50% притока в Байкал, несут прямую угрозу для экосистемы уникального озера. Есть ли альтернативы ГЭС, в интервью проекту #СпасиБайкал рассказал независимый эксперт по устойчивому развитию гидроэнергетики Артур Алибеков.

10 Марта 2017 г.

Алексей Мишенин: брендировать нужно саму Бурятию

В Бурятии в 2011 году было создано министерство промышленности и торговли, в 2015 году его возглавил Алексей Мишенин. В Бурятию он приехал из Новосибирской области, так что стал для республики новым человеком. О том, чем занимается сейчас министерство и каковы сегодня тренды в развитии промышленности Бурятии– в интервью с министром.

28 Февраля 2017 г.

В Народном Хурале обсудят взаимодействие молодых ученых с бизнес-сообществом

В Народном Хурале Бурятии 3 марта состоится «круглый стол» по поддержке молодых ученых. О том, как развивается наука в республике, проблема и планах в научной деятельности поделились в интервью ИА «Восток-Телеинформ» научный сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН, председатель Совета научной молодежи института, кандидат химических наук Алексей Субанаков и председатель Совета научной молодежи Бурятского научного центра СО РАН, кандидат исторических наук Евгений Нолев.

Лента новостей
30.03.2017

12:50 Происшествия

В Бурятии поймали первого в этом году виновника степного пожара

12:24 Экономика, бизнес

Врио главы Бурятии: создание благоприятного инвестиционного климата - моя личная цель

12:04 Погода

В Бурятии завтра воздух прогреется до 20 градусов

11:53 Общество

Рынок недвижимости Бурятии продолжает падать

11:25 Происшествия

В Улан-Удэ снова убита молодая девушка

11:20 Город

Школу №2 в Улан-Удэ обещают сдать к 1 сентября

11:15 Город

У избиркома Улан-Удэ сменился председатель

10:57 Экономика, бизнес

Бурятский хлеб признали лучшим в России

10:51 Эко-Новости

Врио главы предложит федеральному правительству исключить села и ОЭЗ из водоохранной зоны Байкала

10:44 Город

Улан-удэнец остался без горячей воды из-за 20-тысячного долга за тепло

10:26 Город

Улан-удэнская школа №2 готова дополнительно принять до 200 детей

10:17 Общество

В улан-удэнском СИЗО появился новый священник

10:07 Эко-Новости

В Байкальском заповеднике начались брачные танцы у глухаря

09:56 Экономика, бизнес

В Бурятии предлагают вернуть финансирование программы развития лечебно-оздоровительных местностей

09:18 Монголия

В Бурятии российские и монгольские спасатели подписали план по ликвидации трансграничных ЧС

09:01 Политика и власть

Врио главы Бурятии Алексей Цыденов предложил эксперту «Опоры России» возглавить фонд регионального развития

08:43 Город

Неизвестные в Улан-Удэ погнули стрелы у скульптуры Мэргэну

07:33 Экономика, бизнес

Фермеры Бурятии бесплатно получат неиспользуемые земли

07:26 Экономика, бизнес

Рабочая группа общественного контроля посетит скандальный автокластер «Тункинская долина»

07:08 Общество

В Улан-Удэ ищут студентку второго курса

07:00 Политика и власть

В Бурятии обсудили, как будут распределяться 200 миллионов рублей на благоустройство

06:31 Происшествия

Сотрудник одного из офисов Улан-Удэ стрелял из обреза на работе

06:27 Общество

В Бурятии сотрудники психоневрологического диспансера распоряжались пенсиями пациентов

06:14 Общество

Фонд дикой природы помог Тункинскому нацпарку купить полевое снаряжение

06:02 Общество

Школьники Бурятии напишут письмо в Монголию против строительства ГЭС на Селенге

06:00 Экономика, бизнес

Бурятия добилась снижения стоимости авиабилетов из Улан-Удэ

05:43 Общество

Особому отделу судебных приставов Бурятии передали крупные производства

05:22 Экономика, бизнес

Гендиректор ТГК-14 Виктор Мясник принял участие в инфраструктурном конгрессе в Москве

05:15 Политика и власть

Сенатор Вячеслав Мархаев предложил начать расследование о доходах Медведева

04:49 Происшествия

В Бурятии двое друзей ограбили 48 домов на сумму более двух миллионов рублей

Галина

30.03 09:33

а к кому нам  нищим пенсионерам обратиться ..во время выборов  работали в районе в штабе  Слипенчука ..но он до сих пор  не имеет ни капли совести  рассчитаться с нами...а мы народ ---ждем

Михаил Слипенчук заявил, что пока не обсуждал выборы главы Бурятии с руководителем партии Роста

Сказка

24.03 06:43

хахах видимо везде кроме Главпочтамта, там он сломан уже больше полугода

Почта России внедряет электронные очереди в отделениях Улан-Удэ

Иван

24.03 04:12

Ерунда!
Это было мое обращение. Лесхоз вообще обнаглел. Им вообще на все и на всех наплевать, ломают изгороди, уничтожают имущество людей. Это какой-то беспредел. Ни полиция, ни прокуратура, ни агентство лесного хозяйства, никто никаких мер не принимает. Говорят, что нарушений нет. Я даже через депутата хурала обращался во ВСЕ структуры в республике, отреагировал только минсельхоз. Я не заметил, чтоб кто-то понес наказание. Все очень нагло себя ведут!

В Бурятии наказали начальника лесхоза, который завалил участок местного жителя бревнами

Система Orphus